Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3398   3399   3400   3401   3402   3403   3404   3405   3406  3407   3408   3409   3410   3411   3412   3413   3414   3415   3416  » »»

   - прототипу Ш., связанному с разрушителями Марутами (сыновья Рудры) и
иногда с другим разрушительным богом - Агни (бог огня).  У  Рудры  здесь
замечаются две стороны: одна  -  светлая,  другая  -  разрушительная.  В
Ригведе его славят, как владыку гимнов и жертв, целителя, блестящего как
солнце,   лучшего   и   добрейшего   из   богов,   наделяющего    пищей,
благосостоянием и здоровьем людей и животных, прогоняющего болезни, но в
то же время вооруженного громовой палицей, луком  и  стрелами,  грозного
разрушителя, подобного дикому зверю и восседающего на боевой  колеснице.
В Яджурведе длинная молитва, посвященная  Рудре,  так  наз.  Шатарудрия,
перечисляет ряд эпитетов Рудры: он благосклонен  (civa)  и  не  страшен,
освобождает от бед, является первым  божественным  целителем-врачом,  но
наружность его не свойственна  светлому  божеству:  у  него  синяя  шея,
красное тело, 1000 глаз и  1000  колчанов.  Здесь  же  Рудра  называется
загадочным  эпитетом  Триамбака  (имеющий  трех  матерей),   отражающим,
по-видимому,  легенду  о  трехкратном  рождении  Агни   и   становящимся
впоследствии одним из обычных эпитетов Ш. В Атхарва-веде Рудра  является
еще покровителем скота, но грозные черты его уже усиливаются: он темный,
черный, губительный, ужасный; его умоляют удалиться куда-нибудь в другое
место и не грозить людям гибелью, ядом,  небесным  огнем.  Рядом  с  ним
являются второстепенные боги Бхава (благосклонный) и Шарва  (стрелец  из
лука), сливающиеся впоследствии с новым образом  Ш.,  и  Кала  -  время,
производящее и пожирающее все вещи - впоследствии одна из форм или  один
из атрибутов Ш. В брахманах (и уже в Яджурведе) Рудра  получает  обычные
эпитеты Ш.: Ишана, или Ишвара (владыка,  господь)  и  Магадева  (великий
бог). О Рудре рассказываются здесь уже известные впоследствии легенды  о
рождении Ш., его победах  над  непокорными  демонами  -  Асурами,  город
которых (Трипура) он разрушает. Рудра отвечает здесь спрашивающим богам:
"Я один был прежде, есмь и буду; никто не превосходит меня;  я  вечен  и
невечен, видим и невидим, Брахма и не Брахма". В другом месте говорится:
"Он один только Рудра, он  -  ишана,  божественный,  Магешвара  (великий
владыка), Магадева... Есть только один Рудра, и для другого нет места...
он без начала, средины или конца,  единый,  все  проникающий,  блаженный
дух, полный чудес, супруг  Умы  (впоследствии  имя  одной  из  жен  Ш.),
верховный владыка, трехглазый, с синим горлом, тихий... Он - Брахма, Ш.,
Индра, не знающий гибели, блистательный. Он - Вишну, дыхание жизни, дух,
верховный бог; он - все, что было и  будет,  он  -  вечен.  Познав  его,
человек преодолевает смерть" и т. д.  Здесь  Рудра  поднимается  уже  до
высоты верховного божества, отожествляемого с другими  великими  богами.
Наконец, в Рамаяне является и великий и бог Ш., хотя и с  чертами  более
личными; он ведет здесь борьбу с Вишну, принимает  поклонение  вместе  с
Брахмой, Вишну и Индрой, но в то же время признает божественность Рамы и
занимает не столь высокое положение, как Вишну. Магабхарата также ставит
выше Вишну и его форму - Кришну. Но и здесь встречаются места, в которых
Ш. занимает высшее положение и  сам  принимает  поклонение  от  Вишну  и
Кришны. Здесь также уже намечаются некоторые из качеств  и  особенностей
Ш., которые получают впоследствии особое развитие в пуранах. Наблюдаются
и  попытки  примирить  соперничество  между  Ш.   и   Вишну   путем   их
отожествления, подобно  тому  как  это  выражено  впоследствии  в  поэме
Гариванша, где  утверждается,  что  "нет  никакого  различия  между  Ш.,
существующим  в  образе  Вишну,  и  Вишну,  существующим  в  форме  Ш.".
Шиваитские пураны уже вполне определенно  провозглашают  главенство  Ш.,
развивая  и  дополняя  мифы  и  беглые  намеки  древних   источников   в
бесчисленных легендах и рассказах, посвященных прославлению излюбленного
ими божества. Таким  образом  мало-помалу  ведийский  Рудра,  далеко  не
первый среди божеств  ведийского  пантеона,  превратился  в  великого  и
могучего Ш., третьего члена индийской троицы  и  верховного  бога  своих
поклонников шиваитов. Обыкновенно  Ш.  рассматривают  как  олицетворение
разрушительного принципа, но на деле его мифологический характер гораздо
шире и богаче различными чертами. Под  именем  своего  прототипа  Рудры,
ставшим теперь уже эпитетом или прозвищем  Ш.,  или  под  другим  именем
Магакала ("великое время"), Ш. является грозным разрушителем. Но как Ш.,
или Шанкара ("благосклонный"), Ш. изображает  творческую  силу  природы,
восстановляющей то,  что  ею  же  было  разрушено,  и  в  этой  роли  он
почитается, как Ишвара и Магадева. Символом его в этом  значении  служит
линга, или эмблема фаллоса, один или вместе  с  соответствующим  женским
символом  йони  (санскр.  yoni  =  vulva).  Как  олицетворение  сурового
аскетизма   и   религиозного   размышления,    которыми    приобретаются
сверхъестественные силы, совершаются всякие чудеса,  достигается  высшее
знание и, наконец, слияние с мировым духом, Ш. получает имена: Магайоги,
т. е. "великий аскет-мудрец", Дигамбара = "одетый в воздух, нагой"",  т.
е.  гимнософист,  Дхурджати  =  "с  заплетенными  волосами"  и   т.   д.
Разрушительные черты Ш. получают особое преобладание в новой его форме -
Бхайрава, т. е. "страшный разрушитель", наслаждающийся разрушением.  Как
владыка зла, Ш. является также повелителем мелких демонов, бхутов ,  или
Бхутешварой, посещающим кладбища и места сожжения мертвых, носящим  змей
на голове и ожерелье из черепов на шее, и топчущим  непокорных  демонов.
Иногда  Ш.  предается  шумному  веселью  и,   разгоряченный   напитками,
окруженный скачущими демонами, пускается с женой своей  Деви  в  бешеный
танец тандава, что и дало повод Мегасфену отожествить его с Дионисом.  У
шиваитов Ш. является  воплощением  разных  начал:  времени,  правосудия,
огня, воды, солнца, творчества и разрушения и т. д.  Такое  разнообразие
форм и качеств Ш. имеет следствием множество имен и эпитетов.  Индийские
источники насчитывают до  1  008  имен  Ш.,  большинство  которых  имеет
описательный характер, в роде:  Трилочана  (трехглазый),  Нилакантха  (с
синей шеей), Панчанана (пятиликий) и т. д. Ш. изображается обыкновенно в
виде красивого человека с пятью лицами и несколькими руками  (2,  4,  8,
10), сидящего  в  глубоком  раздумье,  с  третьим  глазом  посреди  лба,
увенчанного полумесяцем. Три глаза  Ш.  должны  обозначать  три  деления
времени (прошедшее, настоящее и  будущее).  Волосы  его,  слегка  рыжие,
собраны наверх наподобие рога, увенчанного символом реки Ганга,  которую
Ш. поймал, когда она упала с  неба;  ожерелье  из  черепов  (мунда-мала)
висит у него на шее, а змеи  образуют  на  ней  воротник  (нагакундала);
горло  его  синее  от  выпитого  им  яда,  долженствовавшего   разрушить
вселенную, а в руке он держит трезубец Пинака. Одеждой Ш.  служит  шкура
тигра, оленя или слона; иногда он изображен одетым в шкуру,  сидящим  на
шкуре тигра и держащим в руке оленя. Обыкновенно  его  сопровождает  его
бык Нанди (белого цвета), верхом на котором он  иногда  и  изображается.
Другие атрибуты его: лук  Аджагава,  барабан  в  форме  песочных  часов,
палица Кхатванга с черепом на конце и веревка для связывания  непокорных
оскорбителей. Спутники его (праматхи)  -  многочисленные  демоны  разных

Страницы: «« « 3398   3399   3400   3401   3402   3403   3404   3405   3406  3407   3408   3409   3410   3411   3412   3413   3414   3415   3416  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь