Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2876   2877   2878   2879   2880   2881   2882   2883   2884  2885   2886   2887   2888   2889   2890   2891   2892   2893   2894  » »»

сравнительно редко. Выборочное хозяйство в сосновых насаждениях не может
вести к хорошим результатам, ввиду значительного светолюбия этой породы.
Искусственное  возобновление  С.,  весьма   обыкновенное   в   Германии,
производится посредством посева или  посадки.  Посевы  применяют  в  тех
случаях, когда для них не требуется обработки почвы, напр.  на  гарях  и
слабо задернелых песках, или при возможности подготовлять  почву  дешево
стоящим проведением плужных борозд,  причем  самый  посев  производят  с
помощью  сеялок,  дающих   возможность   сильно   уменьшить   количество
высеваемых   семян;   иногда   практикуется    также    посев    С.    с
сельскохозяйственными растениями. Невыгода посевов С. обусловливается, с
одной стороны, сравнительной дороговизной семян этой породы, с другой  -
густотой  получаемых  при  этом   насаждений,   невыгодной   для   столь
светолюбивой породы. Весьма часто, поэтому, прибегают к возобновлению  и
разведению  С.  посредством  посадки,  для  которой  служат  обыкновенно
однолетние или двулетние сеянцы: посадка более крупных растений является
неудобной  вследствие  того,  что  С.  в  молодости  развивает   длинный
стержневой  корень,  который  трудно  вынуть  без   повреждений,   а   в
повреждением  корня  эта  порода,  подобно  другим   хвойным.   довольно
чувствительна.  Сосновые  сеянцы  высаживают  обыкновенно  под  кол,   в
количестве от 10 до 20 тыс. шт. на десятину; такое  количество,  при  не
слишком плохих условиях роста, обыкновенно оказывается  достаточным  для
получения молодняка, начинающего смыкаться на 6-м, самое  позднее  -  на
10-м году. В посадных молодняках  С.  развивается  сравнительно  быстро,
причем сильно ветвится;  это  обстоятельство  давало  некоторым  авторам
повод  нападать  на  этот  способ   возобновления   и   признавать   его
принципиально непригодным для данной породы. Несмотря  на  эти  нападки,
число сторонников разведения сосны  посадкою  продолжает  расти  и  этот
способ в настоящее  время  является  в  Германии  едва  ли  не  наиболее
распространенным. - Способность С. расти на сухих песчаных почвах делает
ее незаменимой породой для укрепления сыпучих песков, которые образуются
или как наносы по берегам морей и  рек,  или  же  являются  результатами
неправильного хозяйства в  сосновых  борах.  См.  Миглинский,  "Культура
сосны" (Москва, 1896);  Колесов,  "Посадка  сосны  на  песчаных  почвах"
(Харьк., 1893; 2-е изд., 1900). В. Д.
   Сосницкий (Иван Иванович) - знаменитый актер (1794 - 1877). Отец его,
повидимому, был капельдинером. С. отдан был в театральное  училище  6-ти
лет и уже 13-и лет  выступал  на  большой  сцене,  в  драме  Крюковского
"Пожарский". Наибольшее участие в сценической карьере  С.  принял  князь
Шаховской, когда в 1811 г. устроил, так называемую,  молодую  труппу,  в
которую С. и был в том же году выпущен. Первый большой успех С.  имел  в
пьесе Шаховского: "Липецкие воды или урок кокеткам". С тех пор почти все
роли повес  и  вертопрахов  перешли  к  С.;  многие  авторы  стали  даже
специально переводить для него с французского пьесы с ролями его  амплуа
(между прочим, и Грибоедов  комедию  в  стихах  "Молодые  супруги").  Но
постепенно  роли  его  становились  все  разнообразнее.   Первенствующее
положениe  С.  приобретает  с  появлением  на  сцене  "Горя  от  ума"  и
"Ревизора". В "Горе от ума" (1829) С. играл и Чацкого, и  Загорецкого  и
Репетилова; последняя роль - одно из лучших созданий артиста -  осталась
за ним на всю жизнь. В "Ревизоре" (1836)  С.  создал  роль  Городничего,
вполне удовлетворив автора.  Главным  образом,  однако,  С.  приходилось
создавать свои типы в водевилях, заменявших  тогда  веселую  комедию,  в
драмах Кукольника и Полевого, и лишь изредка в  классических  переводных
пьесах ("Тартюф", Полоний - в "Гамлете", Арнольф  -  в  "Школе  женщин",
Вурм - в "Коварстве и любви"). Театр Островского С. мало  ценил  и  даже
восставал против него. Ocтровский появился,  когда  С.  шел  уже  шестой
десяток лет и артист был обойден в этих пьесах.  Он,  однако,  не  хотел
признавать своей старости и в письмах в близким знакомым много  жалуется
на то, что ему не дают новых ролей. В новом русском репертуаре  С.,  все
же, еще успел и в старческие годы  создать  несколько  типичных  лиц  (в
пьесах А. Потехина - "Мишура" и "Виноватая"; Н. Потехина -  "Доля-горе",
Пальма - "Благодетель", Устрялова - "Разрыв", Манна - "Паутина" и  др.).
Последняя сыгранная  им  роль  была  в  комедии  Минаева  "Либерал").  -
Белинский не сразу оценил С.; во время приезда его в Москву, он  написал
даже довольно ядовитую статью, озаглавив ее именем С. и наговорив в  ней
много про других актеров, но ни слова про С. Впоследствии, в Петербурге,
Белинский отдал вполне справедливость  С.  и  писал  о  нем:  "Сосницкий
превосходен, невозможно требовать большего отречения от личности, -  это
перерождение, подобное Протею. В этом его превосходство  над  Щепкиным".
С. был тоже превосходным учителем сценического  искусства.  Ему  всецело
обязана своей карьерой знаменитая Варвара Асенкова, сестры  Самойловы  и
др. В 1861 г. торжественно праздновался пятидесятилетний юбилей С.  и  в
1871 г. - шестидесятилетний. В частной жизни  С.  отличался  добродушным
характером. Жена артиста С.,. Елена Яковлевна, дочь  певца  Воробьева  -
была очень красива собой, выступила на сцену в 1814 г. сначала  в  опере
"Иван  Сусанин"  (роль  Алеши),  Шаховского   и   Кавоса.   Впоследствии
отличалась художественной разработкой тонких комических ролей.  Одна  из
лучших ролей С. - роль Сусанны в "Свадьбе  Фигаро".  С  годами  артистка
постепенно  меняла  свое  амплуа,  исполняя   постоянно   с   одинаковой
разработкой и успехом  свои  роли.  В  последние  годы  жизни  одним  из
блестящих созданий ее было исполнение роли Кауровой,  в  ком.  Тургенева
"Завтрак у предводителя". Умерла в 1855  г.,  жертвой  своего  ревнивого
отношения к своей  сценической  деятельности;  не  желая  уступить  роль
Ланской, она играла больная и болезнь обострилась. Ср. брошюру по поводу
юбилея С. (СПб. 1861  г.).  Статьи  в  "Художественн.  Листке"  Тимма  и
"Портретной  галерее"  Мюнстера;  "Летопись  русск,   театра"   Арапова;
"Хроника Спб. театра" Вольфа (с ошибками). Письма С.  к  Читау  ("Русск.
Вестн. ", 1882, ј 8), "Русская Старина" (1880,  т.  XXIX),  "Записки  П.
Каратыгина" (1880); статьи по поводу юбилея и некрологи: "Петерб. Вед. "
(1861), "Всемирная Иллюстр.", "Иллюстр. Газета", "Петербургский  Листок"
(1871), "Ежегодник импер. театров" за 1892 - 1898 гг. В. К.
   Сосуды - (кровеносные, анатом.) - О болезнях кровеносных С.  приведем
здесь, ввиду огромного значения для всего организма случаев  заболевания
кровеносных С., некоторые подробности. Заболевания С. могут быть местные
и более или менее равномерно распространенные по всей сосудистой системе
(разлитые, диффузные). Первые обусловливаются  повреждениями,  переходом
воспалительного процесса с соседних частей, воздействием бактерий или их
токсинов, занесенных  с  более  отдаленного  пункта,  напр.  с  клапанов
сердца, на внутреннюю оболочку (intima) С.; поражения более  крупных  С.
могут быть вызваны также изменениями в С. (vasa  vasorum),  питающих  их
самих  и  проходящих  в  их  наружной  оболочке  (advontitia).  Разлитые

Страницы: «« « 2876   2877   2878   2879   2880   2881   2882   2883   2884  2885   2886   2887   2888   2889   2890   2891   2892   2893   2894  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь