|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3451 3452 3453 3454 3455 3456 3457 3458 3459 3460 3461 3462 3463 3464 3465 3466 3467 3468 3469 » »» Гитторфом пятьдесят лет тому назад: "Э. - это соли". Этим определением
Гитторф частью предвосхитил современную теорию электролитической
диссоциации, указав на то, что типичное свойство солей, которое мы
теперь определяем, как способность к электролитической диссоциации,
должно быть признаком всякого Э. Вл. Кистяковский. Электрон - у греков
так назывался янтарь, добывавшийся финикиянами на берегах Немецкого
моря. Ценился он очень высоко и составлял значительный предмет торговли.
Насколько он представлялся ценным в глазах древних греков, видно хотя бы
из того обстоятельства, что тем же именем они называли сплав золота и
серебра, по цвету напоминавший янтарь. Из этого сплава делались
различного рода украшения, утварь и т. п. Прекрасным образцом работы из
Э. может служить хотя бы знаменитая никопольская ваза, найденная в одном
из южнорусских курганов и хранящаяся в Петербурге, в Имп. Эрмитаже.
Эленшлэгер (Адам Оеhlеnsсlagег) - датский поэт, глава северной
романтической школы. Родился в Копенгагене 14 ноября 1779 г.;
унаследовал от отца живость нрава, бодрость духа, жизнерадостность и
горячность, от матери - душевную чуткость, мечтательность и богатую
поэтическую фантазию; вырос в счастливой семейной обстановке,
предоставлявшей большую свободу его душевному и умственному развитию.
Первоначальным образованием Э. обязан был главным образом своей
страстной любви к чтению; курс учебных заведений, куда его помещали, он
проходил не особенно прилежно и закончил его 16 лет с небольшим запасом
научных познаний. Родители имели в виду пустить сына по коммерческой
части, но Э., уже тогда писавший стихи, предпочел готовиться в
университет. Занятия его шли туго, так как он увлекался театром,
игравшим в ту пору чрезвычайно большую роль в жизни датского общества, и
писанием драматических произведений. На время Э. даже сделался актером,
но довольно скоро убедился в недостатке настоящего призвания к этому
роду искусства и вновь засел за книги, поддерживаемый в увлечении наукой
двумя товарищами - братьями Эрстед, впоследствии знаменитыми учеными и
общественными деятелями. В 1800 г. Э. поступил в университет, на
юридической факультет, но юриспруденция не могла надолго заинтересовать
его. Он получил доступ в кружок людей, составлявших цвет тогдашней
датской интеллигенции. Счастливая любовь тоже немало содействовала
победе поэтических наклонностей Э. над сухими научными занятиями.
Увлечение объявленное университетом конкурсной темой: "Полезно ли было
бы для изящной словесности севера влияние северной мифологии взамен
греческой" помогло Э., давно интересовавшемуся древней народной поэзией
севера, разобраться в своих творческих стремлениях. Сочинение Э. на
упомянутую тему не было увенчано премией, но обратило на себя внимание
новыми для того времени взглядами на искусство вообще и на поэзию в
частности. Автор совершенно отвергал предъявляемые к поэзии требования
служить социальным и нравственным целям, видя в ней исключительно
искусство облекать в конкретную форму идеи и образы, зарождающиеся в
творческой фантазии поэта. Он высказывался против преобладания в поэзии
отвлеченного мышления, так как поэт художник должен по преимуществу
"мыслить образами", а также против рабской подчиненности истории,
настаивая на праве поэта смягчать чересчур резкие очертания и грубые
краски действительности, и видел в северной мифологии и древних сагах
целый новый мир, ждущий разработки таящихся в нем сокровищ. Сочинение Э.
и по языку и слогу - легкому, ярко образному и поэтичному - представляло
полный контраст тогдашней сухой, тяжелой манере. Даровитый и популярный
поэт Баггесен, покидая родину осенью того же года, "торжественно передал
Э. свою датскую лиру". Знакомство с творениями Гете, увлечение Шиллером,
Шекспиром и Жан-Полем окончательно оторвало юношу от юриспруденции, а
вспыхнувшая в 1801 г. война с Англией - и от университета вообще. Э.
поступил в отряд волонтеров студентов; тогда же он написал несколько
патриотических и военных песен и драматический этюд: "2-го апреля 1801
г. " (день битвы на Копенгагенском рейде). Пробужденный войной
патриотизм датчан сказался всеобщим увлечением древней историей севера,
сагами и мифологией - увлечением, отразившимся и на Э. Знакомство со
Стеффенсом, даровитым последователем "натурфилософии" и насадителем в
Дании новой европейской духовной культуры, дало последний толчок
назревшим в душе молодого поэта творческим силам. После одной беседы со
Стеффенсом Э. написал свое знаменитое стихотворение "Guldhornene"
("Золотые рога"), быстро облетевшее всю страну и положившее прочное
основание его славе. Счастливо выбранный сюжет был обработан Э.
совершенно в духе новой романтической школы: на первый план было
выдвинуто значение душевной непосредственности и близости человека к
природе. В копенгагенском национальном музее хранились два древних
золотых рога, найденных: один - в XVII столетии, бедной крестьянской
девушкой, другой - в XVIII стол., крестьянином. Как раз в это время они
исчезли. Событие это составляло злобу дня, но поэтический гений Э. сумел
придать исчезновению рогов глубокий символический смысл, равно как и
самой их находке. Древние золотые рога, с покрывавшими их загадочными
рунами, поэт представил дарами богов, ниспосланными роду человеческому в
виде напоминания о полузабытой им связи его с давно минувшими временами
и с самими богами. Пытливый ум давно побуждал людей расследовать эту
связь: следов ее ищут и в древних книгах, и в разрытых курганах, в рунах
на мечах, на щитах и на могильных камнях, среди истлевших костей. Но
холодному уму не по силам разъяснить эту связь: "мраком покрываются
древние письмена, взор встречает преграду, мысли путаются, люди бродят,
как в тумане". Прозреть сокровенное дано лишь тому, у кого природная
невинность мысли сохранилась в девственной чистоте: и вот, первый
золотой рог находит, по повелению богов, прекраснейшее из прекраснейших
существ - невинная дева. Но тайна, о которой повествует этот дар богов,
все-таки остается недоступной пониманию погрязшей в низменных страстях
толпы. Она глазеет на золото, а не смотрит на письмена; люди "стекаются
целыми толпами, роют, ищут, сгорая жаждой умножить свои сокровища, - но
золота нет; перед ними лишь прах, из которого они взяты". Милость богов,
однако, не исчерпана; они еще раз посылают людям весть: второй золотой
рог находит "сын природы, безвестный, но, подобно своим предкам, сильный
и честный, возделывающий землю". И тут, однако, люди не уразумели
глубокого значения дара: золотые рога выставлены "на показ тупым,
любопытным взорам". И боги гневаются - "небо чернеет, разражается буря;
что боги дали, то и взяли обратно. На веки исчезла святыня". - В конце
того же года (1802) вышел в свет первый небольшой сборник стихотворений
Э., до сих пор остающийся классическим образцом северной поэзии XIX
века. В его состав вошло 34 оригинальных (преимущественно баллады) и 5
переводных стихотворений и "Комедия Ивановой ночи" - ряд пестрых сцен из
Страницы: «« « 3451 3452 3453 3454 3455 3456 3457 3458 3459 3460 3461 3462 3463 3464 3465 3466 3467 3468 3469 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |