Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3396   3397   3398   3399   3400   3401   3402   3403   3404  3405   3406   3407   3408   3409   3410   3411   3412   3413   3414  » »»

г. им был взят Нотенбург, при участии Петра. Оттуда  он  пошел  вниз  по
правому берегу Невы и взял Ниеншанц. Затем Ш. занял  Копорье,  Ямбург  и
этим закончил покорение Ингрии. В Эстляндии Ш. взял Везенберг. В 1704 г.
Ш. осадил Дерпт, который в начале штурма сдался.  В  это  время  начался
бунт в Астрахани. Петр Вел., понимая, какая опасность грозит  ему,  если
бунт разрастется в этой неспокойной местности, послал туда Ш. В 1705  г.
Ш. взял  Астрахань.  Когда  волнение  было  усмирено,  Петр  Вел.  щедро
наградил Ш.; он получил  более  2  400  дворов;  сын  его  из  комнатных
стольников был произведен в  полковники.  Вернувшийся  из  Астрахани  Ш.
сейчас же был послан в  Курляндию.  Здесь  при  Гемауертгофе  он  разбит
Левенгауптом;  участвовал  также  в  неудачной  для  русских  битве  при
Головчине. В Полтавской битве начальствовал над  центром.  Участвовал  в
прутском походе; затем был послан с Шафировым для  заключения  мира.  По
возвращении из Константинополя принимал участие в походах в Померанию  и
Мекленбург. Всю жизнь Ш. отдал на служение Петру, но по своему  тяжелому
характеру и неприязни к Меньшикову не пользовался расположением царя. Он
горько  жаловался,  что  ему  приходится  исполнять  на  старости  чужие
приказания, что Петр ему ничего не пишет и  не  исполняет  его  просьбы.
Горячий западник,  он  тем  не  менее  симпатизировал  царевичу  Алексею
Петровичу и не участвовал в суде над ним. Умер в 1719 г.
   Шеридан (Ричард Бринслей Sheridan) -  знаменитый  англ.  драматург  и
политический деятель, родился в Дублине 30 окт. 1751 г., умер в  Лондоне
7 июля 1816 г. Комедия Ш. "Школа злословия" - единственная действительно
живая пьеса английского  репертуара  конца  XVIII  в.  Она  ставится  на
английских сценах и до сих пор. Некоторый интерес представляют и  другие
две комедии Ш., "Соперники" и "Критик". Этим по чти и исчерпывается  все
его  литературное  наследие.  Непроизводительность  Ш.  как   драматурга
объясняется, может быть, тем, что театр всегда был для него не целью,  а
средством. Природное  чисто  ирландское  остроумие  с  первых  же  шагов
доставило ему успех и известность,  но  как  только  то  и  другое  было
достигнуто, он перенес весь свой интерес на другое поприще. Отец Ш.  был
актер, соперник Гаррика, приятель Джонсона. Мать Ш.  была  писательница,
автор романов и комедии "Открытие", в которой Гаррик нашел себе одну  из
своих  лучших  ролей.  Театр  был,  таким   образом,   главным   оплотом
благосостояния родителей Шеридана, но честолюбие их заставляло  смотреть
на него лишь, как на переходную ступень к литературе и лучшему положению
в обществе. Совершенно так же отнесся  к  театру  и  молодой  Ш.,  когда
оказалось необходимым искать себе заработка.  Случилось  это  немедленно
после его женитьбы на  девице  Линлей,  известной  красавице  и  певице,
дочери музыкального антрепренера Линлея; Ш.  увез  ее  из  родительского
дома и тайно  обвенчался  с  нею  в  Калэ.  Когда  2З-летний  Ш.  и  его
семнадцатилетняя жена поселились в Лондоне, единственными средствами  их
были 3 000 ф. Жена Ш. могла бы продолжать петь в опере, но это  казалось
Ш. унизительным и он предпочел открыть  светский  салон,  в  который  ее
пение привлекало бы избранное  общество.  При  таких  затеях  надо  было
искать выгодного  заработка.  Ш.  легко  сочинял  стихи,  в  большинстве
случаев  светские,  и  имел  огромный  успех,   как   салонный   остряк.
Столкновение с прежними многочисленными  женихами  его  теперешней  жены
подсказывало ему сюжет для комедии.  Так  возникли  "Соперники",  полные
воспоминаний о недавнем прошлом сезоне в Бати. На  первом  представлении
пьеса эта провалилась (17 января 1775 г.), но после некоторых  переделок
имела  громкий  успех.  Как  драматург,  Ш.  возвращался  к  Конгриву  и
Фаркюгару,  к  так  назыв.  драме  ранней  Реставрации.  Он  порывал   с
сентиментализмом Стиля и шел в этом отношении за Футом и Гольдсмитом.  В
его комедии театр  переставал  быть  холодно  морализующим  и  напыщенно
слезливым. Остряк и светский повеса, Ш. вдунул в него жизнь и постоянную
веселость. Вслед за "Соперниками" Ш. поставил  в  том  же  сезоне  фарс:
"День св. Патрика". Вероятно, при помощи  жены  и  в  сотрудничестве  со
старым Линлеем он к ноябрю того же года  скомпилировал  оперу  "Дуэнья".
Первый год писательской деятельности Ш.  был,  таким  образом,  особенно
продуктивен. В результате получились и значительные  денежный  средства.
Быстрыми шагами  пошел  Ш.  к  той  широкой  жизни,  о  которой  мечтал.
Комплимент д-ру Джонсону, вставленный Ш. в  пролог  к  трагедии  Саваджа
"Сэр Томас Овербери", открыл ему двери в литературный клуб. В 1776 г. Ш.
вошел в часть с Гарриком в  театре  Дрюрилен.  С  судьбой  этого  театра
связана вся остальная жизнь Ш. Для этого театра  была  им  написана  его
знаменитая "Школа злословия"; тут же был игран  и  "Критик",  этот  злой
ответ завистникам Ш.,  обвинявшим  его  -  как  думают  теперь  историки
литературы, совершенно несправедливо - в плагиатах. Истинного  увлечения
сценой у Ш., однако, никогда  не  было;  не  было  и  истинной  любви  к
искусству вообще. В эти годы восстановления Шекспира, живя и  работая  с
тем самым Гарриком, который впервые заставил понять величие "Гамлета"  и
"Макбета", Ш. относился с холодным равнодушием в гениальному поэту.  Как
директор театра,  он  выказывал  денежную  изворотливость,  останавливая
своей неотразимой улыбкой сердитых кредиторов, умел со  всеми  ладить  и
быстро направлять дело, но каких-либо определенных артистических  целей,
по-видимому, не преследовал вовсе. "Критик" был последней его  комедией.
Говорят, будто актер Келли сказал однажды Ш., что он не пишет из  страха
перед  автором  "Школы  злословия",  которого  не  надеется   превзойти.
Истинная причина его молчания заключается скорее в том,  что  Ш.  больше
всего любил жизнь со всем, что в ней  веселого  и  блестящего,  а  легко
дававшееся ему литературное дело, может быть, даже  и  недолюбливал,  по
лени и отсутствию истинно артистических интересов.  Может  быть,  именно
этой антилитературностью Ш. и объясняется особая  живость  его  комедий,
пробивающаяся  даже  сквозь  тяготеющую   над   ними   ложноклассическую
условность. С конца 1770-х годов начинается деятельность  Ш.  как  члена
палаты общин, где он занял место на скамьях оппозиции, среди  вигов.  Он
был в то время близок к Берку и Фоксу, а противником имел Питта,  только
что начинавшего свою политическую карьеру. В начале на Ш.,  по-видимому,
его  друзья  возлагали  большие  надежды;  во  время  непродолжительного
министерства Фокса он занимал должность секретаря казначейства.  Главная
сила Ш. и  на  политической  арене  заключалась  в  быстроте  реплики  и
остроумии, то злом, то добродушном. 7 февраля 1787 г., 3, 6  и  10  июня
1788 г. Ш. произнес свои знаменитые  речи  против  Варрен  Гастингса  по
делам Индии и имел самый блестящий ораторский успех. Но это было  первым
и последним серьезным вмешательством Ш.  в  политику.  Его  политической
карьере особенно мешало то,  что,  сблизившись,  как  виг,  с  тогдашним
принцем Валлийским,  Ш.,  по-видимому,  зашел  слишком  далеко  в  своей
услужливости и не сумел себя поставить при дворе. От  него  одновременно
отвернулись  и  его  политические  друзья,  и  сам  принц,   на   личное

Страницы: «« « 3396   3397   3398   3399   3400   3401   3402   3403   3404  3405   3406   3407   3408   3409   3410   3411   3412   3413   3414  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь