Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3457   3458   3459   3460   3461   3462   3463   3464   3465  3466   3467   3468   3469   3470   3471   3472   3473   3474   3475  » »»

внести его быт, его искусство, его строй, его литературу,  его  науку  -
правда, на латинском языке и иногда в италийской переработке - в Галлию,
Британию, Испанию и Африку. Эту миссию он  выполняет  успешно  и  уже  в
начале II века по всему  Западу  тянется  тонкий  слой  эллинистического
лака. К тому же времени относится и окончательная  победа  политического
строя Э., с его неограниченной монархией и чиновничеством.  Завершителем
начавшегося еще при Цезаре движения является  имп.  Адриан.  Национализм
латино-римский окончательно сходит со сцены,  как  политический  фактор;
эллинистический,  говорящий  по  гречески,  Восток   становится   вполне
равноправен с Западом. На это же  время,  продолжающееся  до  III  века,
падает и  новый  пышный  расцвет  эллинистич.  литературы  и  философии,
последней - отчасти под влиянием новых религиозных идей, выделившихся из
старого  религиозного   синкретизма.   Основной   политический   вопрос,
поставленный  Э.  -  вопрос  об  отношении  города  (т.  е.  политии)  к
государству единому и мировому - разрешен был Римом в  смысле  сирийской
системы  превращения  города  в  самоуправляющуюся  административную   и
податную единицу. Там,  где  не  было  городского  строя,  он  вводится;
римское государство имеет тенденцию превратиться  в  комплекс  городских
территорий. Временный расцвет городов под давлением обусловленной  общим
экономическим упадком системы тягот, начало которой было положено еще во
время  самостоятельного   существования   эллинизированных   государств,
постепенно сводится на нет, и государственный строй с III в. все более и
более  сводится  к  одному  из  своих  прототипов  -  строго   восточных
абсолютных  монархий.  В  то  же  время,  под  влиянием  долгой   работы
латинского национализма, древний мир раскалывается  на  две  половины  -
греческую и латинскую, которые отныне идут каждая своей дорогой.  Семена
развития, однако, и здесь и там одни: везде это тот комплекс  культурных
приобретений,  который   выработался   в   государствах,   управлявшихся
преемниками Александра Вел., тот комплекс, который  соединяет  эллинские
элементы и элементы восточной культуры и этим подчиняет Запад, комплекс,
который и обозначается словом Э. Вопрос об Э. во всей его полноте не был
еще  трактован.  Внешнюю  и  культурную  историю  Э.   см.   в   больших
произведениях, занимающихся историей греческого мира во  время  и  после
Александра: Droysen, "Geschichte des Hellenismus"; Holm,  "Grriechisclie
Geschichte" (т. IV); Mahaffy, "Greek life and thought from  the  age  of
Alexander to the Roman conquest"  (Л.,  1887;  очень  устарела);  Niese,
"Gescnichte der griechischen und makedonischen Staaten seit der Schlacht
bei Chaeronea"; Kaerst,  "Geschichte  des  hellenistischen  Zeitaiters";
Niese, "Die Welt des Hellenismus" (Марбург, 1900); Beloch, "Grriechische
Geschichte" (т. III).  Об  Э.  в  римское  время  нет  отдельных  работ.
Некоторую сводку дает Е. Kornemann, "Aegyptische Einflьsse  im  rmischen
Kaiserreicho" (в "Neue Jahrb. tьr Phil. und Pаd.", 1899). Ср. Ростовцев,
"Мученики римской культуры" ("Мир Божий", 1900, апрель).
   М. Ростовцев.
   Эллины ('›EllhneV). - Впервые с именем эллинов - небольшого  племени,
жившего в южной Фессалии в долине Энипея, Апидана и др. притоков  Пенея,
- мы встречаемся у  Гомера:  Э.,  вместе  с  ахеянами  и  мирмидонянами,
упоминаются здесь как подданные Ахилла,  населяющие  собственно  Элладу.
Кроме того имя  Эллады,  как  южнофессалийской  области,  мы  находим  в
нескольких позднейших  частях  обеих  Гомеровских  поэм.  Этими  данными
эпической поэзии о географическом местонахождении Э. пользуются Геродот,
Фукидид, Паросский Мрамор, Аполлодор; лишь  Аристотель,  основываясь  на
Ил. XVl, 234 - 235. где упоминаются "жрецы Додонского  Зевса  Селлы,  не
моющие ног и спящие на  голой  земле",  и  отожествляя  названия  Селлов
(подр. Геллов) и Эллинов, переносит древнюю Элладу  в  Эпир.  Исходя  из
того факта, что Эпирская Додона была центром древнейшего культа исконных
греческих богов - Зевса и Дюны, Эд. Мейер ("Geschichte  des  Altertums".
II т., Штуттгарт, 1893) полагает, что  в  доисторический  период  греки,
занимавшие Эпир, были вытеснены оттуда в Фессалию и перенесли с собою  в
новые земли и прежние  племенные  и  областные  названия;  понятно,  что
упоминаемая у Гезиода Геллопия и гомеровские Селлы (Геллы) повторяются в
фессалийских Эллинах и Элладе. Позднее генеалогическая поэзия (начиная с
Гезиода) создала эпонима эллинского племени  Эллина,  сделав  его  сыном
Девкалиона и Пирры,  переживших  великий  местный  потоп  и  считавшихся
родоначальниками греческого народа. Та же генеалогическая поэзия создала
в  лице  брата  Эллина,  Амфиктиона,  эпонима   Фермопильско-Дельфийской
амфиктионии. Отсюда можно вывести заключение (Holm, "History of Greece",
I, 1894 стр. 225 след; см. также Белох, "история Греции", т. 1, стр. 216
- 217, М.,  1897),  что  греки  признавали  тесную  связь  между  союзом
амфиктионов и именем Э., тем более,  что  в  центре  народов,  входивших
первоначально  в  состав  союза,  географически  помещались  фтиотийские
ахейцы,  тожественные  с  древнейшими  эллинами.  Таким  образом   члены
амфиктионии, связывая себя по происхождению с фтиотийцами,  мало  помалу
привыкли  называть  себя  эллинами  и  распространили  это  название  по
Северной и Средней Греции, а доряне перенесли его в Пелопоннес. В VII в.
до Р. Хр., преимущественно на востоке, возникли соотносительные  понятия
варваров  и  панэллинов:  это  последнее  название  было  вытеснено  уже
вошедшим в употребление именем эллинов, которое объединило все  племена,
говорившие на греч. языке, за исключением македонян, живших обособленною
жизнью. Как общенациональное  название,  имя  Э.,  по  имеющимся  у  нас
сведениям, встречается впервые у Архилоха  и  в  Гезиодовском  Каталоге;
кроме того известно, что устроители Олимпийского празднества носили  имя
Гелланодиков уже  раньше  580  г.  до  Р.  Хр.  Потребность  в  создании
общенационального имени замечается уже в эпической поэзии: так у  Гомера
греки  носят  обще-племенные   имена   данаев,   аргивян,   ахейцев,   в
противоположность  троянцам.  Аристотель   и   некоторые   представители
александрийской литературы упоминают еще одно, по мнению  их  древнейшее
обще-этническое название народа - Graikoi(  (=  graeci,  =  гpeки),  под
которым в историческое время жители Э. были известны римлянам и  которое
затем через римлян перешло ко всем европейским народам. Вообще, вопрос о
происхождении этнических названий греческого народа принадлежит к  числу
спорных и нерешенных по настоящее время. Ср. Ed. Meyer, "Forschungen zur
alten Geschichte" (Штуттгарт, 1892); В. Niese, "Ueber den Volkstamm  der
Graker" ("Hermes",  T.  XII,  Б.,  1877,  стр.  409  и  след.);  Busolt,
"Griechische Geschichte bis znr Schlacht hei Chaironeia" (I т., 2  изд.,
Гота,  1893);  Энманн,  "Из   области   древнегреческой   географической
ономатологии" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1899, апрель и июль).
   Н. О.
   Эллипс. - Предположим, что  на  плоскости  даны  две  точки  F  и  F1
Геометрическое место точки М, для которой сумма расстояний MF  и  MF1  -

Страницы: «« « 3457   3458   3459   3460   3461   3462   3463   3464   3465  3466   3467   3468   3469   3470   3471   3472   3473   3474   3475  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь