Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2870 2871 2872 2873 2874 2875 2876 2877 2878 2879 2880 2881 2882 2883 2884 2885 2886 2887 2888 » »» Нерест начинается в мае. Сомы разбиваются на пары, которые затем охраняют выметанную икру. Число икринок определяется в 100000, диаметр их 3 мм. В Вост. Сибири и Средней Азии водится другой вид сома (Silurus asotus Pall.) темного цвета, с 4 усиками, длиною более 1/2 метра. В бассейне Амура водятся два вида рода Масгоnes (усиков 8, спинной плавник с шипом и сидит спереди от брюшных, жировой плавник развит) - М. fulvidraco Rich., длиною до 300 мм., и М. ussuriensis Dyb., длиною до 1 м., с очень длинным цилиндрическим телом. В Туркестане в горных речках водится Exostoma oschanini Herzenst. (усиков 8, спинной плавник с шипом, но сидит не спереди от брюшных, жировой плавник есть, голова и передняя часть тела утолщены, жаберная щель мала вследствие того, что жаберные перепонки приросли к коже нижней стороны головы), длиною около 200 - 300 мм. Н. Книпович. Сом в промысловом отношении имеет для России весьма важное значение, встречаясь в Каспийском бассейне (р. Урал, Волга, Кура) в громадном количестве. По сведениям за 1897 г., этой рыбы поймано на каспийско-волжском рыболовстве 562570 шт., в том числе 540830 штук в реках и 21740 штук в море. Уральское рыболовство дает 6000 - 7000 пуд. этой рыбы. С. Наибольшее значение С. имеет в рыбном промысле южного Каспия и впадающих в него рек, особенно в реке Куре, где в глубоких ямах ниже Божьего промысла (Сальяны) С. набирается многими тысячами на зимние лежбища (с осени), где и вылавливается в большом количестве. Кроме перечисленных мест, С. в промысловом количестве ловится в Аму-Дарье, в р. Дону, Днепре и Днестре. С. крайне прожорливы, что при его величине, силе. и громадной пасти, усаженной мелкими зубами делает его не безопасным даже для людей. Известны случаи, что крупные С. хватали и топили купающихся детей. Истребление же домашней водяной птицы (гусей, уток), особенно в омутах близ мельничных плотин - явление самое обыкновенное. С. питается преимущественно рыбой, которую не только хватает ртом, но и убивает ударом хвоста, "плеском". Хищничество этой рыбы особенно вредное проявляется с первого же года его жизни: сомята 4 - 6 месяцев, как выяснено посредством вскрытий их желудков, питаются преимущественно молодью севрюги, отчасти белуги. Таким образом молодые сомята представляют злейших врагов наиболее ценной красной рыбы. Способ лова сомов весьма разнообразен: их ловят неводами, баграми, ы и т. п. Наиболее оригинальным и весьма добычливым способом лова является так называемое "клоченье" С. Лов этот производится с лодки ручной донной удочкой, называемой лягушкой. Непременной принадлежностью этого лова является так наз. "клок" - деревянная колотушка с выдолбленной в ней ямкой. Удар этого клока на поверхности воды производит особенно характерный звук, на который С. подходит к месту лова и берет за лягушку. Мясо С. крайне жирно и цена на него стоит обычно выше, чем на сазана, жереха и др. частиковых рыб р. Волги. В Москве нередко С. сходит за красную рыбу. В продажу тело С.. поступает (в соленом виде) обычно без головы и с обрубленным хвостом. Из плавательного пузыря приготовляется "сомовий клей", идущий отчасти в замену более дорогого рыбьего клея осетровых пород. Н. Б - н. Соната (не следует смешивать с сонатной формой). До конца XVII С. называлось собрание инструментальных пьес, а также вокальный мотет, переложенный на инструменты. С. разделялись на два рода: камерную С. (sonata da camera), состоявшую из прелюдий, ариозо, танцев и пр., написанных в разных тональностях, и церковную С. (sonata da chiesa), в которой преобладал контрапунктический стиль. Ряд инструментальных пьес, написанных для многих оркестровых инструментов, назывался не С., а большим концертом (concerto grosso). Позднейшая С. состоит преимущественно из четырех частей: первая часть в скором темпе в сонатной форме, вторая часть в медленном темпе, в простейшей форме рондо, третья часть - менуэт, введенный Гaйднoм, или скерцо, введенное Бетховеном, в форме песни с трио, и финал, в более сложной форме рондо или в сонатной форме. Прием С. встречается не только в С. для фортепиано или для фортепиано и скрипки или виолончели, но и в трио для фортепиано, скрипки и виолончели, квартетах, секстетах, октетах для струнных инструментов, квартетах, квинтетах, секстетах, септетах для фортепиано со струнными, септетах, октетах, нонетах, децетах для струнных с духовыми. Все эти сочинения относятся к области камерной музыки. С. применяется и в концертах для сольного инструмента с оркестром, а также в симфониях. В С. вводили иногда поэтический программный элемент, напр. Кунау (первая половина XVIII ст.), Бетховен ор. 71 (Sonate caracteristique: les adieux, l'absence et le retour). В позднейшее время собрание пьес в одно целое получило название С., потому что некоторые из этих пьес написаны в сонатной форме. Н. Соловьев. Сонатная форма - При возникновении С. формы, до XVII ст., каждая пьеса, предназначавшаяся для исполнения на инструменте, называлась сонатой (от sonare или suonare - звучать), а для пения - кантатой (cantare - петь). Вокальные пьесы, переложенные на орган или клавикорд, носили тоже название. В таких пьесах украшение фиоритурами составляло необходимый прием. Кроме того, для оживления их прибегали к сопоставлению контрастов их, причем одна часть мелодии инструментальной пьесы разукрашивалась фиоритурами, а другая часть сопровождалась лишь сдержанными аккордами. Для контраста прибегали иногда к исполнению одной части forte, а другой piano. С. форма с двумя самостоятельными темами, контрастирующими между собой, является у Доменико Скарлатти, считающегося основателем С. формы, получившей в конце XVIII ст. полное развитие. Установившаяся С. форма начинается с главной партии (период) в главной тональности, побочной партии с новой темой (преимущественно период), в тональности по квинтовому направленно вверх с главной. Если главная партия в миноре, то нередко побочная партия пишется в параллельной мажорной тональности. За побочной следует в той же тональности заключительная партия (предложение, реже период), с новой темой. Этим заканчивается первый отдел сонатной формы, который повторяется. Второй отдел состоит из разработки тем первого отдела. Вся тема или ее часть (мотив) повторяется на разных ступенях. В этот мотив вносится новый элемент. Мотив дополняется, немного видоизменяется ритмически, иногда расширяется, затем переходят к другой теме первого отдела, прибегают к полифоническим приемам, делая имитацию из мотива темы. Нередко в разработке прибегают к секвенциям. Вообще, разработка скорее должна напоминать тематический материал первого отдела, чем представлять точное его повторение. Принцип разработки - новое музыкальное строение на основании предыдущего материала. В разработке Страницы: «« « 2870 2871 2872 2873 2874 2875 2876 2877 2878 2879 2880 2881 2882 2883 2884 2885 2886 2887 2888 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |