Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 472   473   474   475   476   477   478   479   480  481   482   483   484   485   486   487   488   489   490  » »»

тюремного заключения, где он томился в течение 37  лет,  и  окружил  его
царскими почестями. Когда новый  завоеватель,  Кир,  двинулся  со  всеми
своими силами на Вавилон, он обещал многочисленным пленникам свободу или
по крайней мере облегчение их положения, чем сумел обеспечить себе с  их
стороны сочувствие и содействие. Иудеи, по-видимому,  встретили  Кира  с
распростертыми объятиями, как своего освободителя. И Кир вполне оправдал
их надежды. В первый же год своего господства  в  Вавилоне  он  приказал
освободить иудеев из плена и построить для  них  храм  в  Иерусалиме  (1
Ездра, 1 - 4). Это было в  636  г.  до  Р.  X.,  которым  и  закончилось
семидесятилетие   плена   вавилонского.   На   призыв   царского   указа
откликнулись все  иудеи,  которым  была  дорога  и  священна  память  об
Иерусалиме. Но их оказалось немного, всего лишь  42360  человек  с  7367
слугами и служанками. Это, за небольшими  исключениями,  были  все  люди
бедные, имевшие только 736 лошадей, 245  мулов,  436  верблюдов  и  6720
ослов. Гораздо большая  масса  пленного  народа  -  все  те,  кто  успел
обзавестись хозяйством и достигнуть значительного обеспечения  в  стране
пленения, - предпочли остаться там, под великодушным владычеством  Кира.
Большинство между ними принадлежало к высшим и богатым классам,  которые
легко теряли свою веру и народность и перерождались в вавилонян. Караван
переселенцев, взяв с  собою  5400  сосудов  храма,  некогда  захваченных
Навуходоносором  и  теперь  возвращенных  Киром,  двинулся  в  путь  под
начальством  знатного  иудейского  князя  Зоровавеля  и  первосвященника
Иисуса, которые и привели их на старое  родное  пепелище,  где  из  этих
переселенцев возродился вновь народ иудейский.
   Плен вавилонский имел огромное значение в судьбе  народа  иудейского.
Как тяжкое испытание, он заставил его глубоко  призадуматься  над  своей
судьбой. Среди него началось религиозно-нравственное возрождение,  стала
крепнуть вера и вновь  загорелся  пламенный  патриотизм.  Потребность  в
оживлении закона и старых преданий вызвала появление книжников,  которые
стали собирать разрозненные книги священной  и  гражданской  литературы.
Первые были собраны в особый  канон  или  сборник,  получивший  значение
книги Закона Божия для народа. В свою очередь  вавилонская  культура  не
могла не оставить своих следов на иудеях. Всего сильнее было влияние  ее
на язык, который подвергся существенному  изменению:  древний  еврейский
язык  был  забыт  и  на  его  место  выступил  язык   арамейский,   т.е.
сирохалдейский, который и сделался народным языком  иудеев  последующего
времени  и  на  котором  написаны  позднейшие   произведения   иудейской
литературы (Талмуд и др.). Вавилонский плен имел еще и другое  значение.
До  него  иудейский  народ,  со  всем  его  своеобразным  религиозно   -
нравственным миросозерцанием, жил  отчужденно  от  остального  мира.  Со
времени пленения иудейский народ сделался как  бы  всемирным:  из  плена
вавилонского возвратилась только незначительная часть иудеев, а  гораздо
большая их часть осталась в Месопотамии, откуда мало  помалу  они  стали
распространяться по всем окружающим странам, всюду внося элементы  своей
духовной культуры. Эти иудеи, жившие вне Палестины  и  своими  колониями
усеявшие впоследствии все берега Средиземного моря, стали  известны  под
названием иудеев рассеяния; они оказали глубокое влияние на  последующую
судьбу языческого  мира,  постепенно  подтачивая  языческое  религиозное
миросозерцание и таким образом подготовляя языческие народы  к  принятию
христианства.
   Подробнее о  вавилонском  пленении  можно  читать  в  больших  курсах
истории израильского народа, как: Ewald, "Geschichte des Volkes  Israel"
(1 изд. 1868 г.): Graetz, "Geschichte der Juden" (1874  г.  и  др.).  Из
монографий молено  указать:  Deane,  "Daniel,  his  life  and  times"  и
Rawlinson, "Ezra and Nehemiah,  their  lives  and  times"  (из  новейшей
библейско-исторической серии под общим заглавием  "Men  of  the  Bible",
1888 - 1890 г.). По вопросу о соотношении библейской истории с новейшими
открытиями и исследованиями ср. Vigouroux, "La Bible et les  decouvertes
modernes" (1885 г., т. IV.,  стр.  335  -  591),  а  также  А.  Лопухин,
"Библейская история при свете новейших исследований и открытий" (т.  II,
стр. 704 - 804) и др.
   А. Л.
   Вавилонское  столпотворение.   Библия   рассказывает   о   построении
послепотопными  людьми  башни  в  Вавилоне,  которая,  по  предположению
строителей, должна была достигнуть неба (Быт. XI, 1-9).  По  библейскому
рассказу и позднейшим иудейским преданиям,  виновником  предприятия  был
Нимрод. Основав сильное государство, он  возгордился  первым  успехом  и
задумал основать всемирную монархию, вопреки воле  Божией,  определившей
потомкам Хама (к которым принадлежал Нимрод) быть рабами других. И  вот,
с этою целью, в знак своего могущества и  в  качестве  центра  всемирной
власти, хамиты порешили построить "башню вышиною до небес". Предприятие,
таким образом, было не только безумное и неисполнимое,  но  и  противное
божественному предначертанию. Поэтому, когда закипела работа, обжигались
кирпичи  и  заготовлялась  земляная  смола,  Господь  порешил   покарать
строителей. Он смешал язык их так, что они перестали понимать друг друга
и не  в  состоянии  были  продолжать  постройки,  а  затем  мало  помалу
рассеялись по всей земле.
   С археологической  точки  зрения  библейский  рассказ  был  предметом
многих исследований, имевших  целью  определить,  какая  из  вавилонских
развалин  наиболее  соответствует  признакам  Нимродовой  башни.   Таких
развалин около города Гиллы, расположенного на месте древнего  Вавилона,
несколько.  Первый   серьезный   исследователь   вавилонских   развалин,
Роулинсон,  полагал,  что  остатки  вавилонской  башни  нужно  искать  в
Ниффере, верстах в 140 к  юго-востоку  от  Гиллы,  где  находится  масса
кирпичей, цементированных земляной смолой,  как  именно  и  говорится  в
Библии. Но это мнение, не находящее себе  подтверждения  в  авторитетных
свидетельствах   древних   писателей,   оставлено,   и   теперь   мнения
исследователей разделяются между  двумя  другими  развалинами,  имеющими
гораздо более права на отождествление с Вавилонской башней. Одна из этих
развалин находится к северу от древнего Вавилона  и  доселе  известна  у
местных арабов под именем Бабиль, а другая  к  юго-западу  от  него,  на
правом берегу Евфрата, и называется у  арабов  Бирс-Нимруд,  т.е.  Башня
Нимрода. Обе развалины грандиозны и показывают, что на  построение  этих
сооружений пошла невообразимая масса труда и миллионы кирпичей. Особенно
величественно из них последнее, и так как арабское  название  его  прямо
совпадает  с   библейским   указанием   на   Нимрода,   то   большинство
исследователей склоняются  к  отождествлению  этой  именно  развалины  с
Вавилонской башней. В пользу того же мнения говорит  одна  клинообразная
надпись Навуходоносора, в которой заявляется, что царь, найдя в Борсиппе
(пригороде Вавилона) развалины  башни  семи  светил,  возобновил  ее.  В

Страницы: «« « 472   473   474   475   476   477   478   479   480  481   482   483   484   485   486   487   488   489   490  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь