Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3452   3453   3454   3455   3456   3457   3458   3459   3460  3461   3462   3463   3464   3465   3466   3467   3468   3469   3470  » »»

народной жизни. Наиболее выдающийся из вошедших в сборник стихотворений,
кроме "Золотых рогов" - "Ворон", "Львиный рыцарь", "Гарольд в  священной
роще", "Поэт в  Лейрской  роще",  "Пробуждение  весны"  и  "Смерть  ярла
Гакона". Отличительные черты романтической музы Э. сказались уже в  этом
сборнике: юношеская свежесть  и  сила  настроения,  истинно  поэтическое
вдохновение,  гибкий,  образный.   чарующе   музыкальный   язык   и,   в
противоположность   болезненной   меланхолии   германского   романтизма,
жизнерадостность. Здоровая натура Э. и его увлечение  образцами  древней
национальной поэзии не допустили его  заблудиться,  подобно  современным
ему немецким романтикам, "в таинственном сумраке волшебной лунной  ночи"
- сумраке, полном болезненных видений и призраков. В 1804  г.  он  начал
эпопею "Йоги севера", написал  первую  песнь  ее:  "Путешествие  Тора  в
Иотунгейм",  а  затем  "Сагу  о  Ваулундуре",   по   глубине   мысли   и
оригинальному сочетанию простоты и  страстности  языка  одно  из  лучших
юношеских его произведений. В 1805 г. вышли два тома новых  произведений
Э.,  из  которых,  кроме  упомянутой   саги   о   Ваулундуре,   особенно
замечательны "Поездка в Лангеланд", "Отражение в природе жизни  Христа",
"УффеТихий"  и  драматическая  поэма  "Аладин",  где   дарование   поэта
развернулось в  полном  блеске  и  главный  герой  символически  отразил
личность самого автора. Самый выбор незатейливого сказочного сюжета  был
смелым протестом музы поэта против  пренебрежительного  отношения  "века
просвещения" к наивному народному творчеству. В наивной сказке Э. открыл
глубокую идею воплощенную в двух характерно очерченных образах Аладина и
Нурредина;   это   -   олицетворения   добра   и    зла,    божественной
непосредственности и житейского суемудрия. Талант Э.  сумел  сделать  из
них вполне живые лица, и в то же время  символизм  чувствуется  повсюду.
Быстро развивающееся действие выражает взгляд романтизма на  близость  к
божеству  натуры  непосредственной,  в  противоположность   мудрствующей
лукаво, и на счастье, избирающее именно того, кто в невинности  души  не
ищет его вовсе, и отворачивающееся  от  жадно  ищущего  его  "раба  мира
сего". Чтобы  удержать  при  себе  счастье,  избранник  должен,  однако,
усвоить доставшиеся ему  задаром  преимущества  путем  личной  борьбы  и
самоусовершенствования. Огромный успех новых  произведений  Э.  доставил
ему государственную стипендию на поездку, с  образовательной  целыо,  за
границу, откуда  он  в  течение  5  лет  прислал  на  родину  целый  ряд
классических произведений: лучшую из своих трагедий  "Ярл  Гакон"  (1806
г.), трагедию "Бальдур Добрый" (1806 г.), "Пальнаток" (1808 г.), "Аксель
и Вальбор" (1808 г.) и драму "Корреджио" (1809 г.). Первое из  названных
произведений, помимо общих художественных достоинств,  отличается  чисто
северным духом, и датская критика признала за ним огромное  национальное
значение. Поставленный на  сцене  копенгагенского  королевского  театра,
"Ярл Гакон" был принят с восторгом; остальные драматические произведения
Э. тоже все шли с крупным успехом (особенно  "Аксель  и  Вальборг").  По
возвращении на родину он был встречен как настоящий триумфатор и  вскоре
назначен  профессором  эстетики  в  копенгагенском   университете.   Тут
кончился первый, наиболее блестящий период творчества Э. Он и после того
написал немало превосходных произведений,  но  среди  его  трудов  стали
попадаться  и  слабые,  вызывавшие  резкие  отзывы  критики.  К   лучшим
произведениям  второго  периода  творчества   Э.   принадлежат:   эпопея
"Гельге",  трагедия  "Гагбарт  и  Сигне",  "Сага   о   Роаре",   идиллия
"Пастушок", эпопея "Боги Севера", трагедии "Эрик  и  Абель",  "Варяги  в
Царьграде",  поэма  "Рольф  Краге"   и   трагедии   "Карл   Великий"   и
"Лонгобарды". Летом 1829 г. Э. посетил Швецию,  и  23  июня  в  Лундском
соборе произошло венчание  датского  поэта  лаврами,  рукою  знаменитого
шведского поэта  Тегнера.  -  из  позднейших  произведений  Э.  наиболее
удачны: трагедии "Торденскьольд", "Королева Маргарита", "Сократ",  "Олаф
Святой",  "Канут   Великий",   "Сага   об   Эрвар„де",   драма   "Дина",
драматический этюд "Найденная и утраченная страна", трагедии  "Амлет"  и
"Кьяртон и Гудрун" и,  наконец,  поэма  "Рагнар  Лодброк"  (1848  г.)  -
лебединая песнь поэта, которую он,  как  бы  по  предчувствию,  закончил
словами: "Старый  скальд  о  северных  героях  спел  в  последний  раз".
Скончался Э. 20 января 1850 г. Вся страна оплакивала своего  величайшего
национального поэта. Сочинения его выдержали в Дании множество  изданий,
начиная с роскошного в 40 т., стоящего  100  кр.,  и  кончая  прекрасным
критикобиографическим изданием Либенберга (32 т., 1857 - 1862  гг.),  не
говоря уже  о  массе  изданий  отдельных  сочинений.  Большая  их  часть
переведена на немецкий язык
   - некоторые самим Э. На русск. языке имеются переведенные с немецкого
г. Дерикером "Старкотер" ("Staerkodder") и "Аладин" ("вольный перевод"),
изданные отдельно в 1840 - 1842 гг., и перев. Анной  Ганзен  с  датского
трагедия "Ярл Гакон" ("Вестник Европы", 1897, Июль и  август).  Наиболее
авторитетный из множества критико-биографических трудов об Э. на датском
языке: Arentzen, "Adam Oehienschlaeger, literaturhistorisk  Livsbillede"
(Копенгаген, 1879). Собр. сочин. Э. в Германии два: 1829 -  1830  гг.  и
1839 г. Ср. Arentzen, "Baggesen og Oehlenschlaeger" (Копенгаген, 1870  -
78);  Elberling,  "О.  og  de  osterlandske  Eventyr"  (там  же,  1888);
Andersen, "Adam О. et Livs Poesi" ("Manddem og Alderdom", там  же  1899;
"Eftermaele", 1900).
   П. Ганзен.
   Эликсир  (Elixirium)  -  так  обозначаются  во   многих   фармакопеях
разнообразные жидкие фармацевтические препараты, большею частью настойки
и   микстуры,   приготовляемые    на    слабом    спирту,    вине    или
спиртно-ароматической воде и за немногими  исключениями  предназначенные
для внутреннего употребления. Многие Э. (напр. Elixir, ad longam  vitam,
Elix. amarum, Elix. Aurantii compos., Elix. pectorale Hufelandii и  др.)
пользовались когда то  большой  славой;  ныне  они  справедливо  преданы
забвению.
   Элиот  (Мария-Анна  Эванс,  изв.  под  псевдонимом  Джордж  Eliot)  -
знаменитая  английская  писательница  (1820  -  80).  Дочь   зажиточного
фермера, вышедшего из рабочей среды,  она  училась  сперва  в  пансионе,
затем самостоятельно, оставаясь под религиозным влиянием  своей  прежней
учительницы, мисс Левис. Ее евангелически религиозное  настроение  нашло
выражение в стихотворении, напечатанном в духовном журнале. Переехав  на
21 году с отцом в Ковентри, Э. сошлась с кружком интеллигентных людей, в
котором испытала влияние новых идей; одним из них  был  Чарльз  Геннель,
автор критического сочинения "О происхождении  христианства".  Кризис  в
мировоззрении Э.,  при  ее  пуритански  прямом  характере,  был  крутой;
перестав посещать церковь, она дошла до разрыва с отцом, еле  улаженного
друзьями. Никогда не переставая считать себя правой по существу, она  до
конца дней раскаивалась в юношеской резкости, вызвавшей эту  ссору.  Она

Страницы: «« « 3452   3453   3454   3455   3456   3457   3458   3459   3460  3461   3462   3463   3464   3465   3466   3467   3468   3469   3470  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь