Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3492   3493   3494   3495   3496   3497   3498   3499   3500  3501   3502   3503   3504   3505   3506   3507   3508   3509   3510  » »»

philosophy and the mechanical arts" (ib., 1807), наиболее  полное  в  то
время английское сочинение по физике; "Elementary illustrations  of  the
celestial mechanics of Laplасе" (ib., 1821); "Remarks on Egyptian papyri
and on the inscription of  Rosetta"  (1815);  "Account  of  some  recent
discoveries  in  hieroglyphical  literature"  (ib.,  1823)  и  "Egyptian
dictionary" (ib., 1829). Собрание  его  "Miscellaneous  works"  (Лондон,
1855), вместе с биографией Ю. издали Peacock и Leitch. Ср.  "Memoirs  of
the life of Thomas Young" (Лондон, 1831).
   Юнона (Juno) - древне-италийская богиня, параллельное Юпитеру женское
божество, связанное с ним по имени (Juno, из  Jovino;  существует  также
название богини - Jovia) и в  культе.  Так,  культом  Юпитера  заведывал
flamen Dialis, культом Юноны - его жена flaminica; Юпитеру приносились в
жертву белые быки, Ю. - белые коровы; Юпитеру были посвящены иды,  Ю.  -
календы, Юпитер имел прозвание между прочим Lucetius, Ю. -  Lucetia  или
Lucina; Юпитер и Ю. посылали дождь, олицетворяли воинственную  отвагу  и
победу, и оба божества носили царский титул. Мало-помалу  первоначальное
слияние их в культе ослабевало, и  наконец  Ю.  обособилась  как  богиня
покровительница женщин и их жизни, поскольку эта последняя, по верованию
древних   италийцев,   находилась   под   влиянием   луны.   Наряду    с
многочисленными  празднествами,  существовавшими  в  честь  Юпитера,   в
римском календаре не  было  ни  одного  общегосударственного  праздника,
прямо   относящегося   к   Ю.;   посвященные   Ю.   календы    считались
присутственными днями, тогда как иды (дни Юпитера)  относились  к  числу
праздников (feriae). Культ Ю. был распространен по всей Италии,  включая
Этрурию. В общем своде римских религиозных представлений и обрядов нашли
себе место все особенности отдельных местных  культов  Ю.,  отчасти  как
пережиток,  сохраненный  населением  от  древней  доисторической  эпохи,
отчасти как заимствование, явившееся  следствием  завоевания  городов  -
хранителей того или иного культа. Пережитком древнего культа Ю.  в  Риме
является обряд объявления народившейся новой луны и нон,  совпадавших  с
первой ее четвертью. На  вершине  Капитолия  находился  храм  Ю.  Монеты
(Советницы, по другому толкованию Невесты, впоследствии  при  храме  был
устроен монетный двор,  причем  эпитет  богини  стал  употребляться  для
обозначения как самого здания, так и монет), освященный в 344 г.  до  Р.
Хр. и сооруженный, по-видимому, на месте старого. День  основания  этого
храма приходился на 1-е июня  -  месяца,  посвященного  Ю.  (Junius,  из
Junonius). Другой  древний  храм  богини  находился  на  Эсквилине,  где
первоначально стояла роща Ю. Люцины. Здесь 1 марта  происходил  носивший
семейный характер  праздник  женщин  Matronalia:  приносились  жертвы  и
возносились молитвы за брачное  счастье,  мужья  делали  подарки  женам,
женщины угощали рабов. Третьим местом культа Ю. в Риме был Капитолийский
храм, где Ю. Царица имела свою нишу рядом с Юпитером и Минервой. В честь
Ю. Царицы в 179 г. был сооружен  самостоятельный  храм  при  Фламиниевом
цирке. Как богиня небесного и в частности  лунного  света  (Lucina),  Ю.
имела особое влияние на жизнь  женщины,  размеренную  по  месяцам,  и  в
период беременности; ей же приписывали силу  помогать  родильницам;  под
покровительством ее стоял обряд бракосочетания,  с  которого  начиналась
жизнь  женщины.  Богиня  приводила  невесту  в  дом  жениха   (Iterduса,
Domiduca); ее призывали при намазывании мазью  дверных  косяков  в  доме
новобрачныХ (J. Unxia), при распоясывании пояса невесты  (J.  Cinxia)  и
вообще при заключении брака  (J.  Juga);  как  Fluviona,  она  облегчала
кровотечение во  время  менструаций;  как  Ossipago,  помогала  развитию
зародыша; как Lucina, призывалась женщинами (подобно  греческой  Илифии)
при разрешении от бремени. В ее кассу при Эвквилинском храме вносили  за
новорожденных  детей  определенную  сумму  денег  (stips).  Ю.  посылала
плодородие: отсюда роль козлиной шкуры - символа страсти - в  культе  Ю.
(и Фавна). В октябрьские ноны (7 октября)  на  Марсовом  поле  приносили
жертву  Ю.  Сuritis,  как  богине  плодородия  и  воинственной   отваги,
представительнице  и  покровительнице   семейного   и   родового   быта,
государственными органами которого были кypии. Позднее, с проникновением
греческих религиозных представлений и  культов  в  Рим,  греческая  Гера
ассимилировалась с Ю. Со II-й Пунической  войны  Авентинская  Ю.  Царица
участвует наряду с греческими божествами  в  священнодействиях,  которые
назначались  в  отдельных  случаях  блюстителями  греческой  религии   и
обрядности  -  децемвирами  sacris  faciundis.  Под  влиянием  греческих
религиозных представлений Марс стал  именоваться  сыном  Ю.  и  Юпитера.
Кроме индивидуальной богини римского Олимпа  -  Ю.,  в  римской  религии
известны еще юноны, опекавшие жизнь отдельных женщин: у  каждой  женщины
была своя юнона, точно так же, как у каждого  мужчины  был  свой  личный
покровитель - гений. Ср. Preller, "Romische Mythologie" (Берлин, 1881, 3
изд., стр. 271 и след.); Roscher, "Studien zur vergleichenden Mythologie
der Griechen und Romer. II. Juno und  Нега"  (Лпц.,  1875);  Aust,  "Die
Religion der Romer" (Мюнстер, 1899, стр.  125  и  след.);  (G.  Wissowa,
"Religion und Kultus der Romer" (Мюнхен, 1902, стр. 113 и след.). Н. О.
   Юпитер (Juppiter, Jupiter) - древне-италийский  бог  небесного  света
или светлого неба, с его  атмосферными  явлениями  -  дождем  и  грозою,
податель  плодородия,  изобилия,  победы,  помощи,   исцеления,   высший
источник  и  охранитель  правопорядка,  верности,  чистоты   и   наконец
верховный, "всеблагой и всесильный царь богов  и  людей".  В  древнейших
ритуальных формулах он призывался, подобно Марсу (Marspiter), как oтец -
название, которое вошло, второй составной частью ( - piter), в слово  Ю.
Что касается первой части слова, то она раскрывает внутреннее содержание
понятия божества: корень iоv  или  diov,  повторяющийся  в  лат.  словах
divus, dius, deus, dies, interdiu, в греч.  ZeuV  (из  DgeuV),  означает
светить, cиять, причем обе разновидности, корня, iov и diov, встречаются
в италийских диалектах - древне-латинском и оскском.  Кроме  позднего  и
обычного названия бога
   - Juppiter - встречаются более древние и  областные,  Diovis,  Jovis,
Diovispater,  Juvepater,  Jupater  и  сохранившееся  в  культе  фециалов
Diespiter. Первоначальное значение  слова  Ю.,  как  божества  небесного
света и неба, подтверждается выражением sub  Jove  (=  sub  divo  -  под
открытым  небом).  Как  бог  света  (J.  Lucetius),  Ю.   почитался   на
возвышенностях и символизировал собою  свет  не  только  дневной,  но  и
ночной: оттого ему были посвящены дни полнолуния (иды),  когда  небесный
свет господствует целые сутки; к этим же дням  приурочивались  праздники
освящения  большинства  его  храмов  (13-го  сент.  -  храма  Всеблагого
Всесильного Ю., 13-го апр. - храма Ю. Победителя,  13-го  июня  -  храма
Непобедимого Ю.) и два пиршества (epula), устраивавшихся 13 сент.  и  13
ноября. В каждые иды, которые назывались Jovis fiducia (залог  небесного
присутствия Ю.) и feriac Jovis (праздник Ю.) в  торжественной  процессии

Страницы: «« « 3492   3493   3494   3495   3496   3497   3498   3499   3500  3501   3502   3503   3504   3505   3506   3507   3508   3509   3510  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь