|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3454 3455 3456 3457 3458 3459 3460 3461 3462 3463 3464 3465 3466 3467 3468 3469 3470 3471 3472 » »» "English Writers"); Herm. Conrad, "GL Eliot" (1887); Цебрикова,
"Англичанки-романистки" ("От. Зап.", 1871, 8 - 9); Ткачев, "Люди
будущего и герои мещанства" ("Дело", 1868, 4 - 5); Дружинин, "Новости
английской литературы" ("Собр. Сочин.", т. V); M. Михайлов, "Д. Э."
("Совр.", 1859, 11); С. А, Д., "Джордж Э." ("Вестн. Европ.", 1884, 5 -
6); С. Ковалевская, "Воспоминания о Дж. Э." ("Рус. Мысль", 1886, 6); Л.
Давыдова, "Д. Э." (СПб., 1891). О стихотворениях Д. Э.: "Два мотива
современной поэзии" ("Отеч. Зап.", 1876, 5).
Эллинизм. - Со времени Дройзена этим термином в современной науке
обозначают культурные и политические образования, развившиеся из
смешения элементов греческих с восточными на почве сначала единого, а
затем ряда однородных государств, объединенных единой культурой, единым
правом, единой государственностью. Во всех этих образованиях эллинство
преобладает, но различную окраску придает отдельным комплексам примесь
разнообразных восточных элементов: обще-эллинское, выработанное
соединенными силами отдельных эллинских племен и политий, окрашивается в
разнообразные оттенки, соответственно примеси того или другого
восточного элемента. Основанное Александром Великим на развалинах
государства персидского греко-македонское государство, при организации
которого Александром немалую роль сыграли персидские государственные и
культурные элементы, распалось немедленно после его смерти на ряд
частей, естественно выделившихся из огромного комплекса. Наиболее
прочным из выделившихся государств был Египет, где утвердилась династия
Птолемеев. Постепенно распадалось великое европейское и азиатское
царство Лисимаха, из которого прежде всего прочно выделились Македония,
где утвердилась династия Антигона, и Сирийско-малоазийское царство
Селевка и Антиоха I. Из последнего в свою очередь выделились постепенно
мелкие сравнительно государства Пергам, Вифиния, Понт, Армения,
Каппадокия, Бактрия. Рядом с этими монархическими государствами
существовал ряд свободных и полусвободных политий и союзов в собственной
Греции и на островах, принимали культурный облик такие полудикие
племена, как эпироты, под руководством местных династий, основывались на
далеком западе сходный с восточными государства, напр. царство Герона в
Сицилии. Все эти отдельные политические образования, не смотря на
разнообразие географическое и этнографическое, не смотря на
противоположность и постоянное столкновение политических интересов,
выражающееся в ряде почти непрерывных войн, живут однородной культурной
и политической жизнью, одними и тми же интересами и идеалами, и это
единство и определяется термином Э. Главными центрами развития Э. были
большие города - столицы отдельных государств, преимущественно
Александрия в Египте и Антиохия в Сирии, с которыми соперничали
малоазийский Пергам, островной Родос, сицилийские Сиракузы и другие
менее крупные эллинистические города. Роль Александрии в Э. не раз и не
без основания сравнивали с ролью Парижа в Европе XVIII и нач. XIX века.
Поражает прежде всего почти полное однообразие внешнего вида
эллинистических городов. Как показали раскопки в Александрии, Эфесе,
Приене, Магнезии на Меандре и др. городах Э., везде мы имеем вполне
благоустроенные в современном смысле города, с правильными, сравнительно
широкими, мощеными улицами, с прекрасной канализацией, с каменными
домами иногда в несколько этажей, с роскошными площадями, богатыми
храмами и общественными зданиями, среди которых научный и
образовательновоспитательные учреждения играют далеко не последнюю роль.
Нередко колоссальные памятники - вроде алтаря Зевса в Пергаме -
сосредоточивают на себе интерес властителей и городского населения и
являются показателями той суммы художественных и культурных
приобретений, до которых дошла жизнь той или другой местности. В главных
центрах Э. живет литература, наука, искусство, возрастание их числа и их
рост указывает на культурное развитие страны, о них почти исключительно
говорит и предание. Их население может быть названо вполне эллинским,
частью по составу, частью по укладу и внутреннему содержанию жизни.
Большинство составляло, однако, не городское население, а сельское.
Насколько в эту среду проникла эллинистическая культура - сказать
нелегко. Археологическое исследование деревень Египта дает по большей
части вещи времени римского; если, однако, судить по папирусам,
сообщающим немало сведений об интимных подробностях жизни сельского
населения, то придется признать, что культура вряд ли глубоко прошла в
сельское население. Номенклатура эллинизируется, местный язык и письмо
вытесняются греческим, но общий уклад жизни и нравов вряд ли меняется,
вряд ли делаются шаги для поднятия сельского населения до уровня
городского. И это в Египте, где рабское население сравнительно ничтожно
и государственные земледельцы не находятся в положении крепостных. Иначе
в Азии и Сирии, где, судя по некоторым данным, можно предположить именно
закрепощенный субстрат населения, вынашивавший на своих плечах расцвет
городской культуры. Все говорит за то, что селянин, житель комы
(деревни), с трудом воспринимал Э. и эллинизовался только чисто внешним
образом. Поступательное движение Э. состоит не столько в поднятии
деревни до уровня города, сколько в вытеснении городом и городским
строем сельских форм и уклада жизни. Не одна кома за три века эллинизма
превращается в город там, где городской строй сознательно
распространяется на счет деревни. - Разнородность состава населения в
социальном отношении, идущая параллельно разнородности национальной
(сельский субстрат, как и городское население, состоял из самых
разнообразных национальностей; по отношению к первому особенно пеструю
картину дает Малая Азия) естественно вызывала такую форму правления,
которая носила бы в себе хотя бы внешнее единство и которая издавна была
привычна для большинства населения, а именно монархию, в ее
абсолютистической форме. К этой форме подготовлена была и греческая
культурная часть населения, долгим развитием греческой политии и
проникновением в нее ярких индивидуалистических течений, что шло рядом с
определенным этически индивидуалистическим направлением греческой мысли.
Задача, которую должны были выполнить новые государственные образования,
основанные на монархическом начале, состояла в приспособлении этого
начала к политическим привычкам и укладу как эллинского, так и местного
населения. Необходимо было совместить уклад политии с укладом абсолютной
монархии, дать городу-государству определенное место и роль в жизни
эллинистических монархий. Разрешалась эта основная задача различно:
город, как политическое целое, то совершенно устранялся из жизни
государства и играл роль только в социальном, экономическом и культурном
отношении, как то было в Египте, то играл роль административного
самоуправляющегося деления, как в Сирии и Малой Азии, то служил центром,
Страницы: «« « 3454 3455 3456 3457 3458 3459 3460 3461 3462 3463 3464 3465 3466 3467 3468 3469 3470 3471 3472 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |