Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3469   3470   3471   3472   3473   3474   3475   3476   3477  3478   3479   3480   3481   3482   3483   3484   3485   3486   3487  » »»

1889, 2, 3, 46 - 49); "Из Батищева" (1888 г., 25, 26,. 36 - 38, 40 - 42;
1889 г., 22, 1891 г., 35); "Известкование или фосфоритование" (1889  г.,
16 - 18); "Разделка земель из под лесов" (1890, 1  -  3);  "Сидерация  в
сев.  хозяйствах"  (1890,  13  -  16);  "О  продолжительности   действия
фосфоритной муки и о залужении выпаханных земель" (1890, 34  -  37);  "О
действии каинита на красный клевер" (1891, 38 и 39); "Сравнительный опыт
удобрения мелом и  фосфоритом"  (1890,  45  и  46);  "Еще  об  удобрении
фосфоритами" (1891, 42);  "Опыты  удобрения  клевера  различными  минер,
туками" (1892, 33 - 36). См. еще  "Отчет  об  опытах  применения  минер,
туков в с. Батищеве в 1891 г." ("Журнал  Сельск.  Хоз.  и  Лесоводства",
1892, ј3). В 1859 - 60 гг. Э.,  вместе  с  известным  химиком  Соколовым
устроил лабораторию, в которую допускались за небольшую  плату  желающие
заниматься  химией,  и  издавал  "Химический  Журнал",   где   напечатал
несколько самостоятельных исследований и вел  библиографический  журнал.
Некоторые труды Э. помещены в "Bnlletins" академии наук и в  повременном
издании "из химич.  лаборатории  Землед.  Института",  "Zeitschrift  fur
Chemie", "Трудах 1-го Съезда рус. естествоиспытателей", в "Журнале  Рус.
Хим. Общ." . Библиографич. заметки об Э.: "Воспоминания об А. Н. Э."  А.
И. Фаресова ("Вестник Европы" 1893), "Хозяин" (1894, ј3 и 1903, јј  5  и
10); "Журнале Рус. Хим. Общ." (1903, ј2); "А. Н. Э." ("Труды  Имп.  Вол.
Экон. Общ.", 1903).
   Энгр  (Жан-Огюст-Доминик  Ingres)  -   французский   исторический   и
портретный живописец (1780 - 1867). С 1797 г. он учился у Л.  Давида,  в
1802  г.  за  картину:  "Ахиллес  принимает  в  своем  шатре   посланцев
Агамемнона", получил большую так наз. римскую премию и,  отправившись  в
1806 г.  на  счет  французского  правительства  в  Италию,  до  1820  г.
совершенствовался в Риме, а  потом  в  продолжение  четырех  лет  жил  и
работал во Флоренции. По возвращении своем в Париж был в 1826 г.  избран
в члены института и в 1834 г. назначен директором французск. академии  в
Риме, где пробыл в этой должности до 1841 г., а затем трудился  снова  в
Париже. Превосходно владея  рисунком,  Э.  в  своих  картинах  постоянно
стремился к идеальному совершенству и красоте форм, причем образцами для
него служили сперва антики, а потом  произведения  Рафаэля.  Его  фигуры
отлично моделированы в приятных, свежих и гармоничных тонах, но колориту
их тела недостает теплоты и блеска, обусловливаемого силою брошенного на
них  света.  Впрочем,  этот  недостаток  постепенно  уменьшался,   и   в
позднейших  работах  Э.,  какова,  напр.,  картина  "Турчанки  в  бане",
написанная на  84-м  году  его  жизни,  нагое  женское  тело  производит
впечатление самой натуры, но  только  очищенной  от  случайных  пороков,
облагороженной и, благодаря  вложенному  в  него  чувству  изящного,  не
возбуждающей грешных  помыслов.  Во  все  время  своей  деятельности  Э.
оставался врагом густой накладки красок и слишком  сложной  палитры,  но
писал в меру сочной, ровною и  деликатной  кистью,  пользуясь  колерами.
только необходимыми для получения желаемого эффекта. Вначале, следуя  по
стопам своего учителя, Давида, он брал сюжеты из классической древности,
но затем стал изображать, кроме  них,  религиозные  сюжеты,  эпизоды  из
рассказов  великих  поэтов  и   историческо-бытовые   сцены,   прекрасно
характеризуя участвующих в них  лица  и  стараясь  верно  передавать  их
костюмы и всю обстановку. Он выказал себя удивительно искусным  мастером
также в портретах, как писанных масляными  красками,  так  и  рисованных
карандашом. Произведениями Э. особенно богат Луврский музей в Париже. Из
находящихся в нем девяти картин этого художника  наиболее  замечательны:
"Эдип, разгадывающий загадку Сфинкса" (1808),  "Руджьеро,  освобождающий
Анджелику" (из "Неистового Роланда" Apиoсто, 1819), "Христос вручает ап.
Петру ключи" (1820),  "Папа  Пий  VII  в  Сикстинской  капелле"  (1820),
"Апофеоза Гомера" (1827), "Жанна д'Арк на коронации Карла VII в  Реймсе"
(1854), "La Source" (фигура молодой девушки с вазою на плече, из которой
льется вода, 1856)  и  "Купальщица",  а  из  пяти  портретов  -  портрет
Керубини и Боше. Важнейшие в числе работ Э., рассеянных в других местах,
- "Рождение Венеры Анадиомены" (у Ф.  Рейзе;  начат,  в  1808  и  оконч.
только в 1842), Рафаэль и  Форнарина",  "Одалиска",  (1814);  "Филипп  V
жалует  маршала  Бервика  орденом  Золотого   руна"   (1819;   у   герц.
Фитц-Джемса), "Карл V, будучи  еще  регентом,  принимает  представителей
города Парижа" (1822; у гр. Пасторе), "Обет  Людовика  XIII  Богородице"
(1824, в монтобанск. соборе), "Испанский посланник застает кор.  Генриха
IV играющим с его детьми" (1824, у Ротшильда, в Париже). "Франциск  I  у
смертного одра Лионардо да Винчи" (1824, у герц.  Блака),  "Мучение  св.
Симфориона" (1834, в отенск. соборе),  "Антиох  II  Стратоника"  (1839),
"Юпитер и Антиопа",  "Франческа  да  Римини  по  V  песне  "Божественной
Комедии  Данте"  (в  нантск.  муз.),  "Двенадцатилетний  Христос   среди
мудрецов  в  храме"  (1861)  и  портреты  Бертена,   гр.   Моле,   герц.
Орлеанского, г-жи де Санонн, г-жи Деваше и пр. - Ср. Merson, "Ingres, sa
vie et son oeuvre" (Пap.,  1867)  A.  Delaborde,  "I.,  sa  vie  et  ses
traveaux" (Пар., 1870) и Ch. Blanc, "I. sa vie et  ses  oeuvres"  (Пap.,
1870).
   Энди (Vincent d'Indy)  -  французский  композитор,  род.  в  1851  г.
Примыкает к новой  французской  школе,  обращающей  больше  внимания  на
разработку, чем на мелодию. Написал: "Wallenstein" (1873 - 81), увертюру
"Антонии  и  Клеопатра"  (1876),  "La  foret  enchantee"   (1878),   "La
Chevauchee du Cid" (1879), "Le Chant  de  la  Cloche"  (1885),  симфонию
(1887),  "Cantate  a  Emile  Augier"  (1893),  "Istar"  (1896),   оперы:
"Attendez-moi  sous  l'orme"  (1882),  "Fervaal"  (1897),   "L'Etranger"
(1903), квартеты, квинтеты, сюиты и др., а  также  учебник:  "Trаite  de
composition". Э. - горячий поклонник Вагнера. Н. С.
   Эндогамия и экзогамия (от греч. слов: endon  -  внутри,  exw  -  вне,
gamoV - брак;  буквально:  внутренний  брак,  внешний  брак)  -  термины
первобытного права, введенные в 1865 г. Мак-Леннаном,  в  его  сочинении
"Primitive marriage"  и  получившие  право  гражданства  в  науке.  Сами
явления, которым Леннан дал имя, были известны  и  раньше.  Еще  в  30-х
годах XIX в. Джорж Грей описывал обычаи австралийцев,  запрещавшие  брак
между лицами, имеющими одно  фамильное  имя  или  общий  тотемный  знак,
указав на аналогичный обычай у североамериканских  индейцев,  делившихся
на тотемные группы и вступавших в брак только с лицами не своего тотема.
Этому обычаю, наиболее распространенному между  первобытными  племенами,
Леннан дал название экзогамии, а обычаю противоположенному,  когда  брак
обязательно предписывался внутри собственной группы (напр. у маньчжуров,
у которых запрещались браки между лицами разных фамильных прозвищ),  дал
название эндогамии. Сам Леннан, однако, еще довольно смутно  представлял
себе природу этих институтов и нередко  противополагал  один  другому  в
таких   случаях,   когда   они    оказывались    явлениями    совершенно

Страницы: «« « 3469   3470   3471   3472   3473   3474   3475   3476   3477  3478   3479   3480   3481   3482   3483   3484   3485   3486   3487  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь