Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2870   2871   2872   2873   2874   2875   2876   2877   2878  2879   2880   2881   2882   2883   2884   2885   2886   2887   2888  » »»

Нерест начинается  в  мае.  Сомы  разбиваются  на  пары,  которые  затем
охраняют выметанную икру. Число икринок определяется в  100000,  диаметр
их 3 мм. В Вост. Сибири и Средней Азии водится другой вид сома  (Silurus
asotus Pall.) темного цвета, с 4 усиками,  длиною  более  1/2  метра.  В
бассейне Амура водятся два вида рода Масгоnes (усиков 8, спинной плавник
с шипом и сидит  спереди  от  брюшных,  жировой  плавник  развит)  -  М.
fulvidraco Rich., длиною до 300 мм., и М. ussuriensis Dyb., длиною до  1
м., с очень длинным цилиндрическим телом. В Туркестане в  горных  речках
водится Exostoma oschanini Herzenst. (усиков 8, спинной плавник с шипом,
но сидит не спереди от брюшных, жировой плавник есть, голова и  передняя
часть тела утолщены, жаберная щель мала вследствие  того,  что  жаберные
перепонки приросли к коже нижней стороны головы), длиною около 200 - 300
мм.
   Н. Книпович.
   Сом в промысловом отношении имеет для России весьма важное  значение,
встречаясь в Каспийском бассейне (р.  Урал,  Волга,  Кура)  в  громадном
количестве.  По  сведениям  за   1897   г.,   этой   рыбы   поймано   на
каспийско-волжском рыболовстве 562570 шт., в том  числе  540830  штук  в
реках и 21740 штук в море. Уральское рыболовство дает 6000 -  7000  пуд.
этой рыбы. С. Наибольшее значение С.  имеет  в  рыбном  промысле  южного
Каспия и впадающих в него рек, особенно в реке Куре, где в глубоких ямах
ниже Божьего промысла (Сальяны) С. набирается многими тысячами на зимние
лежбища (с осени), где  и  вылавливается  в  большом  количестве.  Кроме
перечисленных мест, С. в промысловом количестве ловится в  Аму-Дарье,  в
р. Дону, Днепре и Днестре. С. крайне прожорливы, что при  его  величине,
силе.  и  громадной  пасти,  усаженной  мелкими  зубами  делает  его  не
безопасным даже для людей. Известны случаи, что  крупные  С.  хватали  и
топили купающихся детей. Истребление же домашней водяной  птицы  (гусей,
уток),  особенно  в  омутах  близ  мельничных  плотин  -  явление  самое
обыкновенное. С.  питается  преимущественно  рыбой,  которую  не  только
хватает ртом, но и убивает ударом хвоста,  "плеском".  Хищничество  этой
рыбы особенно вредное проявляется с первого же года его жизни: сомята  4
- 6 месяцев, как выяснено посредством  вскрытий  их  желудков,  питаются
преимущественно молодью севрюги, отчасти белуги. Таким  образом  молодые
сомята представляют злейших врагов наиболее ценной красной рыбы.  Способ
лова сомов весьма разнообразен: их ловят неводами, баграми, ы  и  т.  п.
Наиболее оригинальным и весьма добычливым  способом  лова  является  так
называемое "клоченье" С. Лов этот производится  с  лодки  ручной  донной
удочкой, называемой лягушкой.  Непременной  принадлежностью  этого  лова
является так наз. "клок" - деревянная колотушка  с  выдолбленной  в  ней
ямкой.  Удар  этого  клока  на  поверхности  воды  производит   особенно
характерный звук, на который  С.  подходит  к  месту  лова  и  берет  за
лягушку. Мясо С. крайне жирно и цена на него стоит обычно выше,  чем  на
сазана, жереха и др. частиковых рыб р. Волги. В Москве нередко С. сходит
за красную рыбу. В продажу тело С.. поступает (в  соленом  виде)  обычно
без  головы  и  с   обрубленным   хвостом.   Из   плавательного   пузыря
приготовляется "сомовий клей", идущий отчасти в  замену  более  дорогого
рыбьего клея осетровых пород. Н. Б - н.
   Соната (не следует смешивать с сонатной формой).  До  конца  XVII  С.
называлось собрание инструментальных  пьес,  а  также  вокальный  мотет,
переложенный на инструменты. С. разделялись на  два  рода:  камерную  С.
(sonata da camera),  состоявшую  из  прелюдий,  ариозо,  танцев  и  пр.,
написанных в разных тональностях, и церковную С. (sonata da  chiesa),  в
которой преобладал контрапунктический стиль. Ряд инструментальных  пьес,
написанных для многих  оркестровых  инструментов,  назывался  не  С.,  а
большим   концертом   (concerto   grosso).   Позднейшая    С.    состоит
преимущественно из  четырех  частей:  первая  часть  в  скором  темпе  в
сонатной форме, вторая часть  в  медленном  темпе,  в  простейшей  форме
рондо, третья часть - менуэт, введенный Гaйднoм, или  скерцо,  введенное
Бетховеном, в форме песни с трио, и финал, в более сложной  форме  рондо
или в сонатной форме. Прием С. встречается не только в С. для фортепиано
или для фортепиано и скрипки или виолончели, но и в трио для фортепиано,
скрипки  и  виолончели,  квартетах,  секстетах,  октетах  для   струнных
инструментов, квартетах, квинтетах, секстетах, септетах  для  фортепиано
со  струнными,  септетах,  октетах,  нонетах,  децетах  для  струнных  с
духовыми. Все эти сочинения относятся  к  области  камерной  музыки.  С.
применяется и в концертах для сольного инструмента с оркестром, а  также
в симфониях. В С. вводили иногда поэтический программный элемент,  напр.
Кунау  (первая  половина   XVIII   ст.),   Бетховен   ор.   71   (Sonate
caracteristique: les adieux, l'absence et le retour). В позднейшее время
собрание пьес в одно целое получило название С., потому что некоторые из
этих пьес написаны в сонатной форме. Н. Соловьев.
   Сонатная форма - При возникновении С.  формы,  до  XVII  ст.,  каждая
пьеса,  предназначавшаяся  для  исполнения  на  инструменте,  называлась
сонатой (от sonare или suonare  -  звучать),  а  для  пения  -  кантатой
(cantare - петь). Вокальные пьесы, переложенные на орган или  клавикорд,
носили тоже название. В таких пьесах  украшение  фиоритурами  составляло
необходимый  прием.  Кроме  того,   для   оживления   их   прибегали   к
сопоставлению контрастов их, причем одна часть мелодии  инструментальной
пьесы разукрашивалась фиоритурами, а другая  часть  сопровождалась  лишь
сдержанными аккордами. Для контраста прибегали иногда к исполнению одной
части forte, а другой piano. С. форма с двумя  самостоятельными  темами,
контрастирующими   между   собой,   является   у   Доменико   Скарлатти,
считающегося основателем С. формы, получившей в конце XVIII  ст.  полное
развитие. Установившаяся С. форма начинается с главной партии (период) в
главной тональности, побочной  партии  с  новой  темой  (преимущественно
период), в тональности по квинтовому направленно вверх с  главной.  Если
главная  партия  в  миноре,  то  нередко  побочная  партия   пишется   в
параллельной  мажорной  тональности.  За  побочной  следует  в  той   же
тональности заключительная партия (предложение, реже  период),  с  новой
темой.  Этим  заканчивается  первый  отдел   сонатной   формы,   который
повторяется. Второй отдел состоит из разработки тем первого отдела.  Вся
тема или ее часть (мотив) повторяется на разных ступенях. В  этот  мотив
вносится  новый  элемент.  Мотив  дополняется,  немного   видоизменяется
ритмически, иногда расширяется, затем переходят к  другой  теме  первого
отдела, прибегают к полифоническим приемам,  делая  имитацию  из  мотива
темы. Нередко в разработке прибегают к  секвенциям.  Вообще,  разработка
скорее должна  напоминать  тематический  материал  первого  отдела,  чем
представлять  точное  его  повторение.  Принцип   разработки   -   новое
музыкальное строение на основании предыдущего  материала.  В  разработке

Страницы: «« « 2870   2871   2872   2873   2874   2875   2876   2877   2878  2879   2880   2881   2882   2883   2884   2885   2886   2887   2888  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь