Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3451   3452   3453   3454   3455   3456   3457   3458   3459  3460   3461   3462   3463   3464   3465   3466   3467   3468   3469  » »»

Гитторфом пятьдесят лет тому назад: "Э. - это соли".  Этим  определением
Гитторф  частью  предвосхитил   современную   теорию   электролитической
диссоциации, указав на то,  что  типичное  свойство  солей,  которое  мы
теперь определяем,  как  способность  к  электролитической  диссоциации,
должно быть признаком всякого Э. Вл. Кистяковский. Электрон -  у  греков
так назывался янтарь,  добывавшийся  финикиянами  на  берегах  Немецкого
моря. Ценился он очень высоко и составлял значительный предмет торговли.
Насколько он представлялся ценным в глазах древних греков, видно хотя бы
из того обстоятельства, что тем же именем они называли  сплав  золота  и
серебра,  по  цвету  напоминавший  янтарь.  Из  этого  сплава   делались
различного рода украшения, утварь и т. п. Прекрасным образцом работы  из
Э. может служить хотя бы знаменитая никопольская ваза, найденная в одном
из южнорусских курганов и хранящаяся в Петербурге, в Имп. Эрмитаже.
   Эленшлэгер  (Адам  Оеhlеnsсlagег)  -  датский  поэт,  глава  северной
романтической  школы.  Родился  в  Копенгагене  14   ноября   1779   г.;
унаследовал от отца живость нрава,  бодрость  духа,  жизнерадостность  и
горячность, от матери -  душевную  чуткость,  мечтательность  и  богатую
поэтическую  фантазию;   вырос   в   счастливой   семейной   обстановке,
предоставлявшей большую свободу его душевному  и  умственному  развитию.
Первоначальным  образованием  Э.  обязан  был  главным   образом   своей
страстной любви к чтению; курс учебных заведений, куда его помещали,  он
проходил не особенно прилежно и закончил его 16 лет с небольшим  запасом
научных познаний. Родители имели в виду  пустить  сына  по  коммерческой
части,  но  Э.,  уже  тогда  писавший  стихи,  предпочел  готовиться   в
университет. Занятия  его  шли  туго,  так  как  он  увлекался  театром,
игравшим в ту пору чрезвычайно большую роль в жизни датского общества, и
писанием драматических произведений. На время Э. даже сделался  актером,
но довольно скоро убедился в недостатке  настоящего  призвания  к  этому
роду искусства и вновь засел за книги, поддерживаемый в увлечении наукой
двумя товарищами - братьями Эрстед, впоследствии знаменитыми  учеными  и
общественными деятелями.  В  1800  г.  Э.  поступил  в  университет,  на
юридической факультет, но юриспруденция не могла надолго  заинтересовать
его. Он получил доступ  в  кружок  людей,  составлявших  цвет  тогдашней
датской  интеллигенции.  Счастливая  любовь  тоже  немало  содействовала
победе  поэтических  наклонностей  Э.  над  сухими  научными  занятиями.
Увлечение объявленное университетом конкурсной темой: "Полезно  ли  было
бы для изящной словесности  севера  влияние  северной  мифологии  взамен
греческой" помогло Э., давно интересовавшемуся древней народной  поэзией
севера, разобраться в своих  творческих  стремлениях.  Сочинение  Э.  на
упомянутую тему не было увенчано премией, но обратило на  себя  внимание
новыми для того времени взглядами на искусство  вообще  и  на  поэзию  в
частности. Автор совершенно отвергал предъявляемые к  поэзии  требования
служить социальным  и  нравственным  целям,  видя  в  ней  исключительно
искусство облекать в конкретную форму идеи  и  образы,  зарождающиеся  в
творческой фантазии поэта. Он высказывался против преобладания в  поэзии
отвлеченного мышления, так как  поэт  художник  должен  по  преимуществу
"мыслить  образами",  а  также  против  рабской  подчиненности  истории,
настаивая на праве поэта смягчать чересчур  резкие  очертания  и  грубые
краски действительности, и видел в северной мифологии  и  древних  сагах
целый новый мир, ждущий разработки таящихся в нем сокровищ. Сочинение Э.
и по языку и слогу - легкому, ярко образному и поэтичному - представляло
полный контраст тогдашней сухой, тяжелой манере. Даровитый и  популярный
поэт Баггесен, покидая родину осенью того же года, "торжественно передал
Э. свою датскую лиру". Знакомство с творениями Гете, увлечение Шиллером,
Шекспиром и Жан-Полем окончательно оторвало юношу  от  юриспруденции,  а
вспыхнувшая в 1801 г. война с Англией - и  от  университета  вообще.  Э.
поступил в отряд волонтеров студентов; тогда  же  он  написал  несколько
патриотических и военных песен и драматический этюд: "2-го  апреля  1801
г.  "  (день  битвы  на  Копенгагенском  рейде).   Пробужденный   войной
патриотизм датчан сказался всеобщим увлечением древней историей  севера,
сагами и мифологией - увлечением, отразившимся и  на  Э.  Знакомство  со
Стеффенсом, даровитым последователем "натурфилософии"  и  насадителем  в
Дании  новой  европейской  духовной  культуры,  дало  последний   толчок
назревшим в душе молодого поэта творческим силам. После одной беседы  со
Стеффенсом  Э.  написал  свое  знаменитое  стихотворение   "Guldhornene"
("Золотые рога"), быстро облетевшее  всю  страну  и  положившее  прочное
основание  его  славе.  Счастливо  выбранный  сюжет  был  обработан   Э.
совершенно в  духе  новой  романтической  школы:  на  первый  план  было
выдвинуто значение душевной непосредственности  и  близости  человека  к
природе. В  копенгагенском  национальном  музее  хранились  два  древних
золотых рога, найденных: один - в  XVII  столетии,  бедной  крестьянской
девушкой, другой - в XVIII стол., крестьянином. Как раз в это время  они
исчезли. Событие это составляло злобу дня, но поэтический гений Э. сумел
придать исчезновению рогов глубокий символический  смысл,  равно  как  и
самой их находке. Древние золотые рога, с  покрывавшими  их  загадочными
рунами, поэт представил дарами богов, ниспосланными роду человеческому в
виде напоминания о полузабытой им связи его с давно минувшими  временами
и с самими богами. Пытливый ум давно  побуждал  людей  расследовать  эту
связь: следов ее ищут и в древних книгах, и в разрытых курганах, в рунах
на мечах, на щитах и на могильных камнях,  среди  истлевших  костей.  Но
холодному уму не по силам  разъяснить  эту  связь:  "мраком  покрываются
древние письмена, взор встречает преграду, мысли путаются, люди  бродят,
как в тумане". Прозреть сокровенное дано лишь  тому,  у  кого  природная
невинность мысли  сохранилась  в  девственной  чистоте:  и  вот,  первый
золотой рог находит, по повелению богов, прекраснейшее из  прекраснейших
существ - невинная дева. Но тайна, о которой повествует этот дар  богов,
все-таки остается недоступной пониманию погрязшей в  низменных  страстях
толпы. Она глазеет на золото, а не смотрит на письмена; люди  "стекаются
целыми толпами, роют, ищут, сгорая жаждой умножить свои сокровища, -  но
золота нет; перед ними лишь прах, из которого они взяты". Милость богов,
однако, не исчерпана; они еще раз посылают людям весть:  второй  золотой
рог находит "сын природы, безвестный, но, подобно своим предкам, сильный
и честный, возделывающий  землю".  И  тут,  однако,  люди  не  уразумели
глубокого значения  дара:  золотые  рога  выставлены  "на  показ  тупым,
любопытным взорам". И боги гневаются - "небо чернеет, разражается  буря;
что боги дали, то и взяли обратно. На веки исчезла святыня". -  В  конце
того же года (1802) вышел в свет первый небольшой сборник  стихотворений
Э., до сих пор остающийся  классическим  образцом  северной  поэзии  XIX
века. В его состав вошло 34 оригинальных (преимущественно баллады)  и  5
переводных стихотворений и "Комедия Ивановой ночи" - ряд пестрых сцен из

Страницы: «« « 3451   3452   3453   3454   3455   3456   3457   3458   3459  3460   3461   3462   3463   3464   3465   3466   3467   3468   3469  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь