Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2868   2869   2870   2871   2872   2873   2874   2875   2876  2877   2878   2879   2880   2881   2882   2883   2884   2885   2886  » »»

элегий элегии о Саламине, С. приобрел известность завоеванием у  мегарян
острова Саламина. Вследствие нескольких неудач, которые понесли  афиняне
в  борьбе  с  мегарянами  из-за  Саламина,  предложения,  клонившиеся  к
возобновлению борьбы за "желанный" остров, были, будто бы, запрещены под
страхом смертной казни. Тогда С.  притворился  помешанным  и  прочел  на
площади свою элегию. Воодушевленные  ею  афиняне  начали  войну  и,  под
начальством С., завоевали остров.  Этот  рассказ  представляет  легенду:
остров Саламин был завоеван,  вероятно,  позднее,  Пизистратом  (к  тому
времени относится, может быть, и знаменитая  элегия).  Другой  заслугой,
стяжавшей С. широкую славу, предание считало  возбуждение  им  греков  к
священной войне против г. Кирры,  жители  которого  обижали  дельфийское
святилище. Наконец, С. приписывалось участие в разрешении дела о  лицах,
виновных в святотатственном избиении приверженцев Калона : С.  будто  бы
убедил виновных подчиниться суду тридцати. Говорили, что он подружился с
очищавшим  город  критским  жрецом  Эпименидом.  Вероятнее  всего,   что
действительной причиной возвышения С. и его  широкой  популярности  была
его поэтическая деятельность. С. писал  преимущественно  элегии,  темами
для которых он брал нравственные, социальные и политические вопросы.  По
сохранившимся (главным образом у биографов С., напр.  у  Плутарха,  и  у
Аристотеля в "Афинской политии") отрывкам его элегии мы можем  составить
себе понятие о его личности и  нравственной  философии.  Подобно  другим
"мудрецам" того  времени,  С.  интересовался  преимущественно  вопросами
практической морали. Он был врагом несправедливости и всяких крайностей:
ему приписывалось изречение: mhden agan = "все в меру". Благодаря  своим
элегиям, С. приобрел популярность,  как  сторонник  необходимых  реформ,
выказывавший сочувствие угнетенному демосу.  Внутреннее  состояние  Афин
было в то время (в конце VII и в начале VI в. до Р. Хр.) очень печально;
масса находилась в невозможных экономических  и  политических  условиях.
Болышая часть земли принадлежала немногим эвпатридским родам, так как  к
ним переходило много  крестьянских  участков,  вследствие  задолженности
массы крестьян. Mногиe попадали в положение гектемориев, т.  е.  наемных
рабочих, обрабатывавших земли знатных за  шестую  часть  урожая,  т.  е.
долю, слишком незначительную. Многие за долги попали  в  личную  кабалу,
некоторое  были  проданы  за  границу.  Наконец,  в   руках   эвпатридов
находились всецело и управление, и суд (четвертая глава  Аристотелевской
"Афинской политии" подложна:  рисуемый  ею  политический  строй  не  мог
существовать до С.). Кроме богатой знати и приниженной  массы  бедняков,
существовал уже довольно многочисленный средний класс, созданный  новыми
экономическими  факторами:  торговлей  и  промышленностью.  Этот  класс,
вместе с бедняками, был заинтересован в реформах - и на него должен  был
опираться С., равно как и на наиболее  благомыслящую  часть  эвпатридов.
Социальная рознь грозила опасной борьбой, результатом которой могла быть
тирания. По преданию, некоторые убеждали С. стремиться к тирании, но  он
отказался, потому что "тиран гибнет  сам  и  губит  свой  дом"  -  мотив
отказа, очень характерный для греческой морали  того  времени.  Наконец,
эвпатриды  сделали  уступку:  С.  был  по   общему   соглашению   выбран
примирителем  и   архонтом,   с   полномочием   произвести   необходимые
преобразования (594 - 593 г.). С. начал свою деятельность  с  облегчения
экономического положения массы, с "сейсахфии (сисахтии)". Сейсахфия была
мерой  радикальной:  она  состояла  в  отмене   всех   долгов,   которые
обеспечивались землей или личностью должника (некоторые думают, что были
уничтожены все вообще долги, но это сомнительно). Те, кто за долги попал
в личную зависимость, были освобождены. С. принял меры и к  тому,  чтобы
возвратить на родину по возможности всех, кто за  долги  был  продан  за
пределы Аттики: их выкупали, но на какие средства - неизвестно. Затем С.
запретил заключать долговые сделки,  в  которых  долг  обеспечивался  бы
личностью должника. Сейсахфия расчистила почву  для  дальнейших  реформ.
После нее С. преобразовал государственное устройство,  так  как  прежний
строй уже не соответствовал новым условиям. Сейсахфия была  единственной
радикальной мерой С.; во всей остальной реформаторской  деятельности  он
выказывает склонность к "золотой середине", к умеренности, к  возможному
примирению  новых  требований  с  сохранением  старого.  Законодательная
деятельность С. не ограничилась сейсахфией и реформой госуд. устройства:
он реформировал все афинское право, за исключением  уголовного,  которое
С. оставил в том виде, как его  установил  Дракон.  С.  внес  изменения,
во-первых, в семейное и родовое  право  (законы  о  сиротах-наследницах,
очень важный закон о  наследовании,  дозволивший  при  отсутствии  детей
распоряжение имуществом по  завещанию,  чем  нанесен  был  удар  родовой
замкнутости,  и   др.).   Он   ограничил   приобретение   земли   (чтобы
воспрепятствовать скоплению ее в немногих руках), регулировал  отношения
соседей по землевладению (напр., запретил затенять посадками на  границе
землю  соседа),  пользование  источниками  воды,   установил   некоторые
правила,    касающиеся    торговли    (запретил    вывоз    из    Аттики
сельскохозяйственных продуктов, кроме масла), преобразовал меры,  вес  и
монету (ввел в Афины эвбейскую систему), допустил свободу ассоциаций для
религиозных, торговых и других целей, принимал меры против роскоши (и  в
частности против роскоши женщин). Из других законов С.  важное  значение
имело  дозволение  каждому   приносить   жалобы   на   несправедливость,
причиненную  даже  лицу,  совершенно  постороннему  для   жалобщика,   и
требование, чтобы во время волнений  и  междоусобия  каждый  примыкал  к
одной из борющихся парий; кто  не  исполнял  этого,  подвергался  атимии
(цель этого закона - предохранить город oт  продолжительных  смут  и  от
захвата власти энергическим меньшинством,  опирающимся  на  политический
индиферентизм массы). Законы С. были  написаны  на  деревянных  таблицах
(кирбах), заключенных в рамы, поворачивавшиеся на оси. Так как подлинный
текст этих законов не сохранился, то трудно определенно  указать,  какие
из них действительно были  изданы  Солоном  и  какие  лишь  впоследствии
приписаны ему. Реформированное С. право оказалось живучее установленного
им  политического  строя  и  оказало  влияние  на  некоторые  позднейшие
законодательства (напр., на римские  законы  XII  таблиц).  С.  назначил
изданным им законам столетний (по другим известиям - десятилетний)  срок
и уехал из Афин. Он имел ввиду  свои  торговые  дела  и  желал  избежать
последствий  неудовольствия,  которое  он  возбудил  во  многих   своими
реформами: в отрывке одной из элегий он сам  говорит,  что  многие  были
недовольны им, так как он не произвел передела всей  земли,  на  который
они надеялись; другие (знатные) думали,  что  и  так  он  зашел  слишком
далеко. Полагали, что С. посетил тогда Кипр, Египет и  Лидию  (известный
легендарный рассказ о его пребываи при дворе Креза).  Возобновившаяся  в
Афинах борьба партий в  конце  концов  привела  к  установлению  тирании
Пизистрата,  которой  С.  пытался  противодействовать.   Когда   тирания

Страницы: «« « 2868   2869   2870   2871   2872   2873   2874   2875   2876  2877   2878   2879   2880   2881   2882   2883   2884   2885   2886  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь