|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3483 3484 3485 3486 3487 3488 3489 3490 3491 3492 3493 3494 3495 3496 3497 3498 3499 3500 3501 » »» Эсxатология - учение о последних вещах, о конечной судьбе мира и
человека - искони занимала религиозную мысль. Представления о загробном
существовании - томлениях в подземном царстве мертвых, мучениях,
странствованиях в призрачном мире или упокоении и блаженстве в стране
богов и героев - распространены повсеместно и имеют, повидимому,
глубокие психологические корни. По мере проникновения религии
нравственными идеями, появляются и представления о загробном суде и
возмездии, хотя религия стремится обеспечить верующему загробное
блаженство помимо его нравственных заслуг-посредством заклинаний или
иных религиозных средств, как мы видим это у египтян, а впоследствии у
греков или у гностиков. Наряду с вопросом о судьбе единичной
человеческой личности может возникнуть вопрос и о конечной судьбе всего
человечества и всего мира - о "кончине Mиpa", напр. у древних германцев
(сумерки богов), или в парсизме (хотя трудно определить время
возникновения его эсхатологии), или, наконец, у евреев, мусульман и в
христианстве. У ветхозаветных евреев индивидуальная Э., т. е.
совокупность представлений о загробном существовании отдельной личности,
вытесняется из области собственно религиозного интереса, который
сосредоточивается на Э. национальной или универсальной, т. е. на
представлениях о конечной судьбе Израиля, народа Божия, а следовательно,
и дела Божия на земле. В народных верованиях таким концом естественно
являлось возвеличение Израиля и его национального царства, как царства
самого Ягве, Бога Израиля, и Его Помазанника или Сына - народа Израиля,
олицетворяемого в царе, пророках, вождях, священниках. Пророки вложили в
представление о царстве Божием высшее духовное содержание. Это царство
не может иметь исключительно национальное значение: его осуществление -
конечная реализация святой воли Божией на земле - имеет универсальное
значение для всего мира, для всех народов. Оно определяется прежде всего
отрицательно, как суд и осуждение, обличение и ниспровержение всех
безбожных языческих царств и вместе с тем всей человеческой неправды и
беззакония. Этот суд, по своей универсальности, касается не одних
язычников, врагов Израиля: он начинается с дома Израиля, и, с этой точки
зрения, все исторические катастрофы, постигающие народ Божий,
представляются знамениями суда Божия, который оправдывается самой верой
Израиля, является божественнонеобходимым. С другой стороны конечная
реализация царства определяется положительно, как спасение и жизнь, как
обновление, касающееся духовной природы человека и самой внешней
природы. Во время пленения вавилонского и после него Э. евреев получает
особенно глубокое и богатое развитие, вместе с мессианическими чаяниями.
Со II в. в апокалиптической литературе с нею соединяются верования и
представления о личном бессмертии и загробном возмездии. Различные
памятники этого периода отличаются разнообразием представлений; можно
говорить об апокалиптических преданиях, а не об апокалиптическом
предании. Одни памятники говорят о личном Мессии, о воскресении мертвых,
о пророке последних времен; другие об этом умалчивают. Тем не менее
постепенно, вплоть до христианских времен (и впоследствии),
вырабатывается определенный комплекс апокалиптических представлений,
которые вошли и в христианскую Э. Изучая систематически, начиная со II
в. до Р. Хр., представления евреев о "последних вещах", можно принять в
общем следующую схему: 1) скорби и казни, бедствия и знамения последних
времен, видимое торжество язычников, нечестивых и беззаконных, крайнее
напряжение зла и неправды, предшествующее "концу" (безусловно общая
черта всех апокалипсисов); 2) в широких кругах распространенное ожидание
пророка, предтечи великого "дня Господня", Илии (Малахия; Втор. 18, 15;
Mф. 16, 14, Иоан. 6, 14); 3) появление самого Мессии (не во всех
памятниках), последняя борьба вражьих сил против царства Божия и победа
над ними десницей Мессии или самого Бога; во главе вражьих сил
помещается иногда богопротивный царь (впоследствии - антихрист) или сам
Велиар; 4) суд и спасение, обновление Иерусалима, чудесное собрание
рассеянных сынов Израиля и начало благодатного царства в Палестине,
которое имеет продлиться 1000 (иногда 400) лет, -так называемый хилиазм;
перед началом этого "тысячелетнего царства" праведные имеют воскреснуть,
дабы принять участие в его блаженстве (в некоторых апокалипсисах Meccия
умирает, причем разыгрывается последний эпизод борьбы Бога с вражьей
силой); 5) за концом истории, по совершении времен, некоторые говорят о
конце мира - обновлении вселенной. "Последняя труба" возвещает общее
воскресение и общий суд, за которыми следует вечное блаженство праведных
и вечная мука осужденных. Иные представляли себе самую вечность по
аналогии времени и мечтали о всемирном Иудейском царстве, со столицей в
Иерусалиме. Другие мыслили грядущее царство славы как полное обновление
неба и земли, как реализацию божественного порядка, упразднение зла и
смерти, которому предшествует огненное крещение вселенной. С этим
связывается представление о двойном воскресении: первое воскресение
праведных, при начале тысячелетнего царства-седьмого тысячелетия,
седьмого космического дня, субботы Господней, которой кончается история,
второй суд и второе общее воскресение - конеч. цель космического
процесса.
Изучение христианского апокалипсиса показывает, каким образом эти
представления еврейской апокалиптики были усвоены и переработаны
церковью первого века. "Евангелие царствия" непосредственно примыкает к
проповеди Иоанна Крестителя, в котором видели Илию, предтечу дня
Господня. "Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное" -так учил
Иоанн, так учили и апостолы при жизни Иисуса. И в той, и в другой
проповеди царство Божие, как совершенное осуществление воли Божией на
земле ("яко на небеси"), сознается прежде всего как суд, но вместе и как
спасете. Оно приблизилось, пришло, хотя и без видимой катастрофы; оно
уже среди людей, в лице Иисуса, который сознает себя единородным Сыном
Божиим, помазанным Духом, и именуется "Сыном человеческим" (как у
Даниила или в книге Еноха), т. е. Мессией, Христом. Мессия вмещает в
себе царство, является его средоточием, носителем, сеятелем. В нем
осуществляется Новый Завет
- внутреннее, совершенное соединение божеского с человеческим,
залогом которого служит то единственное в истории интимное,
непосредственное соединение личного самосознания с Богосознанием, какое
мы находим у Иисуса Христа и только у Него. Внутренняя духовная сторона
царства Божия в человечестве находит здесь свое полное осуществление: в
этом смысле царство Божие пришло, хотя и не явилось еще в полноте своей
славы, Иисус Христос есть "суд миру сему" - тому миру, который "не
познал" и не принял Его; и вместе Он "спасение" и "жизнь" для тех, кто
"познает", принимает Его и "творит волю Отца", в Нем открывающуюся, т.
Страницы: «« « 3483 3484 3485 3486 3487 3488 3489 3490 3491 3492 3493 3494 3495 3496 3497 3498 3499 3500 3501 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |