Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3467   3468   3469   3470   3471   3472   3473   3474   3475  3476   3477   3478   3479   3480   3481   3482   3483   3484   3485  » »»

эмпирической точки  зрения  относительная  всеобщность  и  необходимость
законов нашего познания есть результат единообразных  воздействий  опыта
на нашу физико-психическую организацию, породивших такую  ассоциационную
связь между известными элементами сознания,  которая  стала  неразрывной
благодаря  аккумулированному   наследственному   опыту,   индивидуальной
привычке и влиянию окружающей  социальной  среды.  Если  так  называемые
всеобщие и необходимые законы познания отличаются лишь высокой  степенью
вероятности, а не безусловной достоверностью, то ничто  не  препятствует
нам допускать возможность их изменения, хотя бы и очень медленного,  что
и высказывают Спенсер и другие эволюционисты  (см.  Челпанов,  "Проблема
восприятия пространства", ч. II, 1904, стр. 215).  Исходя  из  указанных
предпосылок, эмпиризм считает происшедшими  из  опыта  законы  мышления,
формы познания,  основания  математического  и  естественноисторического
познания. Уже Локк утверждал, например,  что  дети  и  дикари  вовсе  не
пользуются законами тожества и противоречия, ибо, если  бы  пользовались
ими, то знали бы, что пользуются, так как нельзя сознавать что-нибудь  и
не  знать,  что  сознаешь,  если  только  не  предполагать   возможности
бессознательных представлений, что было бы нелепо. Милль называет  закон
противоречия "одним из  самых  ранних  и  самых  знакомых  обобщений  из
опыта".  Другой  эмпирист,  Геринг,  замечает:  "Наблюдая   естественное
мышление, скоро можно убедиться, что оно не знает закона тожества  и  не
следует  ему,  скорее  возится  с  противоречиями,  не  получая   повода
усомниться в истинности своих мыслей" ("System der  Krit.  Philosophic",
т. 1, стр.  310).  Подобным  же  образом  эмпиристы  пытаются  объяснить
происхождение из опыта и других  необходимых  элементов  познания.  -  К
представителям эмпиризма следует отнести Демокрита,  софистов,  стоиков,
эпикурейцев и скептиков, Рожера Бакона, Галилея, Кампанеллу, Фр.  Бакона
(родоначальника нового эмпиризма), Гоббса, Локка, Пристли, Беркли,  Юма,
Кондильяка, Конта, Джемса Милля, Джона Милля, Бэна,  Спенсера,  Дюринга,
Ибервега, Геринга и многих других. Во многих из систем  этих  мыслителей
рядом с эмпиристическими элементами уживаются и другие: у Гоббса,  Локка
и  Конта  заметно  влияние  Декарта,  у  Спенсера  -  влияние  немецкого
идеализма и критицизма, у Дюринга - влияние Тренделенбурга и т. п. Среди
последователей критической  философии  многие  склоняются  к  эмпиризму,
например Фр.  Альберт  Ланге.  Алоиз  Риль  и  Эрнст  Лаас.  Из  слияния
эмпиризма    с    критицизмом    выработалось     особое     направление
эмпириокритицизм,   основателем   которого   был   Р.    Авенариус,    а
последователями - Карстаньен, Мах, Петцольд, Вилли, Клейн и др.

   Литература. Важнейшие  труды  по  новейшему  эмпиризму:  Джон  Милль,
"Система Логики"  и  "Исследование  философии  с.  Вильяма  Гамильтона";
Спенсер, "Психология" (преимущественно  IV-й  том,  заключающий  в  себе
теорию  познания  Спенсера);  Лаас,  "Идеализм  и  позитивизм"  (русский
перевод печатается); Тэн, "Об уме и познании" (пер. под ред.  Страхова);
Дюринг, "Курс философии" (рус. пер. готовится к печати); Льюис, "Вопросы
жизни  и  духа";  Гельмгольц,  "Факты   в   восприятии"   и   статья   о
"геометрических аксиомах", положившая начало философской  литературе  по
пангеометрическим   умозрениям   (помещена   в   сборнике   статей    по
пангеометрии, изданном в Казани в память Лобачевского в  1892  г.);  Вл.
Соловьев,  "Критика  отвлеченных  начал";  Александр  Введенский,  "Опыт
построения теории материи" (1888, ч. 1);  М.  Каринский,  "Классификация
выводов" и ряд статей об эмпиризме,  печатаемых  в  "Журнале  Мин.  Нар.
Просв.", 1897 (II), 1901 (V, VIII, IX), 1902 (IV), 1903 (II, VIII, XI) и
1904 (II); Челпанов, "Проблема восприятия пространства" (часть I,  1896,
и часть II, 1904; первая  часть  трактует  вопросы,  с  психологической,
вторая - с гносеологической точки зрения).  Характеристики  эмпиризма  в
истории философии имеются  во  всех  общих  курсах.  Специальной  полной
истории эмпиризма и скептицизма в  новейшей  философии  нет;  существуют
только труды, отчасти выполняющие эту задачу, как "История материализма"
Ланге; Brochard, "Les sceptiques grecs"; Baumann, "Raum, Zeit und Zahl";
Lasswitz, "Geschichte  der  Atomistik";  Рибо,  "Современная  английская
психология". Э. играет настолько видную роль  и  в  логике  и  в  теории
познания, и в натурфилософии, и в психологии, и в истории философии, что
подробных указаний литературы  надо  искать  в  соответствующих  отделах
самых  различных  философских  наук.  См.  библиографические  указатели,
составленные  автором  настоящей  заметки,  в   приложении   к   книгам:
"Психопатология  и   ее   значение   для   психологии",   Шт„рринга,   и
"Психология", Джэмса. И. Лапшин.
   Эмпириокритицизм - философское направление, которому  положил  начало
Рихард Авенариус (1843 - 1896).  Оно  представляет  попытку  дать  общую
теорию  опыта,  без  каких-либо  гносеологических  предпосылок.  Э.   не
принимает за отправной пункт ни мышление или  субъект,  ни  материю  или
объект, но опыт, в  том  виде,  в  каком  он  непосредственно  познается
людьми;  от  этой   данной   отправляются   мыслители   всех   возможных
направлений; к каким  бы  отрицательным  выводам  ни  приходил  в  конце
исследования идеалист или скептик по  вопросу,  например,  о  реальности
внешнего мира, он во всяком случае исходит в своих размышлениях  от  тех
же непосредственных данных опыта, как и материалист и даже не философ  -
например, простолюдин. Эти непосредственные данные Э. принимает как  то,
что признается неоспоримым всем человечеством, составляет "естественное"
понятие о мире и выражается в следующем постулате: "Всякий  человеческий
индивидуум первоначально преднаходит в отношении  к  себе  окружающее  с
многоразличными составными частями, другие  человеческие  индивидуумы  с
разнообразными высказываниями и высказываемое в  какой-либо  зависимости
от  окружающего".  Исходя  лишь  из  этого   постулата,   Э.   исследует
методически  отношение  между  данным  индивидуумом,  средою  к  другими
индивидуумами и их "высказываниями". См. P. Авенариус,  "Философия,  как
мышление о миpе, согласно принципу наименьшей меры  сил"  (1898,  перев.
под ред. М. М. Филиппова); "Человеческое понятие  о  мире"  (перев.  под
ред. М. М. Филиппова, 1901); Карстаньен,  "Введение  в  критику  чистого
опыта" (перев. Лесевича, 1898);  Карстаньен,  "Рихард  Авенариус  и  его
общая теория познания Э." (перев. Шиманского, 1902); статью проф. Г.  И.
Челпанова ("Киевский Университ. Известия", 1898, ј10, октябрь); Лесевич,
"Философское наследие XIX в." ("Русское Богатство", 1896, ј  12);  Эрнст
Мах, "Популярно-научные очерки" (1901); его же, "Анализ ощущений" (1904,
печатается); Авенариус, "Критика чистого опыта" (готовится к печати); М.
М. Филиппов, "О философии чистого опыта" ("Научное Обозрение",  1900,  ј
8); его же, "Психология Авенариуса по  неизданным  материалам"  ("Научн.
Обозр.", 1899, јј 2 и 3); Вундт, "Ueber naiven und kritischen Realismus"
("Phil.  Studien",  тт.  XII  и  ХIII.   1896   -   97);   Willy,   "Der

Страницы: «« « 3467   3468   3469   3470   3471   3472   3473   3474   3475  3476   3477   3478   3479   3480   3481   3482   3483   3484   3485  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь