Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3472   3473   3474   3475   3476   3477   3478   3479   3480  3481   3482   3483   3484   3485   3486   3487   3488   3489   3490  » »»

построением нового аппарата, который  он  назвал  эндоскопом  и  который
состоял из трех главных частей:  лампы,  рефлектора  и  эндоскопического
зонда; с помощью остроумной системы вогнутых зеркал, чечевиц ему удалось
так сконцентрировать и направить лучи  наружного  источника  света,  что
получалось довольно  яркое  освещение  внутренности  мочеиспускательного
канала и мочевого пузыря. Дезормо рядом  клинических  наблюдений  и  при
посредстве многочисленных статей популяризировал свой метод не только во
Франции, но и заграницей. Значительный шаг вперед сделала  Э.  благодаря
Нитце. Он первый применил в 1877 г. к Э. электрическое освещение, причем
осветительный прибор вводился в самый канал, подвергаемый  исследованию.
Первоначально  источником  света   служила   накаленная   током   добела
платиновая проволока, окруженная колпачком и снабженная  приспособлением
для  постоянной  циркуляции  холодной  воды  вокруг  ее,  во   избежание
чрезмерного нагревания и ожогов стенок мочевого канала и пузыря. Один из
авторитетов  урологии,   Каспер,   считает   прямое   освещение   весьма
целесообразным   для   пузыря,    но    совершенно    непригодным    для
мочеиспускательного канала, где  оно,  изменяя  анатомические  отношения
частей, дает ложные картины. Он употребляет для уретроскопии  отраженный
свет, причем источником света служит большая лампа Эдисона, над  которой
помещается собирательная чечевица для усиления и концентрации света; над
нею поставлена призма, преломляющая пучок света таким  образом,  что  он
направляется  в  трубку,  введенную  в   мочеиспускательный   канал.   В
упомянутом приборе Нитце имеется, кроме того, оптическое приспособление,
благодаря которому можно сразу осмотреть поле зрения в 15  -  18  мм.  в
диаметре. Приспособление для  тока  воды  вокруг  раскаленной  проволоки
делало эндоскоп настолько сложным и так затрудняло  манипулирование  им,
что на первых порах он  встретил  мало  сочувствия  среди  врачей.  Дело
изменилось,  когда  вместо  платиновой  проволоки  стали  применять  для
освещения   лампочку   Эдисона,   которая   привинчивается    к    концу
катетерообразного  инструмента;  будучи   соединена   с   батареей   или
аккумулятором, она дает яркий свет, мало нагревает,  и  потому  отпадает
надобность в охладительном  приборе.  Благодаря  этим  упрощениям  стало
легко и удобно работать эндоскопом, вводимым совершенно так  же,  как  и
любой  катетер.  Э.  получила  после  этого  общее   распространение   и
значительно  подвинула  вперед  диагностику  болезней   мочевых   путей.
Особенно важное значение имеет  цистоскопия  для  раннего  распознавания
опухолей  мочевого  пузыря,  что  делает  возможным   своевременное   их
удаление. Далее, с помощью цистоскопии  удается  определить  несравненно
лучше, чем другими методами исследования, местоположение, вид и величину
инородного тела в полости пузыря, и  таким  образом  дается  возможность
извлечь таковое через естественные пути в  таких  случаях,  где  без  Э.
пришлось бы прибегнуть к кровавой  операции.  Цистоскопия  служит  также
подмогой при распознавании некоторых почечных болезней.  При  наличности
крови  или  гноя  в  моче  иногда  трудно  решить,  где   локализируется
болезненный процесс. Помощью Э. мы можем обследовать  мочеиспускательный
канал, мочевой  пузырь,  наконец  установить  в  поле  зрения  отверстия
мочеточников  и  наблюдать,  кровоточит  ли  почка  и  которая   именно,
выделяется  ли  гной  из  одного  или  обоих   мочеточников.   Благодаря
цистоскопии удается катетеризировать мочеточники и  получить  отделяемое
каждой почки отдельно  для  исследования.  При  необходимости  вылущения
почки вопрос о работоспособности второй почки, являющийся вопросом жизни
и смерти для больного, решается посредством цистоскопии. В. О.
   Энкаустика (enkaustikh) - у древних греков и римлян  способ  живописи
восковыми  красками.  В  чем  именно  состояла  техника   этого   теперь
утраченного способа - остается невыясненным. Основываясь  на  показаниях
Плиния Младшего ("Histor. natnr"., XXXV, 11, 39 и 41)  и  Витрувия  ("De
architectura", VII, 9), надо полагать,  что  существовало  два  рода  Э.
Иногда  красочные  вещества,  смешанные  с  воском,   накладывались   на
расписываемую поверхность при помощи сухой кисти, после чего по ней было
проходимо нагретым металлическим шпателем (cauterium);  от  его  теплоты
восковые  краски  распускались,  сливались  одна  с  другою,  и   прочно
приставали  к   поверхности.   В   других   случаях,   восковые   краски
употреблялись в жидком состоянии (полученном через  подогревание  их  на
огне или через прибавку к ним вещества в роде  терпентина);  ими  писали
кистью, подобно тому, как пишут водяными красками, а затем сплавляли  их
между собою и сглаживали через повторенное несколько раз  приближение  к
ним жаровни с горячим углем. Образцы Э.  дошли  до  нас  в  писанных  на
досках  портретах  мумий  эллинистической  эпохи  Египта,  найденных   в
Файюмском оазисе, а также в некоторых из стенных декоративных украшений,
открытых в Геркулане  и  Помпее.  В  новейшее  время  неоднократно  были
делаемы попытки возродить этот давно, еще в средние века заброшенный род
живописи, между прочим технологом  Фернбахом,  живописцами  Ю.  Шнорром,
Роттманом, Преллером и др.; но все, что  было  сделано  по  этой  части,
имеет  мало  общего  с  приемами  древней  Э.   Ср.   Cros   et   Lenry,
"L'encaustique et les autres procedes  de  peinture  chez  les  anciens"
(Париж, 1884); Donner v. Richter, "Ueber Technisches m der  Malerei  der
Alten, insbesondere in der Enkaustik" (Мюнхен, 1885) и F.  X.  Fernbach,
"Lehrbuchder enkaustischen Malerei" (Мюнхен, 1845).
   Энтелехия   (entelekeia)   -   термин   Аристотелевской    философии,
обозначающий актуальность,  осуществленную  цель,  действительность.  Э.
противоположна возможности  (dunamiV,  роtentia)  и  есть  осуществление
того, что заложено как возможность в материи; в этом  смысле  Аристотель
Э.  отожествляет  с  формою,  а  материю  -  с  возможностью.   Движение
Аристотель называет реализацией или Э. возможности, так как  в  движении
осуществляется то, что в предмете было лишь как возможность. Точно также
и душу Аристотель называет "первою Э. организма, имеющего способность  к
жизни". И здесь душа является актуальным началом, осуществляющим то, что
потенциально заложено в  жизни.  Термин  Аристотеля  встречается  еще  в
средние века у Гермолая Барбара, который передает его  латинским  словом
perfectihabia;  Лейбниц  называет  монады  энтелехиями.  И  в   новейшей
философии,  поскольку  она  определяется  Аристотелевским  влиянием,  мы
встречаемся с термином Э. или с равнозначащим ему, напр. у Эйкена.
   Э. Р.
   Энтерит (enteritis) - означает  воспаление  кишок.  Воспаление  может
захватить все  три  оболочки  кишечной  стенки  (слизистую,  мышечную  и
сывороточную),  чаще   же   всего   оно   поражает   только   слизистую.
Воспалительные изменения на слизистой оболочке кишок, как  и  на  других
слизистых оболочках, могут быть катарального свойства, дифтеритического,
гнойного, язвенного и т. д. Самая частая форма заболевания это
   - катаральный Э., или попросту  катар  кишок.  Из  различных  отделов

Страницы: «« « 3472   3473   3474   3475   3476   3477   3478   3479   3480  3481   3482   3483   3484   3485   3486   3487   3488   3489   3490  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь