Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2883   2884   2885   2886   2887   2888   2889   2890   2891  2892   2893   2894   2895   2896   2897   2898   2899   2900   2901  » »»

метелки приводят обыкновенно метелки злаков (овса, полевицы и мн.  др.),
но эти метелки -  смешанные  С.,  представляющие  соединения  колоска  с
кистью. 4) Сложный зонтик,  обыкновенно  встречающийся  у  зонтичных,  -
зонтик, где вместо цветов развиты простые  зонтики;  цветоножки  простых
зонтиков (umbellula) называются здесь вторичными лучами; кольцо  кроющих
листьев, находящихся при их основании,  -  покрывальцем  (involucellum);
ветви же, несущие простые  (вторичные)  зонтики,  называются  первичными
лучами, круг кроющих листьев у их основания -  покрывалом  (involucrum).
Не всегда, впрочем, в сложном зонтике развиты покрывало  и  покрывальца;
иногда не бывает то того, то другого, а иногда  обоих  одновременно.  5)
Сложная головка встречается крайне редко, напр. у мордовника  (Echinops)
из сем.  сложноцветных,  где  весьма  мелкие  одноцветковые  (вторичные)
головки собраны в крупную первичную головку.
   С. Смешанные С. Смешанные С.  могут  быть  двух  родов,  во-первых  -
такие, в которых соединены разные С. одного и того же типа  (ботрические
с  ботрическими,  цимозные  с  цимозными)  и,  во-вторых,  разных  типов
(ботрические с цимозными).
   I.  К  первой  категории  относятся  С.,   представляющие   следующие
соединения: 1) колосков с кистью, т. е.  такие  С.,  в  которых  колоски
расположены кистью (у Melica nutans, Bromus racemosus),  2)  колосков  с
метелкой ("метелка" многих злаков: мятлика, овсяницы, костра и пр.);  3)
головок с кистью (у белокрыльника, Petasites); 4) головок с зонтиком, т.
е. головки расположены зонтиком (у тысячелистника, полевой рябинки  и  у
др.); 5) головок с метелкой,  т.  е.  головки  расположены  метелкой  (у
полыни); 6) дихазиев и плейохазиев с монохазиями (у Sedum, Sempervivum и
др. толстянковых); 7) при  взаимном  соединении  цимозных  С.  возникают
очень запутанные С.,  из  которых  одно  так  назыв.  anthela  ("букет";
впрочем,  меткого  русского  названия  для  него   нет,   представляющее
собственно  pleiochasium,  в  котором  боковые  ветви  не   представляют
определенной конфигурации, так что все С. весьма  неопределенной  формы;
таково С. у некоторых ситников (Juncus lamprocarptus, tenuis, alpinus  и
др.).
   II. Ко второй категории относятся С., в которых 1) головки  соединены
с pleiochasium, т.  е.  представляющие  такой  pleiochasium,  в  котором
отдельные цветки заменены  головками  (у  Scabiosa,  Crepis,  Hieracium,
Anthemis и у мног. друг. сложноцветных); 2) дихазии с сережкой, т. е.  в
сережке вместо цветков находятся дихазии (сложные сережки березы,  ольхи
и др.); 3) дихазии  и  плейохазии  с  метелкою  (так  назыв.  пирамидка,
гроздь, thyrsus, у сирени, винограда, Ligustrum;  у  названных  растений
последние ветви метелки обыкновенно образуют дихазии или плейохазий); 4)
дихазии или плейохазии с кистью, т. е. такие кисти, где цветки дихазиями
или плейохазиями; таковы, напр., С. у губоцветных  (Labiatae),  напр.  у
шлемника (Scutellaria), шалфея (Salvia) и у др.; у этих растений  цветки
располагаются ложными мутовками, образуя на конце стебля и ветвей кисть;
сами же мутовки представляют дихазии или плейохазии.
   С. Р.
   Социальная психология. - В классификации абстрактных наук,  созданной
Контом  и  исправленной  Миллем  и  Спенсером,  место  психологии  между
биологией и социологией. Если, с  одной  стороны,  новейшая  психофизика
является наукой, стоящей на рубеже между психологией и биологией, то,  с
другой стороны, также должна  существовать  особая  научная  дисциплина,
которая равным образом  представляла  бы  собой  связующее  звено  между
психологией и социологией.  Индивидуум,  как  таковой,  есть  не  только
организм, но и продукт общества, членом которого он является перед нами.
Отдельное я получает извне  впечатления  не  только  от  окружающей  его
физической среды, но и от других таких же я, т. е. от общества,  которое
является для него тоже своего рода средою. В настоящее  время  в  разных
социальных науках даже особенно сильна тенденция сводить  индивидуум  на
среду и видеть в индивидуальной психике лишь своего рода продукт психики
коллективной. Но и  эта  последняя  понимается,  конечно,  не  в  смысле
"народного  духа"  романтиков,  которые  противополагали  народный   дух
индивидуальной душе,  как  нечто  от  нее  отличное  и  независимое.  С.
психика, как явление реального мира, не существует вне  той  или  другой
совокупности  индивидуумов  и  является  лишь   продуктом   психического
взаимодействия  единиц.  Каждый  из  нас  испытывает  на  себе   влияние
коллективной  психики,  приобщаясь  к  ней  чрез  непосредственное   или
посредственное общение с другими людьми, но в то же время такое  общение
наше с другими оказывает на них свое влияние и тем самым  производит  то
или другое  действие  на  С.  психику,  хотя  бы  это  действие  и  было
минимальным. Первичным элементом всех явлений, подлежащих изучению в  С.
психологии, следует считать психическое действие одного  индивидуума  на
другой, которое само может быть весьма многообразным по  своим  способам
(жесты, мимика, речь  и  т.  п.)  и  не  менее  разнообразным  по  своим
результатам. Один из первых, начавших систематически изучать этот вопрос
- Н. К. Михайловский; он с особым вниманием отнесся к той стороне такого
психического движения, которая  может  быть  выражена  словом  внушение.
Помимо того особого значения, какое этот термин  получил  в  гипнотизме,
внушение  играет  громадную  роль  в  психической  жизни  человека.  Сам
психический процесс действия индивидуума на индивидуум именно  в  том  и
состоит, что мы постоянно бессознательно или сознательно внушаем  другим
то или другое  из  нашего  внутреннего  мира  и  подвергаемся  таким  же
внушениям со стороны других. Правда, многие внушения проходят совершенно
бесследно для нашей психической жизни, но другие вызывают к себе то  или
другое отношение, т. е. или отрицательное, или положительное.  Последнее
мы называем подражанием, которое Тард даже делает таким  же  законом  С.
жизни, каким является наследственность в жизни  органической.  Некоторые
специальные случаи внушения и подражания давно уже  сделались  предметом
научного исследования, каковы эпидемии морального характера у психиатров
и  преступления  толпы  у   криминалистов.   Результатами   психического
взаимодействия являются основные  отличительные  черты,  кладущие  общий
отпечаток на лиц, находящихся  между  собой  в  постоянном  общении  или
вообще вращающихся в той или другой  среде.  Так  создаются  и  народные
характеры, что даже дало  повод  создать  особое  направление  в  науке,
известное под названием психологии народов.  С.  психология  разработана
еще крайне мало.
   Н. К.
   Сочи (Даховский пос.) - пос. Черноморской  губ.,  на  берегу  Черного
моря, при устье рч. С. С С и СВ пос. защищен отрогами  Кавказского  хр.,
покрытыми густыми лесами. В С. находятся окружное управление,  пристань,
карантино-таможен. пост.  Упрощенное  городское  управление.  Жит.  1309

Страницы: «« « 2883   2884   2885   2886   2887   2888   2889   2890   2891  2892   2893   2894   2895   2896   2897   2898   2899   2900   2901  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь