Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3442   3443   3444   3445   3446   3447   3448   3449   3450  3451   3452   3453   3454   3455   3456   3457   3458   3459   3460  » »»

удалось: мы скоро опять слышим о  войнах,  а  внутри  страны  замечается
национальная реакция против семитизма; язык надписей делается  туземным.
Царь Хумбанумена старается упрочить независимость государства,  его  сын
Ундашгал строит храмы всем божествам, почитавшимся в ней, не исключая  и
вавилонских. Во время касситского завоевания  (XVII  -  XVI  в.)  Э.  не
избежал общей участи и таким образом опять соединился с Вавилоном в одно
государство; официальным сделался вавилонский язык касситских царей.  Но
и тут Э. удалось освободиться; мы опять узнаем имена  туземных  царей  и
слышим о войнах. Царь Э. Хурбатила воюет  с  Куригилцу  II  вавилонским,
который вторгается в Сузу; Kидин-Xутpудaш нападает на Вавилонию и  берет
Ниппур;  одно  время  даже  на   вавилонском   престоле   сидел   эламит
Кудур-Нахунди, а идол Мардука был увезен в  Сузу.  Возвратить  последний
удалось только Навуходоносору  I,  освободившему  Вавилон  от  эламского
верховенства. В ассирийский  период  истории  эламиты  были  постоянными
врагами Ассирии из за  Вавилона,  который  они  считали  своим  исконным
достоянием. Вся история их отношений до конца VII в. сводится к войнам с
Ассирией, набегам на Вавилон, поддержке халдеев  или  других  владетелей
Вавилона  против  Ассирии,  при  условии  эламского  сюзеренитета.   Нам
известна  довольно  полно  история  этих  отношений  по  вавилонским   и
ассирийским источникам. Новейшие раскопки сообщили нам  несколько  новых
имен царей IX и VIII вв. (Хубан, Халлудуш-Шушинак и  др.),  писавших  на
туземном языке. В 743 - 717 гг. царь Э.  Хумбанигаш  поддерживал  халдея
Меродах-Баладана и разбил Саргона ассирийского при  Дурилу,  после  чего
овладел Вавилонией. После его смерти его преемник Шутрукнахунди оказался
слабее Саргона, который покорил земли по нижнему течению Керхи и прогнал
Меродах-Баладана не только из Вавилона, но и из Бит-якина. После  смерти
Саргона эламиты отвели его в  Вавилон,  но  Синахериб  опять  одолел  их
(700). Неудачи эти вызвали восстание против  Шутрукнахунди;  на  престол
сел его брат  Халлудуш  (699  -  693),  успешно  воевавший  с  Ассирией,
покоривший Сиппар, взявший  в  плен  сына  Синахериба  Ассур-надин-шума,
посаженного в Вавилоне, и воцаривший там Нергаль-ушециба.  В  это  время
начались  в  Э.  смуты  и  узурпации.  Победоносный  царь  был  свергнут
Кудур-Нахунди III, при котором ассирияне завладели временно Сузой. Он, в
свою очередь, был  свергнут  Умманменану  (692  -  689),  опять  успешно
поддерживавшим верховенство Э. над Вавилоном и разбившим Синахериба  при
Хадуле. Два преемника его,  Хумбахалдаш  I  и  II,  поддерживали  мир  с
Ассирией до 674 г., когда был  взят  эламитами  Сиппар.  Следующий  царь
Уртаки был в мире  с  Ассархаддоном  и  даже  вернул  ему  увезенных  из
Вавилонии богов. После смерти Ассархаддона Уртаки  решился  напомнить  о
своем верховенстве над Вавилоном,  куда  был  посажен  Шамашшумукин;  но
Ассурбанипал прогнал его. Вскоре Уртаки был убит своим братом  Теуманном
(655?), который стал избивать и других членов царского  дома.  Некоторые
из них бежали к Ассурбанипалу и просили его вмешательства. При  Туллисе,
под стенами Сузы, Теуманн был разбит и  убит;  на  престол  был  посажен
Ассурбанипалом Хумбанигаш II, сын Уртаки, и таким  образом  Э.  оказался
под ассирийским верховенством. Он остался, однако, верен своим традициям
и охотно принял под свою защиту мятежного Шамашшумукина вавилонского. По
интригам Ассурбанипала, Хумбанигаш погиб  жертвой  восстания,  поднятого
его племянником Таммариту, который сел на престол, но все  же  продолжал
его политику по отношению к Вавилону, и не без успеха. Новая  революция,
опять таки не  без  влияния  ассирийского  царя,  помешала  успехам  Э.:
Таммариту был свергнут и бежал к Ассурбанипалу,  который  его  принял  и
даже через несколько лет снова поставил  в  цари,  когда  его  эфемерные
преемники-узурпаторы Индабигаш и Хумбахалдаш III не устояли в  борьбе  с
Ассурбанипалом из-за Вавилона, и последний  бежал  в  Хидалу.  Таммариту
снова восстал против Ассирии; в конце концов ему пришлось опять бежать в
Ниневию, где он и умер. В Э. снова  стал  царствовать  Хумбахалдаш  III,
который выгнал ассирийский гарнизон из пограничной крепости Бит-имби,  и
тем начал неприязненные действия. Против войска Ассурбанипала  он  опять
не устоял, бросил столицу и бежал в Хидалу. Суза была взята и разрушена;
ассирияне увезли 20  статуй  богов  и  36  царских  статуй  и  произвели
страшное опустошение; в это время был возвращен  похищенный  в  2280  г.
идол Наны Эрехской. По уходе ассирийского войска, Хумбахалдаш  вернулся,
но должен был  принять  все  условия  победителей.  При  первой  попытке
вернуть себе независимость, он был отведен в Ниневию, где  содержался  в
плену. Дальнейших сведений о судьбах Элама у нас  нет.  Может  быть,  он
освободился от Ассирии, а может  быть,  и  вероятнее,  в  нем  произошел
этнографический переворот - водворение  арийцев  мидян,  начавших  новый
период истории. Последним отголоском эламского  царства  и  народа  было
восстание Атрины при Дарии I персидском. Персидское царство,  получившее
от Э. одну из  своих  столиц,  унаследовало  от  него  и  завоевательные
традиции относительно Вавилона и вообще запада. С древним населением  Э.
долго еще приходилось считаться Ахеменидам:  еще  Артаксеркс  II  и  Кир
Младший в троязычных надписях второе место отводили его языку.
   Культура Э. покоилась на тех  же  основах,  что  и  вавилонская.  Это
доказывается употреблением  клинописи  (знаков  около  100,  система,  в
общем, та же), характером искусства (найдено несколько барельефов, между
прочим прядущая женщина; стены украшались барельефами,  даже  если  были
сложены из кирпичей и не были облицованы каменными  плитами),  религией.
Нам известно множество имен богов, которые частью так  сопоставлялись  с
вавилонскими,  как,  напр.,  римские  с  греческими;  вавилоняне   чтили
некоторых  из  них,  а  эламиты   почитали   вавилонских.   Ассурбанипал
перечисляет 20 имен божеств Э.,  начиная  с  "Шушинак,  бога  их  судеб,
обитающего в сокровенных местах". Это был бог Сузы,  сопоставлявшийся  с
Нинибом. Главным божеством государства был Хумман (вар.  Умман,  Амман),
сопоставлявшийся с Мардуком. Общим именем  для  божества  было  Нап  или
Напир,  Напирту.  Ассурбанипал  упоминает  о  храме  с  башней  в  Сузе,
выстроенном из алебастра, говорит  о  царских  мавзолеях,  о  жрецах,  о
храмовых  сосудах,  о  священных  рощах,  в  который  не  мог   заходить
непосвященный. На его  барельефах  изображены  солдаты,  уносящие  идолы
эламских божеств и статуи царей. Об устройстве государства, его величине
и т. п. мы знаем мало. Цари носят большей частью двойные титулы: Сузы  и
Анцана, Сузы и Хапирти; может быть, этим  обозначалось  владычество  над
двумя этнографическими  элементами  населения.  Имена  царей  -  все  не
семитические; вавилонский язык некоторых из  их  надписей  указывает  на
силу влияния вавилонской культуры. Неизвестно, как понимать наименование
многих эламских городов, у  Ассубарнипала,  "царскими".  Есть  основания
полагать, что  государство  было  не  чуждо  феодальных  черт.  Так,  на
Маламирских  скалах  местный  князь  Ханни  изобразил  себя  со   своими
чиновниками и подданными приносящим жертву и поместил длинную надпись.

Страницы: «« « 3442   3443   3444   3445   3446   3447   3448   3449   3450  3451   3452   3453   3454   3455   3456   3457   3458   3459   3460  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь