Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3454   3455   3456   3457   3458   3459   3460   3461   3462  3463   3464   3465   3466   3467   3468   3469   3470   3471   3472  » »»

"English  Writers");  Herm.  Conrad,  "GL  Eliot"   (1887);   Цебрикова,
"Англичанки-романистки"  ("От.  Зап.",  1871,  8  -  9);  Ткачев,  "Люди
будущего и герои мещанства" ("Дело", 1868, 4 -  5);  Дружинин,  "Новости
английской литературы" ("Собр. Сочин.", т.  V);  M.  Михайлов,  "Д.  Э."
("Совр.", 1859, 11); С. А, Д., "Джордж Э." ("Вестн. Европ.", 1884,  5  -
6); С. Ковалевская, "Воспоминания о Дж. Э." ("Рус. Мысль", 1886, 6);  Л.
Давыдова, "Д. Э." (СПб., 1891). О  стихотворениях  Д.  Э.:  "Два  мотива
современной поэзии" ("Отеч. Зап.", 1876, 5).
   Эллинизм. - Со времени Дройзена этим  термином  в  современной  науке
обозначают  культурные  и  политические  образования,   развившиеся   из
смешения элементов греческих с восточными на почве  сначала  единого,  а
затем ряда однородных государств, объединенных единой культурой,  единым
правом, единой государственностью. Во всех этих  образованиях  эллинство
преобладает, но различную окраску придает отдельным  комплексам  примесь
разнообразных   восточных   элементов:   обще-эллинское,    выработанное
соединенными силами отдельных эллинских племен и политий, окрашивается в
разнообразные  оттенки,  соответственно   примеси   того   или   другого
восточного  элемента.  Основанное  Александром  Великим  на   развалинах
государства персидского греко-македонское государство,  при  организации
которого Александром немалую роль сыграли персидские  государственные  и
культурные элементы,  распалось  немедленно  после  его  смерти  на  ряд
частей,  естественно  выделившихся  из  огромного  комплекса.   Наиболее
прочным из выделившихся государств был Египет, где утвердилась  династия
Птолемеев.  Постепенно  распадалось  великое  европейское  и   азиатское
царство Лисимаха, из которого прежде всего прочно выделились  Македония,
где  утвердилась  династия  Антигона,  и  Сирийско-малоазийское  царство
Селевка и Антиоха I. Из последнего в свою очередь выделились  постепенно
мелкие  сравнительно  государства  Пергам,   Вифиния,   Понт,   Армения,
Каппадокия,  Бактрия.  Рядом  с   этими   монархическими   государствами
существовал ряд свободных и полусвободных политий и союзов в собственной
Греции  и  на  островах,  принимали  культурный  облик  такие  полудикие
племена, как эпироты, под руководством местных династий, основывались на
далеком западе сходный с восточными государства, напр. царство Герона  в
Сицилии. Все  эти  отдельные  политические  образования,  не  смотря  на
разнообразие   географическое   и   этнографическое,   не   смотря    на
противоположность  и  постоянное  столкновение  политических  интересов,
выражающееся в ряде почти непрерывных войн, живут однородной  культурной
и политической жизнью, одними и тми же  интересами  и  идеалами,  и  это
единство и определяется термином Э. Главными центрами развития  Э.  были
большие  города  -   столицы   отдельных   государств,   преимущественно
Александрия  в  Египте  и  Антиохия  в  Сирии,  с  которыми  соперничали
малоазийский Пергам, островной  Родос,  сицилийские  Сиракузы  и  другие
менее крупные эллинистические города. Роль Александрии в Э. не раз и  не
без основания сравнивали с ролью Парижа в Европе XVIII и нач. XIX  века.
Поражает  прежде  всего   почти   полное   однообразие   внешнего   вида
эллинистических городов. Как показали  раскопки  в  Александрии,  Эфесе,
Приене, Магнезии на Меандре и др. городах  Э.,  везде  мы  имеем  вполне
благоустроенные в современном смысле города, с правильными, сравнительно
широкими, мощеными  улицами,  с  прекрасной  канализацией,  с  каменными
домами иногда в  несколько  этажей,  с  роскошными  площадями,  богатыми
храмами   и   общественными   зданиями,   среди   которых   научный    и
образовательновоспитательные учреждения играют далеко не последнюю роль.
Нередко  колоссальные  памятники  -  вроде  алтаря  Зевса  в  Пергаме  -
сосредоточивают на себе интерес властителей  и  городского  населения  и
являются   показателями   той   суммы   художественных   и    культурных
приобретений, до которых дошла жизнь той или другой местности. В главных
центрах Э. живет литература, наука, искусство, возрастание их числа и их
рост указывает на культурное развитие страны, о них почти  исключительно
говорит и предание. Их население может быть  названо  вполне  эллинским,
частью по составу, частью по  укладу  и  внутреннему  содержанию  жизни.
Большинство составляло, однако,  не  городское  население,  а  сельское.
Насколько в  эту  среду  проникла  эллинистическая  культура  -  сказать
нелегко. Археологическое исследование деревень Египта  дает  по  большей
части  вещи  времени  римского;  если,  однако,  судить  по   папирусам,
сообщающим немало сведений  об  интимных  подробностях  жизни  сельского
населения, то придется признать, что культура вряд ли глубоко  прошла  в
сельское население. Номенклатура эллинизируется, местный язык  и  письмо
вытесняются греческим, но общий уклад жизни и нравов вряд  ли  меняется,
вряд ли  делаются  шаги  для  поднятия  сельского  населения  до  уровня
городского. И это в Египте, где рабское население сравнительно  ничтожно
и государственные земледельцы не находятся в положении крепостных. Иначе
в Азии и Сирии, где, судя по некоторым данным, можно предположить именно
закрепощенный субстрат населения, вынашивавший на своих  плечах  расцвет
городской  культуры.  Все  говорит  за  то,  что  селянин,  житель  комы
(деревни), с трудом воспринимал Э. и эллинизовался только чисто  внешним
образом. Поступательное  движение  Э.  состоит  не  столько  в  поднятии
деревни до уровня города,  сколько  в  вытеснении  городом  и  городским
строем сельских форм и уклада жизни. Не одна кома за три века  эллинизма
превращается   в   город   там,   где   городской   строй    сознательно
распространяется на счет деревни. - Разнородность  состава  населения  в
социальном  отношении,  идущая  параллельно  разнородности  национальной
(сельский  субстрат,  как  и  городское  население,  состоял  из   самых
разнообразных национальностей; по отношению к первому  особенно  пеструю
картину дает Малая Азия) естественно  вызывала  такую  форму  правления,
которая носила бы в себе хотя бы внешнее единство и которая издавна была
привычна  для  большинства  населения,   а   именно   монархию,   в   ее
абсолютистической форме. К этой  форме  подготовлена  была  и  греческая
культурная  часть  населения,  долгим  развитием  греческой  политии   и
проникновением в нее ярких индивидуалистических течений, что шло рядом с
определенным этически индивидуалистическим направлением греческой мысли.
Задача, которую должны были выполнить новые государственные образования,
основанные на монархическом  начале,  состояла  в  приспособлении  этого
начала к политическим привычкам и укладу как эллинского, так и  местного
населения. Необходимо было совместить уклад политии с укладом абсолютной
монархии, дать городу-государству определенное  место  и  роль  в  жизни
эллинистических монархий.  Разрешалась  эта  основная  задача  различно:
город,  как  политическое  целое,  то  совершенно  устранялся  из  жизни
государства и играл роль только в социальном, экономическом и культурном
отношении, как  то  было  в  Египте,  то  играл  роль  административного
самоуправляющегося деления, как в Сирии и Малой Азии, то служил центром,

Страницы: «« « 3454   3455   3456   3457   3458   3459   3460   3461   3462  3463   3464   3465   3466   3467   3468   3469   3470   3471   3472  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь