Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3476   3477   3478   3479   3480   3481   3482   3483   3484  3485   3486   3487   3488   3489   3490   3491   3492   3493   3494  » »»

вообще в зоологии, еще  весьма  много  пробелов,  так  как  многие  виды
являются недостаточно  или  плохо  описанными,  вследствие  ли  редкости
данного вида, или трудности найти хорошие систематические признаки,  или
также  вследствие   чрезвычайной   изменяемости   многих   признаков   и
существования  множества   аберраций,   рас   и   разновидностей;   этим
обстоятельством объясняется то, что синонимика  многих  видов  насекомых
отличается чрезвычайной запутанностью. Многие группы насекомых  остаются
до сих пор, так сказать, заброшенными; некоторые группы стали  предметом
тщательного изучения только в недавнее время, в значительной степени под
влиянием практической нужды, когда эти  насекомые  становились  вредными
для человека, напр., червецы. - Практическое значение насекомых (главным
образом вред) для человека самого и его имущества  естественно  вызывало
многочисленные  исследования,   имеющие   целью   изучить   свойства   и
особенности вредных насекомых и отыскать средства  для  борьбы  с  ними.
Среди насекомых, вредящих непосредственно самому человеку,  в  последнее
время в особенности обратили  на  себя  внимание  те,  который  являются
разносителями болезней, каковы некоторые комары,  обусловливающие  своим
укушением заражение малярией.  Изучение  насекомых,  вредных  культурным
растениям, дало результаты важные и интересные не только в практическом,
но  и  в  теоретическом   отношении   (вопросы   паразитизма,   способов
размножения и друг.), практические  мероприятия  по  борьбе  с  вредными
насекомыми встречают  часто  разнообразный  естественные  препятствия  и
являются вообще  выполнимыми  только  при  точном  знании  образа  жизни
вредителей;  подробные  биологические  исследования  и  наблюдения   над
вредными насекомыми расширяются в особенности за последнее время и  дают
возможность  избежать  многих  ошибок,  основанных  на  незнакомстве   с
биологией насекомых. Самые способы борьбы постепенно совершенствуются; в
этом отношении особенно важным является изобретение метода  опрыскивания
растении ядовитыми жидкостями с целью отравления  насекомых,  нападающих
на эти растения. Способ этот в  настоящее  время  широко  применяется  в
борьбе с насекомыми, вредными как в полеводстве, так и в  садоводстве  и
огородничестве. Другой способ  борьбы  -  разведение  паразитов  вредных
насекомых (грибных  болезней  и  паразитических  насекомых)  практически
имеет еще мало применения, но можно думать, что со временем он  получить
важное значение. Развитие  Э.  наглядно  выражается  в  существовании  в
разных странах  большого  числа  энтомологических  обществ  и  множества
специальных журналов и изданий, посвященных Э.
   М. Римский-Корсаков.
   Энцефалит - воспалительный процесс в ткани головного мозга. Во многих
случаях это  заболевание  присоединяется  к  кровоизлиянию  в  мозг  или
закупорке мозгового сосуда и тогда приводит  обыкновенно  к  размягчению
мозга. Иногда же энцефалит развивается исподволь, без  предшествовавшего
апоплексического удара, и подает повод к развитию гнойника в  мозгу  или
склерозу мозговой ткани. П. Р.
   Эолова арфа  -  музыкальный  инструмента,  состоящий  из  деревянного
ящика, в котором натянуты струны (от  8  до  12).  От  движения  воздуха
струны  издают  разный  гармоничные  созвучия,  таинственного,   нежного
характера. Берлиоз в своем  инструментальном  сочинении:  "Эолова  арфа"
изобразил оркестром в художественной форме поэтичные звуки Э. арфы. Этот
инструмент получил свое название от Эола, мифологического  бога  ветров.
Тем же именем называются и некоторые другие инструменты, издающие звук с
помощью воздуха, напр. эолодикон (элодион, эолина)
   -  клавишный  инструмент  в  шесть  октав,  металлические   пластинки
которого звучат вследствие действия  на  них  мехов.  Эоломелодикон  или
хоралеон похож на маленький орган;  звучит  вследствие  действия  мехов;
инструмент клавишный, изобретен Бруннером в Варшаве  в  1825  г.  Будучи
соединен с фортепьяно, он получил название эолопонталон. Н. С.
   Эос (эол. AuwV, ион. HwV, дор. 'AwV, атт. EwV,  из  пра-греч.  ausos;
сюда же относится лат. Aurora) - богиня  зари,  дочь  Гипериона  и  Teи,
сестра Гелиоса и Селены (по другим вариантам она была  дочерью  Гелиоса;
матерью ее считалась иногда и Ночь). Э. появлялась ранним утром,  выходя
из океана, и на колеснице, запряженной прекрасными лошадьми, возносилась
на небо. Поэты, начиная с Гомера, описывали красоту Э. и ее великолепие,
называя ее "розоперстой", "прекраснокудрой", "златотронной",  "одетой  в
шафранный пеплос" и пр. Судя  по  многим  сказаниям,  Э.  имела  горячее
сердце и влечение ко всему красивому и юному; если предмет ее  любви  ей
не отдавался добровольно, она его похищала. Так,  она  похитила  Клейта,
Кефала, Ориона и Тифона, который сделался ее  супругом.  Увлеченная  его
поразительной красотой, Э. испросила у Зевса ему бессмертие,  забыв  при
этом прибавить просьбу о  сохранении  ему  вечной  юности.  Когда  после
долгой  счастливой  жизни  Тифон  -  олицетворение  дневного   света   -
состарился и одряхлел, Э. заперла его в одиночную комнату, откуда  порою
раздавался его старческий голос. Согласно позднейшему  сказанию,  Э.  из
сострадания обратила его в сверчка. От этого брака  у  Э.  были  сыновья
Эматион и Мемнон, будущий царь Эфиопии, которому пришлось сражаться  под
Троей с Ахиллом и пасть от его руки. Э. перенесла тело любимого  сына  в
Эфиопию,  где,  по  представлению  древнегреческих  поэтов,   находились
чертоги Гелиоса и Э., и вечно оплакивала его, роняя обильные  слезы.  Н.
О.
   Эпиграмма (греч. epi - на и gramma - писание) - у древних  греков  не
имела того элемента насмешки, который отличает ее  у  нас;  название  Э.
носили вообще стихотворные или прозаические надписи, какими греки охотно
объясняли монументы, трофеи и другие предметы,  посвященные  богам.  Так
например, одна из эпиграмм Мназаика гласит: "Тебе, о Феб, приносит в дар
этот изогнутый лук и колчан Промах. Стрелы же,  летавшие  в  бою  -  его
смертельный дар мужам, у которых они остались в груди". У римлян  Катулл
и Марциал придали Э. сатирический характер, но и у них часто встречаются
отвлеченные, дидактические Э.,  греческие  гномы.  С  этим  двойственным
характером перешла Э. в новую литературу.  Немецкие  теоретики  имеют  в
виду по преимуществу Э. серьезного содержания, проводя тонкие различения
между Sinngedicht и Denkspruch. Лессинг,  посвятивший  теории  Э.  целую
статью,  определял  ее  как  "стихотворение,  в   котором   внимание   и
любопытство  наше  обращаются   на   известный   предмет   и   несколько
задерживаются,  чтобы  сразу  получить  удовлетворение";  таким  образом
ожидание и разрешение - две существенные части Э.; ожидание возбуждается
объективным  изображением,  разрешение  дается  остроумным  заключением.
Элегическое двустишие (гексаметр-пентаметр) считается наилучшей  формой,
"Ксении" Гете и Шиллера - совершеннейшим  образцом  Э.,  в  том  смысле,
какой придается этому термину у немцев. Однако, и в "Ксениях"  отчетливо
выступает  тот  элемент,  который  в  русской  литературе  -  вслед   за

Страницы: «« « 3476   3477   3478   3479   3480   3481   3482   3483   3484  3485   3486   3487   3488   3489   3490   3491   3492   3493   3494  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь