Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2879   2880   2881   2882   2883   2884   2885   2886   2887  2888   2889   2890   2891   2892   2893   2894   2895   2896   2897  » »»

опустошена гуннами, в 809 г.  завоевана  болгарами  и  получила  от  них
название Средец (Sredez),  от  византийцев  Triaditza,  от  крестоносцев
Stralicia. В 1382 г. С. попала в руки туркам; летом 1443  г.  город  был
разграблен и сожжен поляками и венграми Владислава III. 22 декабря  1877
г. город был взят русскими, под начальством Гурко, причем большая  часть
мусульманского населения бежала.
   Coфия Алексеевна - третья дочь царя Алексея Михайловича,  родилась  в
1657 году. Воспитателем ее был Симеон Полоцкий  .  После  смерти  Федора
Алексеевича на престол был избран  Петр  I  (1682  г.).  Вместе  с  этим
возвышалась партия Нарышкиных, родственники и приверженцы матери Петра I
Натальи Кирилловны. Партия Милославских, родственников первой жены  царя
Алексея Михайловича, во  главе  которой  стала  царевна  С.  Алексеевна,
воспользовалась  происходившими  тогда   волнениями   стрельцов,   чтобы
истребить главнейших представителей  партии  Нарышкиных  и  парализовать
влияние на государственные дела Натальи Кирилловны. Результатом  явилось
провозглашение 23 мая 1682 г. двух царей, Иоанна  и  Петра  Алексеевича,
которые должны были править совместно, причем Иоанн остался первым царем
а Петр - вторым. 29 мая, по настоянию стрельцов, за  малолетством  обоих
царевичей, правительницей государства была провозглашена  царевна  С.  С
этой  поры  и  до  1687  г.  она  сделалась  фактически   правительницей
государства. Была сделана даже попытка провозгласить ее царицей, но  она
не нашла сочувствия среди стрельцов .  Первым  делом  С.  было  усмирить
волнение, поднятое раскольниками, которые, под предводительством  Никиты
Пустосвята,  добивались   восстановления   "старого   благочестия".   По
распоряжению С., главные предводители раскольников были схвачены; Никита
Пустосвят казнен. Против раскольников  были  приняты  суровые  меры:  их
преследовали, били кнутом, а наиболее упорных предавали сожжению.  Вслед
за раскольниками были усмирены стрельцы. Начальник стрелецкого  приказа,
кн.  Хованский,  приобретший  большую  популярность  среди  стрельцов  и
обнаруживавший на каждом шагу свое высокомерие не только по отношению  к
боярам, но и к С., был схвачен и казнен. Стрельцы смирились. Начальником
стрелецкого приказа был назначен думный дьяк Шакловитый  .  При  С.  был
заключен вечный мир с Польшей в 1686 г. Россия получила  навсегда  Киев,
уступленный раньше по Андрусовскому миру  (1667)  только  на  два  года,
Смоленск ; Польша окончательно отказалась  от  левобережной  Малороссии.
Тяжелые обстоятельства,  нападения  турок,  принудили  Польшу  заключить
такой, невыгодный для ее, мир. Россия обязалась за него помочь Польше  в
войне с Typцией, которую Польша вела  в  союзе  с  немецкой  империей  и
Венецией. Вследствие принятого Россией на  себя  обязательства,  любимец
С., кн. В. В. Голицын , два раза ходил в Крым.  Эти  так  наз.  Kрымскиe
походы (в 1687 и 1689 г.) окончились неудачей. Во время  первого  похода
была зажжена степь. В этом обвинили малороссийского гетмана Самойловича,
не сочувствовавшего вообще походу. Он был низложен, а на его  место  был
избран Мазепа. Русское войско принуждено было вернуться. Во второй поход
русские дошли уже до Перекопа, Голицын начал  было  переговоры  о  мире;
переговоры затянулись, войско ощущало сильнейший недостаток  в  воде,  и
русские принуждены были воротиться, не заключив мира.  Несмотря  на  эту
неудачу, С.  наградила  своего  любимца,  как  победителя.  С  Китаем  в
правление С. был заключен Нерчинский договор (1689 г.), по которому  оба
берега Амура, завоеванные и занятые  казаками,  были  возвращены  Китаю.
Договор  этот  был  заключен  окольничим  Федором  Головиным  и   вызван
постоянными  столкновениями  с  китайцами,  угрожавшими  даже  настоящей
войной. Правление С. продолжалось до 1689  г.,  пока  Петр  I  занимался
потехами. В этом году ему  исполнилось  17  лет  и  он  задумал  править
самостоятельно.  Враждебно  настроенная  против  С.  Наталья  Кирилловна
говорила  о  незаконности  правления  С.  Шакловитый   вздумал   поднять
стрельцов в защиту интересов С., но они не послушались. Тогда он решился
погубить Петра и его мать. Замысел этот не удался, так как Петру донесли
о намерениях Шакловитогоо, и царь уехал из Преображенского, где он  жил,
в ТроицкоСергиевскую лавру. С. уговаривала Петра возвратиться в  Москву,
но безуспешно посылала с этой целью бояр, наконец,  патриарха.  Петр  не
поехал  в  Москву,  не  возвратился  и   патриарх   Иоаким,   лично   не
расположенный к С. Видя неуспех своих просьб, С.  отправилась  сама,  но
Петр не принял ее и требовал выдачи Шакловитого и известного  Сильвестра
Медведева и других ее сообщников. С. не выдала их сразу, а обратилась за
помощью к стрельцам, к народу,  но  никто  ее  не  слушал;  иноземцы,  с
Гордоном  во  главе,  ушли  к  Петру;  стрельцы  принудили   С.   выдать
сообщников. В. В. Голицын был сослан, Шакловитый, Медведев и  состоявшие
в заговоре с ними стрельцы были казнены.  С.  должна  была  удалиться  в
Новодевичий монастырь; оттуда она не переставала  разными  таинственными
путями поддерживать сношения  со  стрельцами,  которые  были  недовольны
своей службой. Во время пребывания Петра за границей (1698 г.)  стрельцы
подняли восстание, с целью между прочим, поручить правление снова  С.  .
Восстание  стрельцов  кончилось   неудачей,   главарей   казнили.   Петр
возвратился из-за границы. Казни повторились  в  усиленной  степени.  С.
была пострижена в монашество под именем Сусанны. Пред  окнами  ее  кельи
Петр велел повесить несколько трупов  казненных  стрельцов.  Сестра  С.,
Марфа,  была  пострижена  под  именем  Маргариты  и   была   послана   в
Александровскую  слободу,  в  Успенский  монастырь.  С.   оставалась   в
Новодевичьем монастыре и содержалась там  под  самым  строгим  надзором.
Сестрам запрещено было видеться с нею кроме Пасхи и храмового  праздника
в Новодевичьем монастыре. Умерла С. в 1704 г. По общему мнению, С.  была
человек   большого,   выдающегося   "великого   ума   и   самых   нежных
проницательств, больше мужска ума исполненная дева" -  как  выразился  о
ней  один  из  ее  врагов.  Суждения  о  ней  историков  не   отличаются
беспристрастием и в большинстве случаев далеко не  сходны  между  собою.
При Петре и в первое время после смерти Петра к личности  С.  относились
очень враждебно, считали ее врагом петровских преобразований, закоснелой
защитницей старины  и  умственного  мрака.  Только  в  конце  XVIII  ст.
делаются попытки снять хоть часть обвинений с Софии. К деятельности  ее,
как правительницы, с  уважением  относился  Г.  Ф.  Миллер;  Карамзин  и
Полевой  признавали  С.  замечательной  женщиной,   ослепленной   только
властолюбием. Устрялов говорит о С. с негодованием, называя  ее  русскою
Пульхерией. И. Е. Забелин видит в С. воплощение византийских идеалов.  В
своей деятельности она имела  определенную  цель,  "твердо  и  неуклонно
решилась вести борьбу с мачехою, идти к своей  властолюбивой  цели;  она
вела решительный заговор против брата и его семьи". Для Соловьева  София
- "богатырь-царевна", "пример исторической  женщины,  освободившаяся  из
терема, но не вынесшая из него нравственных сдержек и не нашедшая  их  в
обществе". Подобным же образом многое  в  деятельности  С.  объясняет  и

Страницы: «« « 2879   2880   2881   2882   2883   2884   2885   2886   2887  2888   2889   2890   2891   2892   2893   2894   2895   2896   2897  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь