Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 474   475   476   477   478   479   480   481   482  483   484   485   486   487   488   489   490   491   492  » »»

верной и осмысленной декламации речи.  В.  в  своих  творениях  является
высокоодаренным гармонистом. Его оркестровый  аккомпанемент,  передающий
ощущения действующего лица, чрезвычайно красив, интересен и  выразителен
в гармоническом отношении и по оркестровым  краскам.  Придавая  в  опере
большое значение оркестру, В. выказал себя в этой области  замечательным
симфонистом. Его нововведения в оркестре  хотя  и  не  практичны  в  том
смысле, что переходят установившуюся во всех  театрах  норму  в  составе
оркестра, но в художественном отношении  совершенно  правильны.  Духовые
инструменты он  стал  применять  не  по  два,  как  прежде,  а  по  три,
вследствие чего явилась возможность получать трезвучия одного тембра. В.
- натура самобытная, и эта самобытность сказалась во  всех  деталях  его
творений: в оперной концепции, мелодии, гармонии и симфонической  части.
В чем можно  упрекнуть  В.,  так  это  в  некотором  однообразии  ритма,
выкупаемом, однако, другими крупными достоинствами.
   У Вагнера, не смотря на его громадную  славу,  и  в  настоящее  время
много противников.  Причина  этого  лежит  в  непомерных  длиннотах  его
обширных произведений, которые, несмотря на чудные красоты,  усваиваются
с трудом и слушаются не без утомления. Посвятив всю жизнь реформе оперы,
Вагнер словом и делом служил своему искусству. Прекрасно  владея  пером,
он в своих литературных сочинениях ясно и красноречиво изложил  глубокие
взгляды на искусство. Обладая необычайным капельмейстерским  дарованием,
он был мощным пропагандистом как своих произведений, так и тех, которые,
по  его  убеждению,  составляют   драгоценный   вклад   в   сокровищницу
музыкального  искусства.  Германия   считает   В.   своим   национальным
композитором, и она вполне  права.  Вагнер,  в  продолжение  многолетней
своей композиторской деятельности, стоял на  чисто  германской  почве  и
неустанно работал на пользу процветания национального искусства. Все его
оперы,  а   в   особенности   "Тангейзер",   "Лоэнгрин",   "Нюрнбергские
мейстерзингеры" охватывают своим чисто национальным духом.
   В. родился в Лейпциге в 1813 г., умер 1-го (13-го) февраля 1883 г.  в
Венеции. Он очень рано лишился отца, а семи лет,  со  смертью  отчима  -
Гейера, актера, писателя и живописца - В. в  музыкальном  отношении  был
предоставлен  самому  себе.  В  детстве  он  не  отличался   необычайным
музыкальным развитием. Его всегда мало интересовала техническая  сторона
исполнения; в самом раннем возрасте он  чувствовал  всегда  влечение  ко
всему прекрасному и возвышенному. В часы досуга он любил играть  Вебера,
читать Шекспира. Обладая поэтическою способностью, он сочинял  стихи,  а
затем,  под  влиянием  Гамлета  и  Лира,  написал  трагедию.  Первое  же
знакомство с произведениями  Бетховена  произвело  на  молодого  Вагнера
глубокое впечатление и еще более заставило его пристраститься к  музыке.
Над научными занятиями все более и более брали верх музыка и поэзия.  До
шестнадцати лет Вагнер был совершенно не знаком с  музыкальною  теориею,
затем стал изучать ее по руководствам. Первым учителем-теоретиком В. был
Теодор Вейнлиг, кантор лейпцигской школы св. Фомы. Еще до  теоретических
занятий,  под  влиянием  пасторальной  симфонии  Бетховена,  В.  сочинил
пастораль,  пользуясь  собственным  текстом.  После  более   или   менее
серьезных занятий, из под пера В. вышли  соната,  увертюра  и  симфония.
Увертюра была исполнена в Лейпциге в одном из концертов Gewandhaus'a,  а
затем, в 1833 году, там же В. дебютировал  со  своей  симфонией.  Это  -
первое обширное произведение В. - и вместе с тем последнее,  которым  он
дирижировал в Венеции, на пятидесятилетнем юбилее  своей  композиторской
деятельности, незадолго до своей кончины. В 1833 г. написана  В.  первая
опера: "Феи", на сюжет из романа Гоцци.  Текст  либретто  был  составлен
самим композитором. В то время она не попала на сцену и только по смерти
Вагнера увидела Божий свет. Хотя в этой опере видны зачатки той  музыки,
которая впоследствии так широко и  роскошно  развилась,  но,  по  мнению
самого В., в ней он подчинялся влиянию Бетховена,  Маршнера,  Вебера.  С
первых композиторских шагов В. тяготел  к  мелодическому  направлению  и
ценил его у современных итальянских композиторов, не сочувствуя при этом
их несложной, неискусной, полу-дилетантской  фактуре.  Это  направление,
под влиянием итальянских опер, в особенности  выказалось  в  его  второй
опере: "Палермская послушница". В 1834 году В., получив место  помощника
капельмейстера в магдебургском театре, имел возможность  поставить  свою
оперу, которая, впрочем, не имела успеха. Этой неудачей начался в  жизни
В. период испытаний, которые становились все тяжелее и тяжелее вплоть до
1842 года. Нервная и страстная натура В. искала деятельности обширной  и
плодотворной.   Недовольный   своим   положением,   он   меняет    место
капельмейстера  в  Магдебурге  на  подобное  же  в  Кенигсберге,   затем
переселяется в 1837  году  в  Россию,  дирижирует  оперой  в  Риге,  где
принимается за новый труд, вдохновенный романом Бульвера: "Риэнци".  Два
акта этой новой, полной блеска оперы уже были готовы, когда В. в 1839 г.
опять решил покинуть свое место и ехать в Париж, где его ждала  неудача.
Хлопоты о постановке оконченной им оперы  "Риэнци"  не  удались.  Чудная
первая часть симфонии, названная впоследствии увертюрою "Фауст" тоже  не
дала  желаемых   результатов.   Неудачи,   равнодушие   тех   музыкально
влиятельных людей, в которых он рассчитывал найти  поддержку,  при  этом
нужда, могли бы хоть в ком поколебать энергию и веру в свои способности.
Но В., чувствуя свое высокое призвание, работал упорно  и  в  творческой
деятельности  черпал  силы  для  борьбы.  Источник  всех  неудач  В.,  в
сущности, заключался в том, что  он,  как  натура  самобытная,  не  умел
подлаживаться под модные вкусы и в своих произведениях  становился  выше
уровня современных ему музыкальных требований.  Перебиваясь  кое  как  в
материальном отношении В. из-за хлеба насущного не гнушался зарабатывать
кое что переложениями  модных  отрывков  из  опер,  по  заказу  издателя
Шлезингера. Он  брался  и  за  литературный  труд,  помещая  рассказы  в
"Gazette  musicale",  посвященные  судьбам  начинающих  музыкантов.  Эти
статьи, горячо и от сердца написанные, хотя и заинтересовали  читателей,
но, так как они писаны были понемецки и требовали перевода,  то  и  этот
источник доходов представлялся затруднительным. Еще  во  время  морского
путешествия из Риги во Францию,  В.,  застигнутому  бурей,  пришла  идея
написать оперу на  сюжет  "Моряка-скитальца".  Он  привел  этот  план  в
исполнение в Париже, написав трехактную оперу в  семь  недель.  Либретто
оперы выручило В. из беды: он продал  его  некоему  Дитчу,  который  был
восхищен совершенством либретто и намеревался написать  к  нему  музыку.
Продавая свой текст. В., однако, выговорил себе право собственности  для
Германии. В 1842 г. в жизни В. происходит поворот к лучшему. Он покидает
Париж, и постановка "Риэнци" в Дрездене  создает  ему  блестящий  успех.
Получив  место   второго   придворного   капельмейстера,   В.   начинает
пользоваться  более  прочным  положением.  Но   проблеск   счастья   был
непродолжителен. В поставленной опере "Моряк-скиталец" публика не  нашла

Страницы: «« « 474   475   476   477   478   479   480   481   482  483   484   485   486   487   488   489   490   491   492  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь