Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3399   3400   3401   3402   3403   3404   3405   3406   3407  3408   3409   3410   3411   3412   3413   3414   3415   3416   3417  » »»

видов. Третий глаз Ш. обладает особо разрушительной  силой.  При  помощи
его Ш. испепелил бога любви  Каму  за  то,  что  тот  осмелился  внушить
любовные мысли супруге Ш. Парвати. Этот же глаз  сжигает  своим  блеском
всех  богов  и   тварей   при   периодических   разрушениях   вселенной.
Местопребывание Ш.
   - священная гора Кайласа на С  за  Гималаем.  Здесь  его  окружают  и
охраняют  полубоги  Якшасы  и  множество  различных  духов,   получающих
приказания от приемного сына Ш., бога войны Сканды, от  Ганеши,  Куберы,
Вирабхадры, рассматриваемого иногда как одно из воплощений  Ш.  Как  бог
разрушения, Ш. нередко отождествляется с Мртью (смерть), и  его  древнее
имя Пашупати ("покровитель  скота")  приобретает  значение:  "повелитель
человеческой скотины" или "владыка жертв", так  как  культ  Ш.  требовал
кровавых жертв. В Бенаресе  Ш.  является  предметом  культа  под  именем
Вишвешвары  (всевладыки).  Некоторыми  учеными  (напр.,  Вурмом  в   его
"Geschichte der lndischen Religion") высказывалось мнение, что Ш.  -  не
арийское божество, а дравидическое. Но оно не может быть принято в  виду
несомненной  связи  между  ведийским  богом  Рудрой  и   позднейшим   Ш.
Несомненно, однако, что во многих местах под культом  местного  Магадевы
скрывается древний, туземный культ какого-нибудь местного  божества.  Но
подобные  подстановки  не  отражаются  обыкновенно  на  общей  концепции
данного божества. Собрание подлинных текстов, относящихся к  Ш.,  издано
J. Мuir'ом ("Sanscrit Texts", 2 изд., 1873,  т.  IV).  См.  также  Барт,
"Религии Индии" (М., 1898), гл. 5, "Индуизм").
   С. Булич.
   Шиллинг  фон  Капштатт  (барон  Павел  Львович,  1786   -   1837)   -
изобретатель  электромагнитного  телеграфа  и  ориенталист.  Состоял  на
военной службе, в 1814 г. перешел в министерство иностранных дел. В 1827
г. был назначен председателем комитета по изданию законов и с  этого  же
года состоял членом-корреспондентом Имп. академии наук; был отправлен  в
Монголию и к  границам  Китая,  занимался  изучением  китайского  языка,
собрал  множество  интересных   китайских,   тибетских   и   монгольских
рукописей, находящихся теперь в музее академии наук. Ш. первый  придумал
и устроил в C.-Пeтербурге электромагнитный телеграф. Ему же  принадлежит
идея  применения  гальванического  тока  для  взрыва  мин  и  инициатива
устройства литографии  при  министерстве  иностранных  дел.  В  1886  г.
праздновалось столетие со дня рождения  Ш.,  а  в  1900  г.  последовало
Высочайшее повеление о постановке  памятника  Ш.  в  С.-Петербурге.  Ср.
"Исторический  Вестник"  (1886);  "Сборник  распоряжений   по   главному
управлению почт и телеграфов" (1886).
   Шиллинг (нем. Schilling, англ. Shilling) -  старогерманская  монетная
единица = 12 пфеннингам. Название  Ш.  происходит  от  древнегерманского
слова  Scellan=schallen  =  звучать.  Ценность  Ш.  с  течением  времени
понижалась. Пред введением в Германии  современной  монетной  системы  в
Гамбурге, Любеке и Мекленбурге обращались под именем Ш. мелкие разменные
монеты разной ценности. В  Великобритании  Ш.  равняется  1/20  фунта  =
приблизительно немецкой марке.
   Шинкель (Карл-Фридрих Schinkel) - знаменитый  немецкий  архитектор  и
живописец, родился 13 марта 1781 г.,  в  Нейруппине  (в  Бранденбургской
провинции), где его отец был супер-интендантом; начал свое образование в
тамошней гимназии; потеряв отца, в 1795 году переселился в Берлин и стал
учиться у архитектора Давида Гилли, а когда его  не  стало,  поступил  в
ученики к его сыну, Фридриху.  Последний,  поклонник  и,  по  тогдашнему
времени, хороший знаток древнегреческой архитектуры, внушил Ш. любовь  к
ней и оказал большое влияние на направление его таланта. По  смерти  Фр.
Гилли (в 1800 г.), он принял на себя  продолжение  всех  частных  работ,
начатых его наставником, что не мешало ему, однако, посещать  берлинскую
строительную академию для изучения  теоретической  части  архитектуры  и
относящихся  к  ней  вспомогательных  наук,  а  вместе  с  тем   служить
рисовальщиком и моделировщиком на одной из берлинских фабрик фарфора.  В
1803 г. он отправился в Истрию, Италию и Сицилию, рисовал там  ландшафты
и костюмы, писал копии с исторических картин, главным же образом  изучал
памятники античного зодчества, и в 1806  г.  возвратился  чрез  Париж  в
Берлин.  Это  было  крайне  неблагоприятное   время   для   деятельности
архитекторов,  и  Ш.   пришлось   заниматься   писанием   ландшафтов   и
архитектурных видов.  Из  исполненных  им  тогда  картин  в  особенности
известна  "Цветущая  пора  Греции",  подаренная   берлинским   городским
управлением супруга нидерландского принца Фридриха (грав.  Виттгефт).  В
1808 - 14 гг. Ш. писал, сперва для Гнейзенау, а потом для  В.  Гроциуса,
панорамы, из которых больше других прославились изображавшие "Палермо" и
"Семь  чудес  света".  В  1810  г.   он   был   назначен   асессором   в
новоучрежденную в Берлине строительную депутацию, в  1811  г.  избран  в
члены тамошней академии художеств,  в  1815  г.  получил  титул  тайного
советника по строительной части, в 1819 г. сделался членом  технического
отделения  при  прусском   министерстве   промышленности,   торговли   и
правительственных сооружений, в 1820  г.  профессором  и  членом  совета
строительной  академии  и,  наконец,  в  1839  г.   главным   директором
правительственных зданий. Вскоре после того он заболел  параличом  мозга
и,  промучившись  13  месяцев,  умер  9   октября   1841   г.   Художник
высокоталантливый  и  многосторонний,  Ш.  занял  в  истории   искусства
почетное место, как обновитель  немецкой  архитектуры,  выведший  ее  из
застоя, в котором она находилась при начале XIX столетия;  он  стремился
возродить зодчество классической древности, преимущественно эллинское, и
применять его, не нарушая его принципов, к условиям северного климата  и
к потребностям новейшей жизни, в чем и успевал,  в  большинстве  случаев
проявляя при этом  свое  тонкое  чувство  изящного  и  практический  ум.
Главные его  произведение  выдержаны  все  в  более  или  менее  строгом
греческом стиле. Таковы: проект королевского дворца на афинском акрополе
(1834),     оставшийся     неосуществленным,     превосходный     проект
великокняжеского дворца в Орианде,  в  Крыму,  также  не  приведенный  в
исполнение, боковые пристройки к Потсдамским воротам, в Берлине (1836  -
40),  гауптвахты  в  Берлине  и  Дрездене,  здание   Берлинского   музея
(считающееся лучшим из всех созданий Ш.),  драматический  театр,  дворцы
наследного   принца   прусского   и   принца   Карла,    астрономическая
обсерватория, инженерное и артиллерийское училища, все шесть в  Берлине,
Николаевская церковь и Казино в Потсдаме, Аугустеум в Лейпциге и  некот.
друг. Менее удачны постройки Ш. в средневековом стиле, как  напр.  замки
Курник и Бабельсберг, близ Потсдама, ратуша в Циттау, берлинские  дворцы
принца прусского на Парижской площади, дворец гр. Редерна,  Вердеровская
церковь, памятник на Крейцберге. О стремлении  Ш.  соединять  гармонично
формы старинной немецкой архитектуры с формами древнегреческой  особенно

Страницы: «« « 3399   3400   3401   3402   3403   3404   3405   3406   3407  3408   3409   3410   3411   3412   3413   3414   3415   3416   3417  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь