|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3467 3468 3469 3470 3471 3472 3473 3474 3475 3476 3477 3478 3479 3480 3481 3482 3483 3484 3485 » »» эмпирической точки зрения относительная всеобщность и необходимость
законов нашего познания есть результат единообразных воздействий опыта
на нашу физико-психическую организацию, породивших такую ассоциационную
связь между известными элементами сознания, которая стала неразрывной
благодаря аккумулированному наследственному опыту, индивидуальной
привычке и влиянию окружающей социальной среды. Если так называемые
всеобщие и необходимые законы познания отличаются лишь высокой степенью
вероятности, а не безусловной достоверностью, то ничто не препятствует
нам допускать возможность их изменения, хотя бы и очень медленного, что
и высказывают Спенсер и другие эволюционисты (см. Челпанов, "Проблема
восприятия пространства", ч. II, 1904, стр. 215). Исходя из указанных
предпосылок, эмпиризм считает происшедшими из опыта законы мышления,
формы познания, основания математического и естественноисторического
познания. Уже Локк утверждал, например, что дети и дикари вовсе не
пользуются законами тожества и противоречия, ибо, если бы пользовались
ими, то знали бы, что пользуются, так как нельзя сознавать что-нибудь и
не знать, что сознаешь, если только не предполагать возможности
бессознательных представлений, что было бы нелепо. Милль называет закон
противоречия "одним из самых ранних и самых знакомых обобщений из
опыта". Другой эмпирист, Геринг, замечает: "Наблюдая естественное
мышление, скоро можно убедиться, что оно не знает закона тожества и не
следует ему, скорее возится с противоречиями, не получая повода
усомниться в истинности своих мыслей" ("System der Krit. Philosophic",
т. 1, стр. 310). Подобным же образом эмпиристы пытаются объяснить
происхождение из опыта и других необходимых элементов познания. - К
представителям эмпиризма следует отнести Демокрита, софистов, стоиков,
эпикурейцев и скептиков, Рожера Бакона, Галилея, Кампанеллу, Фр. Бакона
(родоначальника нового эмпиризма), Гоббса, Локка, Пристли, Беркли, Юма,
Кондильяка, Конта, Джемса Милля, Джона Милля, Бэна, Спенсера, Дюринга,
Ибервега, Геринга и многих других. Во многих из систем этих мыслителей
рядом с эмпиристическими элементами уживаются и другие: у Гоббса, Локка
и Конта заметно влияние Декарта, у Спенсера - влияние немецкого
идеализма и критицизма, у Дюринга - влияние Тренделенбурга и т. п. Среди
последователей критической философии многие склоняются к эмпиризму,
например Фр. Альберт Ланге. Алоиз Риль и Эрнст Лаас. Из слияния
эмпиризма с критицизмом выработалось особое направление
эмпириокритицизм, основателем которого был Р. Авенариус, а
последователями - Карстаньен, Мах, Петцольд, Вилли, Клейн и др.
Литература. Важнейшие труды по новейшему эмпиризму: Джон Милль,
"Система Логики" и "Исследование философии с. Вильяма Гамильтона";
Спенсер, "Психология" (преимущественно IV-й том, заключающий в себе
теорию познания Спенсера); Лаас, "Идеализм и позитивизм" (русский
перевод печатается); Тэн, "Об уме и познании" (пер. под ред. Страхова);
Дюринг, "Курс философии" (рус. пер. готовится к печати); Льюис, "Вопросы
жизни и духа"; Гельмгольц, "Факты в восприятии" и статья о
"геометрических аксиомах", положившая начало философской литературе по
пангеометрическим умозрениям (помещена в сборнике статей по
пангеометрии, изданном в Казани в память Лобачевского в 1892 г.); Вл.
Соловьев, "Критика отвлеченных начал"; Александр Введенский, "Опыт
построения теории материи" (1888, ч. 1); М. Каринский, "Классификация
выводов" и ряд статей об эмпиризме, печатаемых в "Журнале Мин. Нар.
Просв.", 1897 (II), 1901 (V, VIII, IX), 1902 (IV), 1903 (II, VIII, XI) и
1904 (II); Челпанов, "Проблема восприятия пространства" (часть I, 1896,
и часть II, 1904; первая часть трактует вопросы, с психологической,
вторая - с гносеологической точки зрения). Характеристики эмпиризма в
истории философии имеются во всех общих курсах. Специальной полной
истории эмпиризма и скептицизма в новейшей философии нет; существуют
только труды, отчасти выполняющие эту задачу, как "История материализма"
Ланге; Brochard, "Les sceptiques grecs"; Baumann, "Raum, Zeit und Zahl";
Lasswitz, "Geschichte der Atomistik"; Рибо, "Современная английская
психология". Э. играет настолько видную роль и в логике и в теории
познания, и в натурфилософии, и в психологии, и в истории философии, что
подробных указаний литературы надо искать в соответствующих отделах
самых различных философских наук. См. библиографические указатели,
составленные автором настоящей заметки, в приложении к книгам:
"Психопатология и ее значение для психологии", Шт„рринга, и
"Психология", Джэмса. И. Лапшин.
Эмпириокритицизм - философское направление, которому положил начало
Рихард Авенариус (1843 - 1896). Оно представляет попытку дать общую
теорию опыта, без каких-либо гносеологических предпосылок. Э. не
принимает за отправной пункт ни мышление или субъект, ни материю или
объект, но опыт, в том виде, в каком он непосредственно познается
людьми; от этой данной отправляются мыслители всех возможных
направлений; к каким бы отрицательным выводам ни приходил в конце
исследования идеалист или скептик по вопросу, например, о реальности
внешнего мира, он во всяком случае исходит в своих размышлениях от тех
же непосредственных данных опыта, как и материалист и даже не философ -
например, простолюдин. Эти непосредственные данные Э. принимает как то,
что признается неоспоримым всем человечеством, составляет "естественное"
понятие о мире и выражается в следующем постулате: "Всякий человеческий
индивидуум первоначально преднаходит в отношении к себе окружающее с
многоразличными составными частями, другие человеческие индивидуумы с
разнообразными высказываниями и высказываемое в какой-либо зависимости
от окружающего". Исходя лишь из этого постулата, Э. исследует
методически отношение между данным индивидуумом, средою к другими
индивидуумами и их "высказываниями". См. P. Авенариус, "Философия, как
мышление о миpе, согласно принципу наименьшей меры сил" (1898, перев.
под ред. М. М. Филиппова); "Человеческое понятие о мире" (перев. под
ред. М. М. Филиппова, 1901); Карстаньен, "Введение в критику чистого
опыта" (перев. Лесевича, 1898); Карстаньен, "Рихард Авенариус и его
общая теория познания Э." (перев. Шиманского, 1902); статью проф. Г. И.
Челпанова ("Киевский Университ. Известия", 1898, ј10, октябрь); Лесевич,
"Философское наследие XIX в." ("Русское Богатство", 1896, ј 12); Эрнст
Мах, "Популярно-научные очерки" (1901); его же, "Анализ ощущений" (1904,
печатается); Авенариус, "Критика чистого опыта" (готовится к печати); М.
М. Филиппов, "О философии чистого опыта" ("Научное Обозрение", 1900, ј
8); его же, "Психология Авенариуса по неизданным материалам" ("Научн.
Обозр.", 1899, јј 2 и 3); Вундт, "Ueber naiven und kritischen Realismus"
("Phil. Studien", тт. XII и ХIII. 1896 - 97); Willy, "Der
Страницы: «« « 3467 3468 3469 3470 3471 3472 3473 3474 3475 3476 3477 3478 3479 3480 3481 3482 3483 3484 3485 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |