|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3478 3479 3480 3481 3482 3483 3484 3485 3486 3487 3488 3489 3490 3491 3492 3493 3494 3495 3496 » »» которому прибегал Сократ ("Бес.", II, 11, 12 и др.). Главная задача
философии Э. состоит в освобождении человека и даровании ему этим путем
счастья; следовательно, важнейшее понятие, требующее выяснения, есть
свобода или то, что в нашей власти (to ej hmin и to ouc ejhmin). В нашей
власти находится внутренняя жизнь сознания и главным образом состояния
воли, распоряжающейся представлениями. Все внешнее не в нашей власти, а,
следовательно, и представления, поскольку они суть показатели внешнего
мира. Главная задача состоит в правильном понимании того, что в нашей
власти, и в правильном отношении ко всему, что не зависит от нас.
Независящее от нас не должно покорять свободы нашего духа; мы должны ко
всему внешнему относиться равнодушно. "Бойся только того, что в твоей
власти и уничтожь ранее всего все свои желания". "Не требуй, чтобы
события согласовались с твоими желаниями, но согласуй свои желания с
событиями - вот средство быть счастливым". Даже величайшее несчастье не
должно нарушать покоя мудреца: все случающееся в связи событий
необходимо и целесообразно, поэтому из всего можно извлечь некоторую
нравственную пользу. На величайшего преступника мудрец будет смотреть
как на несчастного; обращение внутрь себя влечет за собой свободу. -
Такова основная тема рассуждений Э., которую он варьирует, но к которой
постоянно возвращается. Нет основания подробно излагать систему Э., так
как он сам подробнее останавливается лишь на вопросах практики. В своих
беседах он весьма часто упоминает с большим уважением о Хризиппе и
Зеноне, а также о Диогене и других представителях раннего стоицизма, но
ни разу не ссылается на младших стоиков, т. е. на Панеция и Посидония.
Бонгефер, которому принадлежат два исследования, касающиеся Э. ("Epictet
und die Stoa", Штуттг., 1890, и "Die Ethik des Stoikers Epictet", ibid.,
1894), сводит этику Э. к трем основным положениям: 1) всякое существо,
а, следовательно, и человек, стремится к тому, что ему полезно; 2)
истинная сущность человека состоит в духовности, благодаря коей он
родственен Божеству; обращаясь к этой своей природе, единственно ценной
и свободной, человек находит счастье; 3) дух человека по природе
нуждается в совершенствовании и развитии, которые достигаются упорною
работою над самим собой. Эвдаймонизм Э. тесно связан с его идеализмом;
отличительной чертою воззрений Э. является его оптимизм: "заботься и о
внешнем, но не как о высшем, а ради высшего" ("Бес. ", II, 23). При
несомненной близости Э. к воззрениям христианской морали, есть у него и
черты, не свойственные христианству - напр. его интеллектуализм, черта
обще-греческая, заставляющая его видеть добродетель в правильном
понимании, в истинном знании. Этот же интеллектуализм определяет и
странное отношение Э. к детям: он приравнивает их к животным. "Что такое
дитя? только незнание и неразумность" ("Бес.", II, 1).
Литература об Э. указана у Целлера и Бонгефера. Имеет значение книга
Констана Марта, "Философы и поэты моралисты во времена римской империи"
(перевод с французского, Москва, 1879). Книга Schrank'a, "Der Stoiker
Epictet und seine Philosophie" (Франкфурт, 1885) внимания не
заслуживает.
Э. Р.
Эпилог (греч. epilogoV - послесловие) - заключительная часть,
прибавленная к законченному художественному произведению и не связанная
с ним неразрывным развитием действия. Как пролог представляет
действующих лиц до начала действия или сообщает то, что ему
предшествовало, так Э. знакомит читателя с судьбою действующих лиц,
заинтересовавшею его в произведении. От послесловия в тесном смысле Э.
отличается тем, что первое может быть размышлением, тогда как Э. -
всегда рассказ. Типичные Э. - иногда без особого заглавия - заканчивают
романы Достоевского и Тургенева. А. Гор - д.
Эпиталама или эпиталамион (греч.) - свадебная песня у греков, а также
римлян, которую пели перед невестой или в спальне новобрачных юноши и
девы. В современной оперной музыке большой популярностью пользуется Э.
для баритона из оперы А. Рубинштейна "Нерон". Н. С.
Эпитафия (греч. Epitajion) - надгробная надпись. Появление Э.
относится к отдаленнейшей древности. В древней Греции Э. стали писаться
в стихах, что позже вошло в обыкновение и у римлян (древнейшая большая
Э. в латинских стихах - Сципиона Барбата, консула 298 г. до Р. Хр.).
Обычай составлять Э. с указанием хотя бы дат жизни покойников
сохраняется в настоящее время у всех культурных народов. Э. иногда
являются ценным пособием для истории, давая точные данные о времени
жизни тех или иных лиц: поэтому сборники Э. имеют значение, даже если
составлены для времен к нам близких, как, напр. "Спб. некрополь" Вл.
Саитова (1883 г., для XVIII - нач. XIX в.).
Эпитет (греч. epiJetoV - наложенный, приложенный) - термин теории
литературы: определение при слове, влияющее на его выразительность.
Содержание этого термина недостаточно устойчиво и ясно, не смотря на его
употребительность. Сближение истории литературной выразительности с
историей языка должно отразиться на теории Э.: его история уже теперь
близка к истории грамматического определения и, вероятно, этому термину
суждено уступить место иным категориям поэтической выразительности. Не
имея в теории литературы определенного положения, название Э.
прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе
называются определением, в этимологии - прилагательным; но совпадение
это только частичное. Установленного взгляда на Э. у теоретиков нет:
одни относят его к фигурам, другие ставят его наряду с фигурами и
тропами, как самостоятельное средство поэтической изобразительности;
одни отожествляют эпитеты украшающий и постоянный, другие разделяют их;
одни считают Э. исключительно элементом поэтической речи, другие находят
его в прозе. А-р Н. Веселовский ("Из истории Э.", в "Журн. Мин. Народн.
Просв.", 1895, ј 12) охарактеризовал несколько моментов истории Э.,
являющейся, однако, лишь искусственно выделенным фрагментом общей
истории стиля. Теория литературы имеет дело только с так назыв.
украшающим Э. (epitheton ornans); название это неверно и ведет свое
происхождение из старой теории, видевшей в приемах поэтического мышления
средства для украшения поэтической речи; но только явления, обозначенные
этим названием, представляют собою категорию, выделяемую теорией
литературы в термине Э. Как не всякий Э. имеет форму грамматического
определения, так не всякое грамматическое определение есть Э.:
определение, суживающее объем определяемого понятия, не есть Э. Логика
различает суждения синтетические - такие, в которых сказуемое называет
признак, не заключенный в подлежащем (эта гора высока) и аналитические
- такие, в которых сказуемое лишь повторяет признак, уже имеющийся в
Страницы: «« « 3478 3479 3480 3481 3482 3483 3484 3485 3486 3487 3488 3489 3490 3491 3492 3493 3494 3495 3496 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |