|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3460 3461 3462 3463 3464 3465 3466 3467 3468 3469 3470 3471 3472 3473 3474 3475 3476 3477 3478 » »» типограф в роде Э.; первые его работы, исполненные на средства деда,
относятся к 1617 г. Получив звание присяжного типографа лейденского
университета, он построил на университетском дворе типографию, которая
сделалась первой в городе. Следующий сын Матвея, Яков (1597
- 1652), помогал отцу, потом купил книжную торговлю Э. в Гаге.
Бонавентура Э. (1583 - 1652), были настоящими основателями славы Э. Не
доверяя своей научной подготовке, они передали свою научную сторону дела
Даниилу Гейнзиусу, а сами занялись усовершенствованием типографской
части, которую им довелось довести до высокого совершенства. В этом им
помог Христофор Ван-Дейк, изобретатель изящного шрифта, носящего
название Э. Победив сопротивление ученых, которых ловкие Э. вообще
старались по возможности использовать, Абрагам произвел целую революцию
в книжном деле введением формата in-12. Деятельность дома Э. была в эту
эпоху чрезвычайно обширна; у него было много отделений, он был первым на
знаменитых франкфуртских ярмарках и даже в Париже, благодаря изданию
Корнеля и других выдающихся представителей французской литературы. Всего
Бонавентура и Абрагам издали до пятисот названий; лейденская академия
после смерти последнего выбила медаль его имени. Им наследовали сын
Абрагама Иоанн (1622 - 1661) и сын Бонавентуры Даниил, но продолжали
дело неудачно. Вдова Иоанна ликвидировала книжную торговлю, а при сыне
его Абрагаме II (1653 - 1712) дела пришли в полный упадок. Старший сын
Йоста Э., Людовик (1604 - 1670) долго путешествовал по Европе в качестве
представителя лейденского дома Э., затем основал в Амстердаме книжное
дело. Он издал более 350 названий, среди которых теперь особенно
известен "Le pastissier francais" (1655), лишенный всякого внутреннего
значения, но возведенный в чрезвычайную редкость библиоманами, платящими
за него бешеные цены. Людовик Э. оставил свое дело своему компаньону,
старшему сыну Бонавентуры, Даниилу (1626 - 1680), издателю 260 книг,
(между прочим - сочинений Мольера). "Его смерть - общественная потеря",
писал после его смерти известный Локк. В его лице сошел со сцены
последний выдающийся представитель нидерландского печатного дела. Всего
Э. издали более 1500 сочинений - 968 латинских, 44 греческих, 126
французских, 32 фламандских, 22 на восточных языках, 11 немецких, 10
итальянских. Их издания по точности и исправности текстов не могут
соперничать с изданиями Мануциев или Этьенов, но выдаются своей
своеобразной красотой и высоко ценятся любителями. Типографских знаков
отличающих их, три: эмблемой Людовика I был орел с пучком семи стрел и
девизом "Concordia res parvae crescund"; знаком Исаака был вяз, увитый
виноградом, который срывает философ, стоящий перед деревом, девизом -
Non solus (это знак лейденской типографии); Людовик III с 1642 г.
обозначал свои издания изображением Минервы и маслины, с девизом Ne
extra oleas. Особенно ценятся маленькие in-12 латинские издания Э.; из
них более редкие - Плиний (1635), Вергилий (1636), "Imitatio". Важны
также издания Тита Ливия, Тацита (1634), Цицерона, Гомера, Овидия,
Гейнзиуса (1658), Нового Завета (1658). Есть много подложных изданий,
прикрывшихся знаком Э.; с другой стороны есть подлинные издания Э. без
означения их фирмы. Обширной библиографической и генеалогической
литературе об Эльзевире подведены итоги в капитальном труде A. Willems,
"Les Elsevier" (1880). Для русских читателей любопытны каталоги
замечательной по достоинству и количеству экземпляров коллекции Э.,
собранные в зале инкунабул Императорской Публичной Библиотеки в
С.-Петербурге: Walther, "Les Elzevir de la Bibliotheque imperiale
publique" (1864, также по-немецки). Эльслер (Фанни Elssler) - известная
танцовщица (1810 - 78), родом из Вены, где она и дебютировала. Первый
крупный триумф ее был в Берлине в 1830 г.; затем она была приглашена в
Париж, где затмила тогдашнюю царицу балета, Тальони. Помимо
удивительного искусства хореографического, Ф. Э. отличалась
замечательной красотой и подкупающей привлекательностью. Мимика ее была
полна тончайшей выразительности. Приглашенная затем в Америку, Э. и там
очаровала зрителей. В сороковых годах Фанни посетила Россию с таким же,
как везде, успехом. Последний выход ее был в Вене, в 1851 г.
Эманация (филос.; от emanare - истекать) - одна из возможных форм
объяснения мирового процесса. Э. противоположна эволюции. Эволюция
полагает идею совершенства в конце процесса, Э., напротив, в его начале,
а самый процесс рассматривает как постепенное ухудшение, путем
истечения. На конкретном примере отношение эволюции к Э. представляется
в следующем виде: эволюция объясняет возникновение жизни и сознания из
мертвой материи - Э., наоборот, объясняет смерть из сознания и жизни.
Нельзя сказать, чтобы теория Э. была отжившей, хотя несомненно, что
эволюционизм в XIX в. взял верх над Э. В истории эманационных теорий
выдаются три крупных имени: Плотин и его школа, Иоанн Скотт Эригена и
Шеллинг (в последний период его жизни). Вообще говоря, Э. имеет
некоторую связь и сродство с мистикой. Сторонники эманац. теорий охотно
пользуются для определения отношения Бога и мира аналогией отношения
солнца к свету, исходящему из него. Подобно тому, как сила света
уменьшается соразмерно с удалением от своего источника - солнца, так и
совершенство бытия уменьшается по мере отдаления от божества, причем
последней, худшей ступенью является материя. Представление об Э.
естественно влечет за собой требование перечислить главнейшие ступени
бытия, расположенные между Богом и материей. По мнению Плотина, из
Единого проистекает Дух (nouV), из него - мир сверхчувственных идей
(kosloV nohtoV), из последнего - мировая душа, из мировой души -
отдельный души, а из душ - телесный мир. Идею Э. с своеобразными
видоизменениями проводили Ямвлих, Прокл, гностики, позднее Дионисий
Ареопагит ("О небесной Иерархии"). Иоанн Скотт Эригена связал Э. с
эволюционными представлениями: мир истекает из Божества, но в то же
время возвращается к нему, поэтому мир остается в Боге, а Бог в мире; из
творящей и несотворенной природы происходит мир сотворенных, но творящих
идей, из которого проистекают сотворенные и не творящие существа,
возвращающиеся в лоно Божества. Таким образом мир является
самооткровением (теофанией) Божества. Родственные идеи встречаются у
Экгарта и Якова Бэме. Эманационные представления распространены и в
восточной философии (напр. в суфизме); в греческой философии Э.
появилась, по всей вероятности, под влиянием Востока. Некоторую выгоду
теория Э. представляет для объяснения зла в мире: положив целый ряд
звеньев между Божеством и материей, мы тем самым отдаляем зло от
первоисточника бытия; однако, эта выгода более кажущаяся, чем реальная.
Так как Бог мыслится в большинстве эманационных систем не
трансцендентным, а имманентным миру, то в самом Божестве приходится
отыскивать "темную основу" (Шеллинг) для выяснения зла. В общем,
Страницы: «« « 3460 3461 3462 3463 3464 3465 3466 3467 3468 3469 3470 3471 3472 3473 3474 3475 3476 3477 3478 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |