Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3460   3461   3462   3463   3464   3465   3466   3467   3468  3469   3470   3471   3472   3473   3474   3475   3476   3477   3478  » »»

типограф в роде Э.; первые его работы,  исполненные  на  средства  деда,
относятся к 1617 г.  Получив  звание  присяжного  типографа  лейденского
университета, он построил на университетском дворе  типографию,  которая
сделалась первой в городе. Следующий сын Матвея, Яков (1597
   - 1652), помогал отцу,  потом  купил  книжную  торговлю  Э.  в  Гаге.
Бонавентура Э. (1583 - 1652), были настоящими основателями славы  Э.  Не
доверяя своей научной подготовке, они передали свою научную сторону дела
Даниилу Гейнзиусу,  а  сами  занялись  усовершенствованием  типографской
части, которую им довелось довести до высокого совершенства. В  этом  им
помог  Христофор  Ван-Дейк,  изобретатель  изящного   шрифта,   носящего
название Э. Победив  сопротивление  ученых,  которых  ловкие  Э.  вообще
старались по возможности использовать, Абрагам произвел целую  революцию
в книжном деле введением формата in-12. Деятельность дома Э. была в  эту
эпоху чрезвычайно обширна; у него было много отделений, он был первым на
знаменитых франкфуртских ярмарках и даже  в  Париже,  благодаря  изданию
Корнеля и других выдающихся представителей французской литературы. Всего
Бонавентура и Абрагам издали до пятисот  названий;  лейденская  академия
после смерти последнего выбила медаль  его  имени.  Им  наследовали  сын
Абрагама Иоанн (1622 - 1661) и сын  Бонавентуры  Даниил,  но  продолжали
дело неудачно. Вдова Иоанна ликвидировала книжную торговлю, а  при  сыне
его Абрагаме II (1653 - 1712) дела пришли в полный упадок.  Старший  сын
Йоста Э., Людовик (1604 - 1670) долго путешествовал по Европе в качестве
представителя лейденского дома Э., затем основал  в  Амстердаме  книжное
дело. Он  издал  более  350  названий,  среди  которых  теперь  особенно
известен "Le pastissier francais" (1655), лишенный  всякого  внутреннего
значения, но возведенный в чрезвычайную редкость библиоманами, платящими
за него бешеные цены. Людовик Э. оставил свое  дело  своему  компаньону,
старшему сыну Бонавентуры, Даниилу (1626 -  1680),  издателю  260  книг,
(между прочим - сочинений Мольера). "Его смерть - общественная  потеря",
писал после его смерти  известный  Локк.  В  его  лице  сошел  со  сцены
последний выдающийся представитель нидерландского печатного дела.  Всего
Э. издали более 1500  сочинений  -  968  латинских,  44  греческих,  126
французских, 32 фламандских, 22 на восточных  языках,  11  немецких,  10
итальянских. Их издания по  точности  и  исправности  текстов  не  могут
соперничать  с  изданиями  Мануциев  или  Этьенов,  но  выдаются   своей
своеобразной красотой и высоко ценятся любителями.  Типографских  знаков
отличающих их, три: эмблемой Людовика I был орел с пучком семи  стрел  и
девизом "Concordia res parvae crescund"; знаком Исаака был  вяз,  увитый
виноградом, который срывает философ, стоящий перед  деревом,  девизом  -
Non solus (это знак  лейденской  типографии);  Людовик  III  с  1642  г.
обозначал свои издания изображением Минервы  и  маслины,  с  девизом  Ne
extra oleas. Особенно ценятся маленькие in-12 латинские издания  Э.;  из
них более редкие - Плиний (1635),  Вергилий  (1636),  "Imitatio".  Важны
также издания Тита  Ливия,  Тацита  (1634),  Цицерона,  Гомера,  Овидия,
Гейнзиуса (1658), Нового Завета (1658). Есть  много  подложных  изданий,
прикрывшихся знаком Э.; с другой стороны есть подлинные издания  Э.  без
означения  их  фирмы.  Обширной  библиографической   и   генеалогической
литературе об Эльзевире подведены итоги в капитальном труде A.  Willems,
"Les  Elsevier"  (1880).  Для  русских  читателей   любопытны   каталоги
замечательной по достоинству  и  количеству  экземпляров  коллекции  Э.,
собранные  в  зале  инкунабул  Императорской  Публичной   Библиотеки   в
С.-Петербурге:  Walther,  "Les  Elzevir  de  la  Bibliotheque  imperiale
publique" (1864, также по-немецки). Эльслер (Фанни Elssler) -  известная
танцовщица (1810 - 78), родом из Вены, где она  и  дебютировала.  Первый
крупный триумф ее был в Берлине в 1830 г.; затем она была  приглашена  в
Париж,  где   затмила   тогдашнюю   царицу   балета,   Тальони.   Помимо
удивительного   искусства   хореографического,    Ф.    Э.    отличалась
замечательной красотой и подкупающей привлекательностью. Мимика ее  была
полна тончайшей выразительности. Приглашенная затем в Америку, Э. и  там
очаровала зрителей. В сороковых годах Фанни посетила Россию с таким  же,
как везде, успехом. Последний выход ее был в Вене, в 1851 г.
   Эманация (филос.; от emanare - истекать) -  одна  из  возможных  форм
объяснения  мирового  процесса.  Э.  противоположна  эволюции.  Эволюция
полагает идею совершенства в конце процесса, Э., напротив, в его начале,
а  самый  процесс  рассматривает  как   постепенное   ухудшение,   путем
истечения. На конкретном примере отношение эволюции к Э.  представляется
в следующем виде: эволюция объясняет возникновение жизни и  сознания  из
мертвой материи - Э., наоборот, объясняет смерть из  сознания  и  жизни.
Нельзя сказать, чтобы теория Э.  была  отжившей,  хотя  несомненно,  что
эволюционизм в XIX в. взял верх над Э.  В  истории  эманационных  теорий
выдаются три крупных имени: Плотин и его школа, Иоанн  Скотт  Эригена  и
Шеллинг  (в  последний  период  его  жизни).  Вообще  говоря,  Э.  имеет
некоторую связь и сродство с мистикой. Сторонники эманац. теорий  охотно
пользуются для определения отношения Бога  и  мира  аналогией  отношения
солнца к свету,  исходящему  из  него.  Подобно  тому,  как  сила  света
уменьшается соразмерно с удалением от своего источника - солнца,  так  и
совершенство бытия уменьшается по мере  отдаления  от  божества,  причем
последней,  худшей  ступенью  является  материя.  Представление  об   Э.
естественно влечет за собой требование  перечислить  главнейшие  ступени
бытия, расположенные между Богом  и  материей.  По  мнению  Плотина,  из
Единого проистекает Дух (nouV), из  него  -  мир  сверхчувственных  идей
(kosloV nohtoV), из  последнего  -  мировая  душа,  из  мировой  души  -
отдельный души, а из  душ  -  телесный  мир.  Идею  Э.  с  своеобразными
видоизменениями проводили  Ямвлих,  Прокл,  гностики,  позднее  Дионисий
Ареопагит ("О небесной Иерархии").  Иоанн  Скотт  Эригена  связал  Э.  с
эволюционными представлениями: мир истекает из  Божества,  но  в  то  же
время возвращается к нему, поэтому мир остается в Боге, а Бог в мире; из
творящей и несотворенной природы происходит мир сотворенных, но творящих
идей, из  которого  проистекают  сотворенные  и  не  творящие  существа,
возвращающиеся   в   лоно   Божества.   Таким   образом   мир   является
самооткровением (теофанией) Божества.  Родственные  идеи  встречаются  у
Экгарта и Якова Бэме.  Эманационные  представления  распространены  и  в
восточной  философии  (напр.  в  суфизме);  в  греческой  философии   Э.
появилась, по всей вероятности, под влиянием Востока.  Некоторую  выгоду
теория Э. представляет для объяснения зла  в  мире:  положив  целый  ряд
звеньев между Божеством  и  материей,  мы  тем  самым  отдаляем  зло  от
первоисточника бытия; однако, эта выгода более кажущаяся, чем  реальная.
Так  как   Бог   мыслится   в   большинстве   эманационных   систем   не
трансцендентным, а имманентным миру,  то  в  самом  Божестве  приходится
отыскивать  "темную  основу"  (Шеллинг)  для  выяснения  зла.  В  общем,

Страницы: «« « 3460   3461   3462   3463   3464   3465   3466   3467   3468  3469   3470   3471   3472   3473   3474   3475   3476   3477   3478  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь