Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3328   3329   3330   3331   3332   3333   3334   3335   3336  3337   3338   3339   3340   3341   3342   3343   3344   3345   3346  » »»

первым знакомым ему инструментом, на котором он услыхал арию Церлины  из
"Дон Жуана"  Моцарта.  В  продолжение  всей  жизни  Ч.  сохранил  особое
благоговение к этому великому композитору.  Музыкальный  слух  и  память
проявились у Ч. рано. В 1845 г. Ч. начал учиться игре на  фортепиано,  а
через три года читал ноты не  хуже  своей  учительницы.  Год  спустя  Ч.
играл.  на  фортепиано  как  взрослый.  Способность   фантазировать   за
фортепиано проявилась у Ч. в 50-х годах. Во время  своего  пребывания  в
училище Правоведения,  Ч.  не  проявлял  среди  товарищей  своих  особых
стремлений к музыке. В 1859 г. Ч., окончив курс, поступил  на  службу  в
департамент министерства юстиции. Жизнерадостный юноша беспечно проводил
время; никто не подозревал, что в нем таится будущий крупный музыкальный
деятель. Даже Кюндингер, у которого он занимался игрой на фортепиано, не
видел в своем ученике ничего особенного. Он решился, однако, поступить в
петербургскую  консерваторию,  не  смотря   на   довольно   скептическое
отношение родственников к его намерению. Вера в свое призвание у Ч. была
так сильна, что однажды, не смотря на  свою  врожденную  скромность,  он
сказал брату: "С Глинкой мне может быть не сравняться, но  увидишь,  что
ты будешь гордиться родством со мной".  Занимался  Ч.  в  классе  теории
композиции профессора Н. И. Зарембы, позднее - в  классе  инструментовки
А. Г. Рубинштейна. Оставив службу, Ч. испытывал  материальную  нужду.  В
1865 г. Ч. окончил курс  консерватории  с  серебряной  медалью,  написав
кантату на оду Шиллера: "К радости". Другие его консерваторские работы -
увертюра к "Грозе" и танцы сенных  девушек,  включенные  впоследствии  в
оперу "Воевода". При основами консерватории в Москве в 1866  г.  Ч.  был
приглашен туда профессором гармонии. В 1866  г.  Ч.  дебютировал  перед.
московской и петербургской публикой увертюрой Fdur, с успехом средним. В
том же году Ч. начал первую симфонию; в следующем году andante и  скерцо
из нее исполнялись в русском  музыкальном  обществе  в  СПб.  К  периоду
1866-67 г. относятся еще увертюра на датский  гимн  и  ряд  фортепьянных
пьес: "Воспоминание о Гапсале", обративших на себя всеобщее внимание.  В
1867 г. Ч. начал писать оперу "Воевода" и в том  же  году  в  Москве,  в
симфоническом собрании, были исполнены танцы из нее. Первая ого симфония
целиком была исполнена в симфоническом собрании рус. муз. общ. в 1868 г.
с большим успехом. Постоянная нужда  в  деньгах  заставила  Ч.  заняться
критической деятельностью. От  этого  тягостного  для  него  занятия  он
отказался,  как  только  материальные  условия  его  улучшились.   Опера
"Воевода", поставленная в 1869 г. в Москве, имела успех, но в 70-х годах
сам автор уничтожил ее, сохранив только  небольшую  часть  материала.  С
таким  же   недовольством   относился   Ч.   к   своему   симфоническому
произведению: "Фатум" (1868 г.), исполнявшемуся как в Москве,  так  и  в
Петербурге. Вторая опера Ч., "Ундина", оконченная в 1869  г.,  сцены  не
видала. Она тоже уничтожена автором в 1873 г., за исключением  некоторых
номеров, вошедших впоследствии в другие сочинения Ч. Осенью 1869  г.  Ч.
пишет  увертюруфантазию  "Ромео  и  Джульетта",  с  которой   начинается
настоящее его значение в истории искусства. Хотя это произведение  имело
в  Москве  успех  средний,  но  впоследствии  оно  немало  содействовало
популяризации имени Ч. В том же  году  Ч.  написал  шесть  романсов,  из
которых "Нет,  только  тот",  "И  больно,  и  сладко",  "Слеза  дрожит",
"Отчего", "Ни слова, о  друг  мой"  сразу  завоевали  всеобщий  интерес.
Ступенями к славе были для него также первый квартет d-dur (1871), опера
"Опричник" (1872), симфоническая фантазия  "Буря"  (1873).  На  конкурсе
рус. муз. общ. в 1875 г.  его  опере  "Кузнец  Вакула"  была  присуждена
первая  премия.  Данная  в  Петербурге  в  1876  г.,  она  не  оправдала
возлагавшихся  на  нее  ожиданий;  впоследствии  сам   Ч.   признал   ее
недостатки. За ней последовала опера "Евгений Онегин", которой, вместе с
шестой симфонией, написанной в конце жизни Ч., суждено было  увековечить
его имя. Сначала Ч. не  верил  в  успех  "Онегина",  называя  эту  оперу
скромным произведением,  написанным  по  внутреннему  увлечению.  Первое
представление этой оперы состоялось в московской консерватории 17  марта
1879 г. Успех был средний; надо полагать, что причиной тому было отчасти
и исполнение учеников. В апреле 1883 г. "Евгений Онегин" исполнен был  в
Петербурге в музыкально-драматическом кружке под управлением К. К.  Зике
и имел несомненный успех. На императорской сцене в Петербурге он  шел  в
первый раз 19 октября 1884 г.  С  каждым  спектаклем  возрастала  любовь
публики к этому лучшему произведению Ч. В 1877 г. произошла  перемена  в
материальной обстановке Ч., благодаря Н.  Ф.  фонМекк,  предложившей  Ч.
ежегодную субсидию в 6 тыс. рублей. Это дало  Ч.  возможность  посвятить
все свои силы композиторской деятельности; а когда  Ч.  хорошо  работал,
то, по его словам, это значило, что он хорошо себя чувствовал. Сочинения
Ч., эпизодически проникавшие за границу и находившие таких  поклонников,
как Бюлов, все более и более там  распространялись,  особенно  благодаря
концертам в Париже, под управлением Н. Г. Рубинштейна (2-й  фортепьянный
концерт "Буря", серенада и вальс для скрипки); на всемирной  выставке  в
1878 г. В  том  же  году  Ч.  написал  литургию  св.  Иоанна  Златоуста.
Следующая опера: "Орлеанская  дева"  (1879),  с  либретто,  составленным
композитором  преимущественно  по  Шиллеру  в  переводе  Жуковского,  не
оправдала надежд композитора. Она была  дана  в  Петербурге  в  1881  г.
Шумный успех первого представления не повторился на втором, и  опера  не
стала репертуарной. Большую удачу Ч.  имел  с  оперой  "Мазепа"  (1883),
поставленной в Москве в 1884  г.,  гораздо  меньшую  -  с  "Чародейкой",
имевшей в Петербурге, где она была в первый раз поставлена  в  1887  г.,
посредственный успех. Репутация Ч., как оперного композитора; воспрянула
с "Пиковой дамой", поставленной в Петербурге в первый раз 7 декабря 1890
г. Эта опера,  не  сходящая  с  репертуара,  по  своей  популярности  не
уступает "Евгению Онегину". Она обошла, наравне с последней, все оперные
сцены России. Эти две оперы проникли  за  границу,  где  их  не  покидал
успех. Последняя  опера  Ч.,  "Иоланта",  дана  в  Мариинском  театре  в
Петербурге 6 декабря 1892 г., вместе с его же балетом:  "Щелкунчик".  Не
менее обширна была деятельность Ч., как симфониста. Его шесть  симфоний,
три сюиты, программная симфоническая музыка, балеты  "Лебединое  озеро",
"Спящая красавица", "Щелкунчик" представляют чрезвычайно ценный вклад  в
область русской музыки. Драматическая опера - задача сложная,  требующая
рельефности, чувства  меры,  пропорциональности  в  частях,  сжатости  и
цельности в общем. Хотя Ч. эта задача не всегда давалась, тем  не  менее
он проявил во многих сценах (в  "Евгении  Онегине",  "Мазепе",  "Пиковой
даме") замечательное мастерство, да и в других его операх есть множество
отдельных  красот;  каждая  из  них  представляет  крупный  интерес  для
развитого музыканта. В симфонической музыке Ч., как говорится, был более
у  себя  дома.   Сплошной   музыкальный   интерес,   богатство   красок,
удивительная способность извлекать из оркестра разнообразнейшие эффекты,

Страницы: «« « 3328   3329   3330   3331   3332   3333   3334   3335   3336  3337   3338   3339   3340   3341   3342   3343   3344   3345   3346  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь