|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3477 3478 3479 3480 3481 3482 3483 3484 3485 3486 3487 3488 3489 3490 3491 3492 3493 3494 3495 » »» французской - признается характерной чертой Э.: остроумная, чаще всего
личная насмешка. Еще Буало определял Э., исходя из этого основного ее
свойства: L'epigramme, plus libre en son cours plus borne, N'est souvent
qu'un bon mot de deux rimes orne.
Франция, классическая страна литературного остроумия, начиная с
Клемана Маро выставила ряд превосходных эпиграмматистов, произведения
которых цитируются до сих пор. Каждая вспышка литературной или
политической борьбы отражалась во множестве легких, ядовитых, остроумных
стишков, не щадивших никого и ничего. Наиболее известны Э. Ла-Фонтэна,
Расина, Вольтера, Жан-Батиста Руссо, Лебрэна; некоторых писателей -
напр. Пирона - увековечили только их Э. Культ искусственности вел в свое
время во Франции к преувеличенной оценке Э.; теперь она стала на свое
место. Русский XVIII век, с его подражанием французам, представил
длинный ряд искусственных Э. с весьма натянутым остроумием и неудачной
игрой слов; их писали все поэты - Фонвизин, Третьяковский. Капнист,
Аблесимов, Богданович, Ломоносов, Державин. Живою и сильной явилась
бойкая Э. Пушкина; были удачные Э. и у Лермонтова. Позже были известны,
как эпиграмматисты. Соболевский, Алмазов, Минаев. А. Горнфельд.
Эпиграф (греч. epigrajh - надпись) - цитата, помещаемая во главе
сочинения или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к
нему автора и т. п. Смотря по литературному и общественному настроению,
Э. входили в моду, становились манерой, выходили из употребления, потом
воскресали. В первой половине прошлого века ими охотно блистали, как
выражением начитанности и уменья применить чужую мысль в новом смысле.
Известны Э. к "Esprit des Lois" Монтескье
- "Prolem sine matre creatam", к "Histoire naturelle" Бюффона -
"Naturam amplectimur omnem", Э. девизы Руссо ("Vitam impendere vero"),
Бернарден-де СенПьера ("Miseris succurrere disco"). У нас известны Э.
Пушкина ко второй главе "Евгения Онегина" - "О, rus. О, Русь", Гоголя к
"Ревизору" - "Неча на зеркало пенять, коли рожа крива", Льва Толстого к
"Анне Карениной" - "Мне отомщение и Аз воздам", Тургенева к "Фаусту" -
"Entbehren sollst du, sollst entbehren", Достоевского к "Бесам", Шиллера
в "Песне о колоколе" (и Герцена к "Колоколу"): "Vivos voco, mortuos
plango, fulgura frango".
А. Горнфельд.
Эпиграфика (от греч. epigrajh - "надпись") - название научной
дисциплины, занимающейся изучением надписей.
Эпиктет - фидософ-стоик, живший в конце I и начале II века по Р. Хр.
Родился в Фригии; был рабом вольноотпущенника Эпафродита; обучался в
Риме стоической философии у Музония Руфа, к которому питал величайшее
уважение; в 94-м году при Домициане был изгнан из Рима согласно декрету,
запрещавшему пребывание в Риме философских школ; удалился в Никополис в
Эпире и открыл здесь школу. Жизнь Э. во всем согласовалась с его
учением; в своем презрении ко всему внешнему он шел так далеко, что не
позаботился сообщить потомству ни своего имени (Эпиктет - это
прилагательное, означающее раба), ни своего учения; подобно Сократу, он
ничего не писал. Жил в крайней бедности. Глиняная лампа, при свете коей
он работал, после смерти была куплена богачом за 3000 драхм. Э. был
хромым; может быть это обстоятельство послужило к созданию известного
анекдота о том, что Эфиальт сломал Э. ногу ради забавы. Цельз, приводя
слова Э.: "ты мне сломаешь ногу" и "ведь я тебе говорил, что ты ее
сломаешь", восклицает: "Разве ваш Христос среди своих мучений сказал
что-нибудь столь прекрасное". На это Ориген отвечал: "Наш Бог ничего не
сказал, а это еще прекраснее". Эпиктетом увлекался император Марк
Аврелий. Арриан по отношению к Э. занимает такое же место, как Ксенофонт
- по отношению к Сократу. Appиан записывал слова Э. и передал их
потомству в двух сочинениях: "Беседы", в восьми книгах, из коих до нас
дошли четыре, и "Руководство" Э. Оба произведения принадлежат к числу
возвышеннейших и благороднейших моральных произведений. Простота,
ясность и благородство произведений Э. производили такое влияние, что
чтение сочинений этого язычника, столь, впрочем, близкого по духу к
христианской нравственности, было весьма распространено в монастырях
первых веков христианской эры. 400 лет по смерти Э. из Афин был изгнан,
согласно декрету императора Юстиниана (529 г.), запрещавшему пребывание
философов в Афинах, Симплиций, последний греческий философ. В числе его
сочинений наиболее видное место занимает читаемый и до настоящего
времени "Комментарий на Руководство Э.". Сочинения Арриана и Симплиция
представляют главнейший материал для суждения о философии Э. Э. -
типичнейший представитель стоицизма, хотя некоторые исследователи
(Целлер) и указывают на то, что Э., в своем презрении к точному знанию,
следовал более за циниками, чем за стоиками, а в нравственном его учении
заметен менее резкий, горделивый и само удовлетворенный тон, чем обычный
для стоицизма; именно вторая из указанных особенностей - стоический
аскетизм, понимаемый совершенно особенным образом, - сближает Э. с
христианскими писателями. Напрасно было бы искать у Э. научных
исследований или доказательств известных положений; он не интересуется
ни логикой, ни физикой, ни даже теоретическим обоснованием этики. Он -
проповедник моралист; наука имеет для него ценность лишь постольку,
поскольку ею можно воспользоваться для целей нравственной жизни, для
того, чтобы сделать человека свободным и счастливым. На первом плане в
философии Э. стоит вера в Божество и Провидение; душа человека
представляется ему частью Божества, находящейся с ним в единении.
"Каждое движение души Бог чувствует как свое собственное" ("Беседы", 1,
14). Место доказательств у Э. занимает внутреннее убеждение. "Хотя бы
многие - говорит Э., обращаясь к ученикам, - и были слепы, но все же,
может быть, среди вас найдется один, который за всех споет гимн
Божеству. И чего же иного ждать от хромого старика, как не хвалы Богу?
Если б я был соловьем, то делал бы то, что свойственно соловью; если б я
был лебедем, то делал бы свойственное лебедю; но я разумное существо,
поэтому и должен хвалить Бога; это мое дело, и я не покину своего поста,
пока жив, и вас буду призывать к тому же делу" ("Бес.", 1, 16). Вот
характерное для Э. место, определяющее его отношение к знанию, а также к
политеизму греков и к монотеизму греческой философии. Для Э. было ценно
сознание Божества и проведение этого сознания в жизни, а не
теоретические о нем размышления. Точно то же следует сказать и об этике:
Э. берет нравственность как непосредственно данный факт сознания, общий
всем людям и по своему содержанию вытекающий из веры в Божественное
начало. Общее сознание нуждается в некотором выяснении, мнение следует
отделить от истины, и это возможно путем определения общих понятий и
подведения под них частных, т. е. путем того диалектического процесса, к
Страницы: «« « 3477 3478 3479 3480 3481 3482 3483 3484 3485 3486 3487 3488 3489 3490 3491 3492 3493 3494 3495 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |