Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3403   3404   3405   3406   3407   3408   3409   3410   3411  3412   3413   3414   3415   3416   3417   3418   3419   3420   3421  » »»

руках духовенства, так как только из этого сословия могли  они  получать
достаточно  образованных   учителей.   Программа   школ   опиралась   на
александрийскую энциклопедию, но в ней с V в. по Р. Хр. стали  различать
два отдела - тривиум (грамматика, риторика и  диалектика)  и  квадривиум
(остальные  науки  энциклопедии).  В  течение  средних  веков   особенно
посчастливилось тривиуму. Особенное влияние на развитие Ш. в VII - Х вв.
оказали  бенедиктинцы,  так  как  уставом  этого  ордена  предписывалось
учреждение Ш. На Западе в это время остаются те  же  три  типа,  которые
сложились и на христианском Востоке, но  под  наименованием  приходских,
монастырских и соборных. Мецкий епископ Хродеганг (742
   - 766) особенно известен ревностью к  школьному  делу:  он  вменил  в
обязанность подчиненному ему духовенству учреждать Ш. при всех  приходах
и является в  этом  отношении  предшественником  Карла  Великого.  Эпоха
последнего отмечена в истории просвещения возникновением народной  Ш.  с
принудительным характером для всего населения. При преемниках Карла Вел.
в школьном деле все возвращается на старые пути, и мысль о  народной  Ш.
снова возникает лишь в XVII в. у Ратихия и Коменского, осуществление  же
этой мысли принес с собою только XIX в. В Х и XI вв. особенное  значение
получают  монастырские  Ш.,   представлявшие   два   вида:   одни   были
предназначены для подготовки  клира  и,  по  месту  расположения  внутри
ограды монастыря, назывались внутренними,  другие  же  открывали  доступ
светскому элементу и, будучи расположены  за  оградой,  носили  название
внешних. С  конца  XIII  в.  заметны  попытки  освободиться  от  влияния
духовенства в учреждении свободными городами городских  латинских  Ш.  и
братьями общей жизни ( род монашеского ордена)
   - собственных Ш. Средним же  векам  обязана  своим  возникновением  и
высшая Ш. (университеты в Болонье, Саламанке, Коимбре, Париже,  затем  в
Праге, Вене, Гейдедьберге, Лейпциге и др.), но так как  между  низшей  и
высшей Ш. не было  посредствующей  ступени,  то  университетам  пришлось
восполнять   этот   пробел   требованием,   чтобы   занятия   медициной,
юриспруденцией или богословием начинались не  иначе,  как  по  окончании
подготовительного,  так  назыв.  артистического  факультета.  Наряду  со
школами,  состоявшими  в  ведении  духовенства  или  городов,   начинают
возникать частные Ш.  для  обучения  начаткам  грамоты  и  школы,  здесь
занимались недоучившиеся бурсаки, писцы  и  т.  п.  Гуманизм  не  создал
какого-либо нового типа Ш., но, слившись в XVI в.  с  Реформацией,  лишь
косвенно влиял на  образование  того  типа  средней  Ш.,  который  и  до
настоящего  времени  остается  господствующим,  а  именно   гимназии   в
современном смысле этого  слова.  Общеобразовательное  значение  древних
языков, на которое указывал гуманизм, стало отличительным признаком того
направления в средней Ш., которое носит  название  гуманистического  или
классического. В противовес ему, под  влиянием  Коменского  и  Локка,  в
первой половине XVIII в. возникает реальная Ш., в которой  первоначально
были слиты общеобразовательные и утилитарные цели. Мало помалу,  однако,
утилитарные  элементы  отпали,   благодаря   учреждению   разного   рода
профессиональных школ, особенно в ХIХ в., и реальная Ш.  осталась  одним
из  типов  средней  общеобразовательной  Ш.  В  настоящее  время  усилия
просвещенных стран прежде всего направлены к просвещению  народных  масс
путем введения общедоступного и общеобразовательного обучения в народных
Ш.  Результатом  этих  стремлений  явилось   почти   полное   отсутствие
неграмотных среди новобранцев в  Швеции  и  почти  повсюду  в  Германии.
Достигнуто  такое  положение  полным  обособлением  Ш.  от   воздействия
духовенства и постоянными заботами о народном учителе.  Народная  Ш.  не
ограничивается  элементарной  ступенью  обучения,  но  дает  (напр.,   в
немецких мещанских Ш.) весьма обстоятельные сведения  по  Закону  Божию,
родному языку, математике, географии и истории.  Много  споров  вызывает
повсюду, не исключая и России, общеобразовательная средняя Ш.  Гуманизм,
по-видимому,  обнаруживает   склонность   признать   общеобразовательное
значение  и  новых  языков,  реализм  же  постепенно  освобождается   от
балласта, попавшего в Ш. под влиянием чисто утилитарных взглядов  на  ее
задачи. Профессиональные Ш. представляют много разновидностей,  особенно
же важны для  развития  Ш.  заведения  разных  наименований  (семинарии,
нормальные Ш., педагогиумы), предназначенные для подготовки учителей.  В
области    высшей    Ш.    рядом    с    университетами,     удержавшими
общеобразовательные    и    профессиональные     элементы,     возникают
политехникумы, специальные академии, институты и т. п. Ср.  К.  Schmidt,
"Geschichte der Paedagogik" (4 т; по-русски, М.,  1877  -  81);  Raгmer,
"Geschichte der Paedagogik" (4 т., 5  изд.,  Штутгарт,  1877;  по-русски
переведены только два тома); К. А. Schmidt, "Geschichte  der  Erziehung"
(5 т., Штутгарт и Б., 1884 - 1901); Ziegler, "Geschichte der Paedagohik"
(Мюнхен, 1894); Paulsen, "Geschichte des gelehrten Unterrichts  auf  den
dentschen Schulen und  Universitaeten"  (2  изд.,  1896);  Модзалевский,
"Очерк истории воспитания и обучения" (2 ч., 3 изд., СПб.,  1892  -  99,
составлено по Шмидту и Раумеру), Я. К.
   Шлаттер (Иван Андреевич) - директор спб. монетного двора.  Родился  в
немецкой слободе в Москве; рано посвятил себя изучению рудокопного  дела
и сделал в нем большие успехи. Петр  Великий  дал  ему  место  во  вновь
учрежденной берг-коллегии и при его помощи произвел многие  улучшения  в
плавильных заводах и на петербургском монетном дворе.  Ему  принадлежат:
"Историческое описание  потребного  дела  при  монетном  искусстве",  со
многими  градированными  фигурами,   в   двух   частях   (СПб.,   1736);
"Обстоятельное наставление рудному делу", с описанием рудокопных мест  и
пр.. в трех частях (СПб., 1760 - 62); "Описание  Камчатки"  (хранится  в
рукописи в Имп. публичной библиотеке)  и  др.  Умер  в  1768  г.  -  Ср.
Новиков, "Опыт исторического словаря о российских писателях" и  Гельвиг,
"Русские избранники" ("Русская Стаpинa", 1886, ј 4, стр. 104).
   В. Г - в.
   Шлиман  (Генрих  Schliemann)  -  знаменитый  археолог-самоучка.   Сын
бедного     протестантского     пастора,     родился     в     Нейбукове
(Мекленбург-Шверин), по свидетельству  его  автобиографии,  в  1822,  по
другому свидетельству - в 1818 г. Детство  провел  в  Анкерсгагене,  где
ходило немало рассказов о различных кладах, и  был  старинный  замок,  с
крепкими стенами и таинственными ходами. Все это сильно  действовало  на
воображение  ребенка.  С  8  лет,  после  того,  как  отец  подарил  ему
"Всемирную  историю  для  детей"  с  картинками  и,  между   прочим,   с
изображением  объятой  пламенем  Трои,  его  мечтой  делается   открытие
Гомерической Трои, в существование которой он  непоколебимо  верил.  Его
семью постигли несчастия, вследствие которых он не мог окончить курс  ни
в гимназии, ни в реальном училище, и вынужден был поступить сидельцем  в
мелочную  лавку,  затем  юнгой  на  корабль,  плывший  в  Венесуэлу.   У

Страницы: «« « 3403   3404   3405   3406   3407   3408   3409   3410   3411  3412   3413   3414   3415   3416   3417   3418   3419   3420   3421  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь