Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3494   3495   3496   3497   3498   3499   3500   3501   3502  3503   3504   3505   3506   3507   3508   3509   3510   3511   3512  » »»

колеснице (quadriga), был одет в тунику, расшитую пальмовыми  ветвями  и
изображениями победы и пурпуровую тогу,  украшенную  золотом;  в  правой
руке у него был скипетр из слоновой кости, увенчанный изображением орла;
над головой его красовался золотой венок;  лицо  его,  как  лицо  статуи
бога, было окрашено в ярко-красный цвет суриком  (minium).  Достигнув  в
торжественной процессии храма Ю., триумфатор совершал жертвоприношение и
возлагал  на  колена  статуи  лавровый  венок,  после  чего  происходило
религиозное торжество. Связанные  с  триумфальным  празднеством  игры  в
честь Ю. (Iudi magni) позднее обособились и под именем Римских игр (Ludi
Romani) сделались ординарными, причем, в воспоминание о прежней связи  с
триумфальным торжеством, магистрат, заведывавший их устройством, являлся
в одеянии триумфатора и самая процессия (pompa), двигавшаяся с Капитолия
в цирк, была подражанием  триумфальной.  Главный  день  Римских  игр,  с
epulum в честь Ю приходился на сентябрьские иды (1З  сентября),  все  же
празднество (при Августе) продолжалось с 4-го  по  19-е  сентября;  дни,
предшествовавшие пиршеству, посвящались  сценическим  представлениям,  а
дни,  следовавшие   за   ним   -   цирковым,   которым   непосредственно
предшествовал день испытания  лошадей  (probatio  equorum).  К  тому  же
культу относились  Плебейские  игры  (Ludi  plebei),  пиршество  которых
приходилось на ноябрьские иды (13 ноября) и которые продолжались с  4-го
по 17 ноября. К октябрьским идам  (15-го  окт.)  приурочивались  имевшие
местное значение Капитолийские игры (Ludi Capitolini), устраивавшиеся за
собственный счет жителями Капитолийского холма. Храм  Ю.  Капитолийского
был заложен, по преданию, при Тарквиниях  и  выстроен,  в  архитектурном
стиле этрусков, из местного туфа. Изображение Ю., сделанное из  глины  в
Этрурии, помещалось в средней нише  храма:  статуя  бога  была  одета  в
пальмовую тунику и  пурпуровую,  шитую  золотом  тогу;  лицо  бога  было
окрашено в красный цвет суриком. Здесь, в средней нише храма происходили
заседания сената в начале  гражданского  года  и  в  случаях  объявления
войны. По правую руку Ю.  возвышалась  в  особой  нише  глиняная  статуя
Минервы, по левую руку - Юноны. Фронтон храма был украшен  изображениями
из глины; из глины же была сделана колесница (quadriga)  с  изображением
Ю., возвышавшаяся на верху над фронтоном. Внутри храма и на  его  стенах
помещалось множество приношений,  статуй,  надписей,  таблиц  с  текстом
законов и государственных документов. Сокровищница храма была  настолько
заполнена коллекцией посвященных богу предметов, что в 179 г. до Р.  Хр.
была предпринята уборка излишних приношений.  Пожар  83  г.  до  Р.  Хр.
истребил храм до  основания,  причем  сгорели  хранившиеся  в  подземном
помещении Сивиллины книги, но остались неповрежденными стоявшие у  входа
в храм статуи римских царей и были спасены драгоценности. К 78  г.  храм
был восстановлен в том же размере, но в более пышном виде и освящен  Кв.
Лутацием Катулом; статуя Зевса была изваяна из золота и  слоновой  кости
Аполлонием, по образцу статуи Зевса Олимпийского, и привезенные из Эриер
Сивиллины книги водворены на прежнее место. В 1-м  в.  по  Р.  Хр.  храм
дважды был истреблен пожаром (в 69 и 80), но восстановлен - в первый раз
Becпacиaном, во второй раз Домицианом (в 82 г. по Р. Хр.). С V  в.  храм
не раз подвергался разграблению,  а  в  средние  века  был  разрушен  до
основания. В XVI в. на месте быв. храма был построен фамилией Каффарелли
дворец. На площади перед храмом Ю.  находились:  жертвенник  (аrа),  где
совершались  жертвоприношения   триумфаторами,   магистратами   в   день
вступления в должность и т.  д.,  а  также  юношами  по  достижении  ими
совершеннолетия; aedes thensarum  (помещение,  где  хранились  колесницы
богов и весь аппарат, обслуживавший  процессии);  Curia  Calabra,  перед
которою младший понтифекс  объявлял  о  наступлении  нон;  Casa  Romuli;
построенные Домицианом святилища Ю. Спасителя (Conservator) и  Хранителя
(Custos). Под площадью помещались подземные камеры (favisae), в  которых
хранилась  храмовая  утварь.  Из  скульптур,  украшавших   в   громадном
количестве храм и площадь перед ним,  упоминаются  статуи  Ю.,  Геракла,
Либера, Немезиды, Благого  исхода,  Благой  Фортуны,  статуи  знаменитых
римлян, римских царей (Брута, Квинта Марция Рекса, Квинта Фабия Максима,
Люция  Сципиона,  Люция  Цецилия  Метелла,  Цезаря,  Августа  и   многих
императоров). В императорскую эпоху политическое значение капитолийского
культа сохранялось во всей силе и капитолийская триада занимала  в  ряду
римских божеств первое место, имя Капитолия сделалось  символом  римской
государственной   религии   и   культ    капитолийской    триады    стал
распространяться в провинциях. Вне Рима существовали независимые  культы
Ю. : в Пренесте почитался J. Arcanus, в Тибуре J. Praestes, в Тускуле J.
Mains, в Лавинии J. Indiges (отожествленный  с  Энеем),  у  вольсков  J.
Anxur (Anxurus). Наиболее видным из  италийских  культов  был  культ  J.
Latiaris, которого признавал и Рим, как бывший  глава  и  член  древнего
латинского союза. Храм Ю. Лацийского возвышался на Альбанской горе,  где
ежегодно происходил союзный  праздник  Latiar,  устраивавшийся  римскими
консулами или заменявшим их диктатором  (dictator  feriarum  Latinarum),
при участии представителей от союзных городов (число  их  при  Тарквинии
Гордом, по преданию, было 47). Во время  латинского  праздника  в  Лации
устанавливался Божий мир  и  возобновлялись  договоры  между  отдельными
государствами.  Праздник   был   переносный   (feriae   conceptivae)   и
продолжался четыре дня; при этом нередко, вследствие допущенной  в  чине
отправления  праздника  ошибки,   празднество   возобновлялось   сначала
(instanratio).  Обыкновенно  feriae  Latinae   назначались   вскоре   по
вступлении консулов  в  должность.  При  Августе,  на  основании  старых
записей, была составлена погодная  таблица  Feriae  Latinae,  начиная  с
эпохи децемвиров; она была вырезана на  камне  и  впоследствии  ежегодно
пополнялась при императорах. Одновременно  с  отправлением  Latiar'a  на
Альбанской  горе  совершалось  жертвоприношение  и  устраивалось  конное
состязание  на  Капитолии,  причем  победитель  получал   дозу   абсиния
(горького напитка) - символ здоровья и телесной крепости. На  Альбанской
горе  праздновался  также  триумф  победителей,  которые  по  каким-либо
причинам не получали разрешение  отпраздновать  полный  триумф  в  Риме:
оппозиционный триумф на Альбанской горе устраивался на счет триумфатора,
причем последний, как при oвации, был украшен не  лавровым,  а  миртовым
венком. Культ Ю. в Риме  состоял  в  ведении  особого  жреца  -  фламина
(Flamen Dialis), жившего у подошвы Палатина; кроме того  истолкователями
воли Ю. по небесным знамениям (interpres Jovis), были авгуры, имевшие на
северной  вершине  Капитолия  наблюдательный  шатер  (auguracuIum).   Ю.
скреплял брак,  заключавшийся  per  confarreationem  (J.  Farreus),  был
покровителем подрастающего юношества (J.  Juventus,  Adiiltus),  которое
состояло под охраной богини  Ювенты,  имевшей  свое  святилище  в  храме
Капитолийского Ю. В частной жизни Ю. почитался еще как  deus  penetralis
(податель   домашнего   благополучия)    и    hospitalis    (покровитель

Страницы: «« « 3494   3495   3496   3497   3498   3499   3500   3501   3502  3503   3504   3505   3506   3507   3508   3509   3510   3511   3512  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь