Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3452 3453 3454 3455 3456 3457 3458 3459 3460 3461 3462 3463 3464 3465 3466 3467 3468 3469 3470 » »» народной жизни. Наиболее выдающийся из вошедших в сборник стихотворений, кроме "Золотых рогов" - "Ворон", "Львиный рыцарь", "Гарольд в священной роще", "Поэт в Лейрской роще", "Пробуждение весны" и "Смерть ярла Гакона". Отличительные черты романтической музы Э. сказались уже в этом сборнике: юношеская свежесть и сила настроения, истинно поэтическое вдохновение, гибкий, образный. чарующе музыкальный язык и, в противоположность болезненной меланхолии германского романтизма, жизнерадостность. Здоровая натура Э. и его увлечение образцами древней национальной поэзии не допустили его заблудиться, подобно современным ему немецким романтикам, "в таинственном сумраке волшебной лунной ночи" - сумраке, полном болезненных видений и призраков. В 1804 г. он начал эпопею "Йоги севера", написал первую песнь ее: "Путешествие Тора в Иотунгейм", а затем "Сагу о Ваулундуре", по глубине мысли и оригинальному сочетанию простоты и страстности языка одно из лучших юношеских его произведений. В 1805 г. вышли два тома новых произведений Э., из которых, кроме упомянутой саги о Ваулундуре, особенно замечательны "Поездка в Лангеланд", "Отражение в природе жизни Христа", "УффеТихий" и драматическая поэма "Аладин", где дарование поэта развернулось в полном блеске и главный герой символически отразил личность самого автора. Самый выбор незатейливого сказочного сюжета был смелым протестом музы поэта против пренебрежительного отношения "века просвещения" к наивному народному творчеству. В наивной сказке Э. открыл глубокую идею воплощенную в двух характерно очерченных образах Аладина и Нурредина; это - олицетворения добра и зла, божественной непосредственности и житейского суемудрия. Талант Э. сумел сделать из них вполне живые лица, и в то же время символизм чувствуется повсюду. Быстро развивающееся действие выражает взгляд романтизма на близость к божеству натуры непосредственной, в противоположность мудрствующей лукаво, и на счастье, избирающее именно того, кто в невинности души не ищет его вовсе, и отворачивающееся от жадно ищущего его "раба мира сего". Чтобы удержать при себе счастье, избранник должен, однако, усвоить доставшиеся ему задаром преимущества путем личной борьбы и самоусовершенствования. Огромный успех новых произведений Э. доставил ему государственную стипендию на поездку, с образовательной целыо, за границу, откуда он в течение 5 лет прислал на родину целый ряд классических произведений: лучшую из своих трагедий "Ярл Гакон" (1806 г.), трагедию "Бальдур Добрый" (1806 г.), "Пальнаток" (1808 г.), "Аксель и Вальбор" (1808 г.) и драму "Корреджио" (1809 г.). Первое из названных произведений, помимо общих художественных достоинств, отличается чисто северным духом, и датская критика признала за ним огромное национальное значение. Поставленный на сцене копенгагенского королевского театра, "Ярл Гакон" был принят с восторгом; остальные драматические произведения Э. тоже все шли с крупным успехом (особенно "Аксель и Вальборг"). По возвращении на родину он был встречен как настоящий триумфатор и вскоре назначен профессором эстетики в копенгагенском университете. Тут кончился первый, наиболее блестящий период творчества Э. Он и после того написал немало превосходных произведений, но среди его трудов стали попадаться и слабые, вызывавшие резкие отзывы критики. К лучшим произведениям второго периода творчества Э. принадлежат: эпопея "Гельге", трагедия "Гагбарт и Сигне", "Сага о Роаре", идиллия "Пастушок", эпопея "Боги Севера", трагедии "Эрик и Абель", "Варяги в Царьграде", поэма "Рольф Краге" и трагедии "Карл Великий" и "Лонгобарды". Летом 1829 г. Э. посетил Швецию, и 23 июня в Лундском соборе произошло венчание датского поэта лаврами, рукою знаменитого шведского поэта Тегнера. - из позднейших произведений Э. наиболее удачны: трагедии "Торденскьольд", "Королева Маргарита", "Сократ", "Олаф Святой", "Канут Великий", "Сага об Эрвар„де", драма "Дина", драматический этюд "Найденная и утраченная страна", трагедии "Амлет" и "Кьяртон и Гудрун" и, наконец, поэма "Рагнар Лодброк" (1848 г.) - лебединая песнь поэта, которую он, как бы по предчувствию, закончил словами: "Старый скальд о северных героях спел в последний раз". Скончался Э. 20 января 1850 г. Вся страна оплакивала своего величайшего национального поэта. Сочинения его выдержали в Дании множество изданий, начиная с роскошного в 40 т., стоящего 100 кр., и кончая прекрасным критикобиографическим изданием Либенберга (32 т., 1857 - 1862 гг.), не говоря уже о массе изданий отдельных сочинений. Большая их часть переведена на немецкий язык - некоторые самим Э. На русск. языке имеются переведенные с немецкого г. Дерикером "Старкотер" ("Staerkodder") и "Аладин" ("вольный перевод"), изданные отдельно в 1840 - 1842 гг., и перев. Анной Ганзен с датского трагедия "Ярл Гакон" ("Вестник Европы", 1897, Июль и август). Наиболее авторитетный из множества критико-биографических трудов об Э. на датском языке: Arentzen, "Adam Oehienschlaeger, literaturhistorisk Livsbillede" (Копенгаген, 1879). Собр. сочин. Э. в Германии два: 1829 - 1830 гг. и 1839 г. Ср. Arentzen, "Baggesen og Oehlenschlaeger" (Копенгаген, 1870 - 78); Elberling, "О. og de osterlandske Eventyr" (там же, 1888); Andersen, "Adam О. et Livs Poesi" ("Manddem og Alderdom", там же 1899; "Eftermaele", 1900). П. Ганзен. Эликсир (Elixirium) - так обозначаются во многих фармакопеях разнообразные жидкие фармацевтические препараты, большею частью настойки и микстуры, приготовляемые на слабом спирту, вине или спиртно-ароматической воде и за немногими исключениями предназначенные для внутреннего употребления. Многие Э. (напр. Elixir, ad longam vitam, Elix. amarum, Elix. Aurantii compos., Elix. pectorale Hufelandii и др.) пользовались когда то большой славой; ныне они справедливо преданы забвению. Элиот (Мария-Анна Эванс, изв. под псевдонимом Джордж Eliot) - знаменитая английская писательница (1820 - 80). Дочь зажиточного фермера, вышедшего из рабочей среды, она училась сперва в пансионе, затем самостоятельно, оставаясь под религиозным влиянием своей прежней учительницы, мисс Левис. Ее евангелически религиозное настроение нашло выражение в стихотворении, напечатанном в духовном журнале. Переехав на 21 году с отцом в Ковентри, Э. сошлась с кружком интеллигентных людей, в котором испытала влияние новых идей; одним из них был Чарльз Геннель, автор критического сочинения "О происхождении христианства". Кризис в мировоззрении Э., при ее пуритански прямом характере, был крутой; перестав посещать церковь, она дошла до разрыва с отцом, еле улаженного друзьями. Никогда не переставая считать себя правой по существу, она до конца дней раскаивалась в юношеской резкости, вызвавшей эту ссору. Она Страницы: «« « 3452 3453 3454 3455 3456 3457 3458 3459 3460 3461 3462 3463 3464 3465 3466 3467 3468 3469 3470 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |