|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3452 3453 3454 3455 3456 3457 3458 3459 3460 3461 3462 3463 3464 3465 3466 3467 3468 3469 3470 » »» народной жизни. Наиболее выдающийся из вошедших в сборник стихотворений,
кроме "Золотых рогов" - "Ворон", "Львиный рыцарь", "Гарольд в священной
роще", "Поэт в Лейрской роще", "Пробуждение весны" и "Смерть ярла
Гакона". Отличительные черты романтической музы Э. сказались уже в этом
сборнике: юношеская свежесть и сила настроения, истинно поэтическое
вдохновение, гибкий, образный. чарующе музыкальный язык и, в
противоположность болезненной меланхолии германского романтизма,
жизнерадостность. Здоровая натура Э. и его увлечение образцами древней
национальной поэзии не допустили его заблудиться, подобно современным
ему немецким романтикам, "в таинственном сумраке волшебной лунной ночи"
- сумраке, полном болезненных видений и призраков. В 1804 г. он начал
эпопею "Йоги севера", написал первую песнь ее: "Путешествие Тора в
Иотунгейм", а затем "Сагу о Ваулундуре", по глубине мысли и
оригинальному сочетанию простоты и страстности языка одно из лучших
юношеских его произведений. В 1805 г. вышли два тома новых произведений
Э., из которых, кроме упомянутой саги о Ваулундуре, особенно
замечательны "Поездка в Лангеланд", "Отражение в природе жизни Христа",
"УффеТихий" и драматическая поэма "Аладин", где дарование поэта
развернулось в полном блеске и главный герой символически отразил
личность самого автора. Самый выбор незатейливого сказочного сюжета был
смелым протестом музы поэта против пренебрежительного отношения "века
просвещения" к наивному народному творчеству. В наивной сказке Э. открыл
глубокую идею воплощенную в двух характерно очерченных образах Аладина и
Нурредина; это - олицетворения добра и зла, божественной
непосредственности и житейского суемудрия. Талант Э. сумел сделать из
них вполне живые лица, и в то же время символизм чувствуется повсюду.
Быстро развивающееся действие выражает взгляд романтизма на близость к
божеству натуры непосредственной, в противоположность мудрствующей
лукаво, и на счастье, избирающее именно того, кто в невинности души не
ищет его вовсе, и отворачивающееся от жадно ищущего его "раба мира
сего". Чтобы удержать при себе счастье, избранник должен, однако,
усвоить доставшиеся ему задаром преимущества путем личной борьбы и
самоусовершенствования. Огромный успех новых произведений Э. доставил
ему государственную стипендию на поездку, с образовательной целыо, за
границу, откуда он в течение 5 лет прислал на родину целый ряд
классических произведений: лучшую из своих трагедий "Ярл Гакон" (1806
г.), трагедию "Бальдур Добрый" (1806 г.), "Пальнаток" (1808 г.), "Аксель
и Вальбор" (1808 г.) и драму "Корреджио" (1809 г.). Первое из названных
произведений, помимо общих художественных достоинств, отличается чисто
северным духом, и датская критика признала за ним огромное национальное
значение. Поставленный на сцене копенгагенского королевского театра,
"Ярл Гакон" был принят с восторгом; остальные драматические произведения
Э. тоже все шли с крупным успехом (особенно "Аксель и Вальборг"). По
возвращении на родину он был встречен как настоящий триумфатор и вскоре
назначен профессором эстетики в копенгагенском университете. Тут
кончился первый, наиболее блестящий период творчества Э. Он и после того
написал немало превосходных произведений, но среди его трудов стали
попадаться и слабые, вызывавшие резкие отзывы критики. К лучшим
произведениям второго периода творчества Э. принадлежат: эпопея
"Гельге", трагедия "Гагбарт и Сигне", "Сага о Роаре", идиллия
"Пастушок", эпопея "Боги Севера", трагедии "Эрик и Абель", "Варяги в
Царьграде", поэма "Рольф Краге" и трагедии "Карл Великий" и
"Лонгобарды". Летом 1829 г. Э. посетил Швецию, и 23 июня в Лундском
соборе произошло венчание датского поэта лаврами, рукою знаменитого
шведского поэта Тегнера. - из позднейших произведений Э. наиболее
удачны: трагедии "Торденскьольд", "Королева Маргарита", "Сократ", "Олаф
Святой", "Канут Великий", "Сага об Эрвар„де", драма "Дина",
драматический этюд "Найденная и утраченная страна", трагедии "Амлет" и
"Кьяртон и Гудрун" и, наконец, поэма "Рагнар Лодброк" (1848 г.) -
лебединая песнь поэта, которую он, как бы по предчувствию, закончил
словами: "Старый скальд о северных героях спел в последний раз".
Скончался Э. 20 января 1850 г. Вся страна оплакивала своего величайшего
национального поэта. Сочинения его выдержали в Дании множество изданий,
начиная с роскошного в 40 т., стоящего 100 кр., и кончая прекрасным
критикобиографическим изданием Либенберга (32 т., 1857 - 1862 гг.), не
говоря уже о массе изданий отдельных сочинений. Большая их часть
переведена на немецкий язык
- некоторые самим Э. На русск. языке имеются переведенные с немецкого
г. Дерикером "Старкотер" ("Staerkodder") и "Аладин" ("вольный перевод"),
изданные отдельно в 1840 - 1842 гг., и перев. Анной Ганзен с датского
трагедия "Ярл Гакон" ("Вестник Европы", 1897, Июль и август). Наиболее
авторитетный из множества критико-биографических трудов об Э. на датском
языке: Arentzen, "Adam Oehienschlaeger, literaturhistorisk Livsbillede"
(Копенгаген, 1879). Собр. сочин. Э. в Германии два: 1829 - 1830 гг. и
1839 г. Ср. Arentzen, "Baggesen og Oehlenschlaeger" (Копенгаген, 1870 -
78); Elberling, "О. og de osterlandske Eventyr" (там же, 1888);
Andersen, "Adam О. et Livs Poesi" ("Manddem og Alderdom", там же 1899;
"Eftermaele", 1900).
П. Ганзен.
Эликсир (Elixirium) - так обозначаются во многих фармакопеях
разнообразные жидкие фармацевтические препараты, большею частью настойки
и микстуры, приготовляемые на слабом спирту, вине или
спиртно-ароматической воде и за немногими исключениями предназначенные
для внутреннего употребления. Многие Э. (напр. Elixir, ad longam vitam,
Elix. amarum, Elix. Aurantii compos., Elix. pectorale Hufelandii и др.)
пользовались когда то большой славой; ныне они справедливо преданы
забвению.
Элиот (Мария-Анна Эванс, изв. под псевдонимом Джордж Eliot) -
знаменитая английская писательница (1820 - 80). Дочь зажиточного
фермера, вышедшего из рабочей среды, она училась сперва в пансионе,
затем самостоятельно, оставаясь под религиозным влиянием своей прежней
учительницы, мисс Левис. Ее евангелически религиозное настроение нашло
выражение в стихотворении, напечатанном в духовном журнале. Переехав на
21 году с отцом в Ковентри, Э. сошлась с кружком интеллигентных людей, в
котором испытала влияние новых идей; одним из них был Чарльз Геннель,
автор критического сочинения "О происхождении христианства". Кризис в
мировоззрении Э., при ее пуритански прямом характере, был крутой;
перестав посещать церковь, она дошла до разрыва с отцом, еле улаженного
друзьями. Никогда не переставая считать себя правой по существу, она до
конца дней раскаивалась в юношеской резкости, вызвавшей эту ссору. Она
Страницы: «« « 3452 3453 3454 3455 3456 3457 3458 3459 3460 3461 3462 3463 3464 3465 3466 3467 3468 3469 3470 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |