|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3464 3465 3466 3467 3468 3469 3470 3471 3472 3473 3474 3475 3476 3477 3478 3479 3480 3481 3482 » »» душепереселение; предписывает воздержание от мясной пищи и кровавых
жертв, в которых видит убийство ближних; допускает только растительную
пищу, за исключением бобов, запрещенных пифагорейскими правилами, хотя
такое вегетарианство трудно обосновать его учением о душепереселении,
так как он признает, что наша душа переселяется не только в тела
животных, но и в тела растений: он помнит, что он сам был уже однажды
"юношей, девой, кустом, птицей и рыбой безгласной". Он говорит о былом
блаженстве золотого века, о превосходстве человеческой природы до
грехопадения и о сверхчувственности божества, которое он, подобно
Ксенофану, определяет как не имеющее человеческих органов и
человеческого образа, как "священный и неизреченный дух" (134).
Ритуально-очистительные таинства или средства Э. нам неизвестны. Что он
принадлежал к пифагорейской секте - это явствует из вышесказанного, а
также и из того преимущественного значения, какое имел в его проповеди
Аполлон - главное божество пифагорейского очистительного культа. В
Пифагоре он видел человека, обладавшего сверхъестественным знанием. От
Алкидама, ученика Горгия, мы знаем, что Э. был учеником Парменида, также
принадлежавшего к пифагорейскому союзу. Философское учение Э. не вполне
согласуется с пифагорейской мистикой. Это заставило некоторых
предполагать, что его две поэмы относятся к различным периодам его
жизни: сначала он был религиозным учителем и гностиком, а затем сделался
натуралистическим философом - или, наоборот, под конец жизни от
натурфилософии обратился к мистике. Но строго логическая связь вообще
отсутствует в эклектической системе Э., мистицизм, притом окружающий
себя риторикой и несвободный от своего рода шарлатанства, сказывается в
обеих поэмах. Во второй и, по всей вероятности, позднейшей поэме Э.,
по-видимому, более останавливался на своем сверхъестественном могуществе
и достоинстве; но уже в первой ("О природе") он обещает верному ученику
научить его снадобьям против старости и болезней, средствам для
укрощения ветров, дождя или засухи и даже для воскресения мертвых.
Соединение медицины с философским умозрением сказывается прежде всего в
том, что Э. не отвергает, подобно Пармениду, свидетельства чувств.
Наоборот, он требует от ученика наблюдения каждого предмета посредством
тех органов чувств, которым он доступен и насколько он им доступен; он
признает, однако. человеческое знание немощным, потому что чувственные
способности наши ограничены, мысль притупляется нуждою и заботами, а
жизнь быстротечна. Люди верят лишь в то, на что они случайно натыкаются
в своих блужданиях; каждый хвалится тем, что он нашел целое, между тем
как оно недоступно зрению и слуху и даже непостижимо уму. Такое скромное
начало, однако, вовсе не служит признаком скептицизма, являясь введением
к смелому мистико-умозрительному построению, которое выдается или
принимается за откровение свыше. В этом откровении, впрочем,
впечатлительный Э. многим обязан своим предшественникам, в особенности
Пармениду. Подобно ему, он признает началом всего полноту бытия, которую
и он представляет себе в виде всеобъемлющего шарообразного тела;
описывая ее подобно элейцам, он вместе с ними приписывает ей и
физические, и духовные свойства, признавая ее божеством. Далее, Э.
отрицает всякое происхождение или уничтожение истинно сущего, и притом в
тех же выражениях, как и Парменид. Сущее тожественно себе и не может
произойти из ничего или обратиться в ничто. Вне полноты нет ничего;
пустое пространство безусловно не существует, а потому к полноте ничто
не может прибавиться и ничто не может из ее исчезнуть. Эта полнота и
есть божественный "Сферос". До сих пор согласие с Парменидом очевидно;
но, в отличие от него, Э. признает реальное множество, движение и
качественные различия вещей, о которых свидетельствуют наши чувства. У
Парменида нет перехода от Единого Сущего к миру явлений; есть только это
Единое Сущее, все прочее - ложь. Но откуда в истине могла возникнуть
иллюзия или ложь? Сказать, что она есть заблуждение человека - значить
признать существование человека, а с ним вместе и всего миpa
ограниченных существ, возникших ранее человека и независимо от него.
Чтобы объяснить этот мир, во множестве и движении его частей, из
первоначального единства, надо признать его продуктом реальной силы,
которая рождает его посредством деления, раздробления, расчленения
первоначального единства. Э. называет эту силу Враждою. Но не все в мире
объясняется ею одною: Гераклит и пифагорейцы разглядели в борьбе
противоположностей внутреннее согласие, гармонию; это согласие, это
внутреннее единство во множестве определяется у Э., как мировая сила
Любви или Дружбы, соединяющей разрозненные стихии. У Парменида, путь,
ведущий к единству, и путь ведущий к множеству, путь истины и путь лжи,
суть два метода познания, два способа отношения человеческого ума к
познаваемому. У Э. путь, ведущий к единству, и путь, ведущий к
множеству, суть два мировых процесса. В отличие от физиков, признававших
происхождение различных вещей из одной какой-либо стихии (путем
сгущения, или разрежения, или качественного изменения), Э. признает
четыре основных стихии, 4 "корня" существующего - огонь, воздух, воду и
землю. Это - вечные и постоянные элементы всего существующего,
качественно и количественно неизменные. Из них состоят все существа без
исключения; самые "боги долговечные" состоят из них точно так же, как
растения и животные. Все создается путем соединения, сложения частиц
этих стихий и разрушается посредством их разъединения или разложения.
Происхождения и уничтожения нет и быть не может: есть лишь сложение и
разложение от века существующих элементов. Подобно тому, как художник,
смешивая в различных пропорциях очень небольшое количество основных
красок, достигает бесконечного разнообразия цветов, посредством которых
он изображает вселенную, так и вселенная состоит из четырех основных
элементарных тел, которые вступают между собою в бесконечное множество
разнообразных соединений - воззрение, в котором хотели видеть
предчувствие современного химического учения об элементах, хотя Э.
смешивает простые тела с состояниями тел (жидкое, твердое,
газообразное). При этом Э. остается на почве античного гилозоизма,
признавая свои стихии живыми или чувствующими. Он видит в них не только
первичные предметы чувственного восприятия (primum sensibile), но и
первичные чувствующие начала (primum sentiens), живые части, органы или
члены божества, божественного тела. Э. называет их также богами - Зевс
(эфир, aiJhr dioV), Гера (земля), Аидоней (огонь) и Нэстис (вода).
Стихии служат живым материалом всего существующего: "из них все, что
есть, слагается в стройный порядок; ими же думает все и чувствует
радость и скорби"; "землю землею мы зрим, а воду мы видим водою;
воздухом воздух небес, огнем беспощадный огонь; видим любовью любовь,
вражду же - враждой ненавистной". Человек воспринимает чувственный вещи
Страницы: «« « 3464 3465 3466 3467 3468 3469 3470 3471 3472 3473 3474 3475 3476 3477 3478 3479 3480 3481 3482 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |