|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 » »» разрешения генерал-губернатора, который дозволяет это единственно в
случаях, заслуживающих особого уважения. Вакуфные ненаселенные земли,
весь доход которых назначен вакуфным документом в пользу мечетей или
школ или же для надобностей общественного призрения, освобождаются от
государственного поземельного налога. Льгота эта не распространяется на
В. вновь учреждаемые.
Литература: Л. В. С. Фан-ден-Берг, "Основные начала мусульманского
права, согласно учению имамов Абу-Ханифы и Шафии" (перев. С голл. В.
Гиргаса, Спб., 1882); барон Н. Е. Торнау, "О праве собственности по
мусульманскому законодательству" (Спб., 1882; излагает учение не
правоверных школ, а шиитов); И. Нофаль, "Курс мусульманского права. Вып.
I. О собственности" (Спб., 1886; богатая разработка казуистики
предмета); Г. Блюменфельд, "Крымско-татарское землевладение" (Одесса,
1888); А. Кун, "Вакуфы" ("Туркестанские Ведомости", 1872 г., ј 21); И.
Петров. "О вакуфах в Самаркандской области" ("Юридич. Вестник", 1891 г.,
ј 2).
А. Я.
Вакх или Бахус, называемый иногда греками Дионисом, а римлянами
Либером, был первоначально фракийский или фригийский бог, культ которого
был греками перенят очень рано. Вследствие распространенного в Греции
виноделия этот культ укоренился прочно, особенно между сельским
населением. По предположению некоторых исследователей, Вакх - бог
греческий, в мифы о котором и в обряды почитания вкрались с течением
времени чужеземные элементы, преимущественно фригийской и фракийской
религии. Это бог небесной и земной влаги и обусловливаемой ею и
солнечным теплом живой силы природы, а также - бог вина и его
возбуждающего действия на человека. Большинство народных празднеств,
посвященных ему, непосредственно связаны с занятиями по виноделию и
виноградарству. Так напр., потребление нового, свежего вина, после
окончания сбора винограда и его выжимки, сопровождалось в Аттике особым
празднеством - Дионисиями; начало разливки уже выбродившего вина имело в
Афинах свое празднество - Антестерия, праздник цветов. Все мифы и
рассказы о том, как В. посещал Энея в Этолии и Икара в Аттике, подарил
им винную лозу и научил виноделию, странствовал, в сопровождении
сатиров, силенов, менад и вакханок, по всем странам, занимающимся
виноделием - все это вытекает из значения Вакха, как бога вина и
веселья. Сказания эти приобрели особое распространение после завоевания
всего Востока Александром Македонским, когда культ В. был перенесен даже
в Индию.
Дионис был сын бога небес и грозовой тучи или, иначе, сын богини
земли, оплодотворенной небесным богом под видом ливня. Это поэтически
переделанное сказание делает его, затем, сыном дочери фиванского царя,
Семелы, и Зевса, при чем рассказывается следующее: Семела, по совету
ревнивой Геры, пожелала увидеть Зевса во всем его царственном и
божественном блеске, но когда тот явился окруженный молниями и громом,
она упала замертво. Зевс вынул тогда из чрева матери недоношенное еще
дитя, Диониса, заключил его в своем бедре, и родившееся вторично после
некоторого времени дитя отдал на воспитание нимфам. По другому сказанию,
Вакх считается сыном Зевса и Деметры или Персефоны, в услужении у
которой он является в Элевзисе (в мистериях). Орфийцы называют Диониса
Загреем и рассказывают, что он, умерщвленный и разорванный на части
титанами, ожил снова после того, как Зевс проглотил его сердце или, по
другой версии, отдал его Семеле. Это сказание о страдании и смерти бога,
а затем о его воскресении, связано непосредственно с расцветом и
увяданием природы во время годичного цикла времени. Ночные празднества в
честь В. совершались во многих местах Греции. На Кифероне, по преданию,
фиванский король Пентей, в наказание за преследование бога, был
растерзан женщинами, впавшими в вакхическое неистовство, и между прочим
собственной матерью, принявшей его за какое-то животное. Это и подобные
ему сказания объясняются тем, что действительно некоторые женщины, в
исступлении и экстазе (менады неистовствующие), разрывали в жертву богу
живых животных, преимущественно молодых козлят, а в некоторых местностях
в старое время приносились Дионису даже человеческие жертвы, как на это
указывает отчасти и прозвище бога - Оместес (поедающий сырое мясо).
Чуждое греческой натуре, неистовое чествование Вакха подверглось с
Греции полному преобразованию. Оно вскоре получило художественный
оттенок и слилось отчасти с культом Аполлона, а фанатические фригийские
обряды, в которых немаловажную роль играл фаллос, воспеваемый как символ
производительной силы природы, исчезли, приняв постепенно форму комедий.
Другая форма драматической поэзии, трагедия, образовалась из так наз.
дифирамбов - хоровых песен, в которых мужчины, переодетые сатирами,
воспевали деяния и страдания бога. В Наксосе, где, по преданию, Дионис
встретил покинутую Тезеем Ариадну и сделал ее своей женой, празднование
Вакха состояло из двух частей: в первой оплакивалось плачевное положение
забытой Ариадны, а вторая выражала шумную радость по поводу счастливой
развязки. В Риме культ Вакха - или, как его прежде называли, Либера,
отождествленного со староитальянским LiberPater, - был заимствован от
южно-италийских греков, вместе с культом Деметры и Персефоны(Цереры). В
496 году до Р. X. был построен общий храм для всех трех божеств и
установлен ежегодный праздник в марте месяце - Либералия. Только много
позже введено греческое мистическое служение Вакху, которое здесь
приняло вскоре характер крайней распущенности и безнравственности.
Произведения искусства более ранние представляют Вакха в виде мужчины
уже в зрелом возрасте, величественной осанки, с длинными волосами и
бородой, в длинной одежде, с повязкой на голове и чашей или кистью
винограда в руке. Более позднее искусство изображало В. юношей, мягкого,
нежного телосложения, совсем нагого или прикрытого оленьей шкурой
(небрис) и в охотничьих котурнах. На голове у него повязка и венок, в
руке тирс. Ср. Muller, "Denkmaler der alten Kunst" (2 т. Геттинген,
1860); Konze, "Heroen und Gottergestalten der griech. Kunst" (Вена,
1874).
Вакханалия. - Так называли римляне оргические и мистические
празднества в честь бога Вакха (Диониса), шедшие ст. Востока и
распространившиеся сначала по Ю. Италии и Этрурии, а ко II в. до Р. X. -
по всей Италии и в Риме. Празднества эти соединялись с диким,
исступленным разгулом самых низших животных страстей и нередко
сопровождались насилиями и убийствами. В 186 г. сенат принял против них
самые строгие меры (Senatusconsultum de Bacchanalibus дошло до нас на
бронзовой доске, хранящейся теперь в Вене). Консулы производили розыски
Страницы: «« « 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |