Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 466   467   468   469   470   471   472   473   474  475   476   477   478   479   480   481   482   483   484  » »»

представленный королю Людовику XVI (compte rendu  au  roi);  отчет  этот
принято считать за первый  систематический  бруттобюджет.  Но  только  в
нынешнем столетии выработался правовой порядок составления бюджета,  как
общего  государственно  -  хозяйственного  закона.  Порядок   обсуждения
бюджета в настоящее время в главных государствах таков. В  Англии,  пред
обсуждением в парламенте, бюджет рассматривается  в  двух  парламентских
комиссиях: расходы - в committee of supplies, доходы -  в  committee  of
ways  and  means;  после  того  он  вносится,  с  объяснениями  министра
финансов, на одобрение (Appropriation Act) палат; всякое перенесение  из
излишков  одного  счета  на  расходы  по  другой   статье   (Revirement)
запрещается; такие статьи, как содержание  королевы,  пенсии,  жалованье
судьям и т. п., составляющие консолидированную часть бюджета,  вовсе  не
обсуждаются. Более всего работы и изменений  вызывает  подоходный  налог
(in cometax).
   Во Франции бюджет обсуждается весь по главным статьям (с  1869  г.  -
481 глава); дополнительные кредиты  и  чрезвычайные  рас  ходы  (credits
supplementaires,  complementaires   et   extraordinaires)   утверждаются
непосредственно палатами, а во время парламентских вакаций  -  декретами
государственного совета по предварительном одобрении в совета министров,
с  тем,  что  по  открытии  палат  им  заявляется  об  этих  кредитах  с
объяснением мотивов назначения.  В  Пруссии,  в  общих  чертах,  тот  же
порядок, введенный с 1849 г.,  а  именно:  сметы  отдельных  министерств
(Ministerialetats), представление их министру финансов (Vorlage  an  den
Finanzminister), составление госуд. сметы  (Bildung  des  Voranschlags),
представление в палату (Vorlage an  die  Abgeordneten),  рассмотрение  в
комиссиях,  одобрение  палаты  (Веschluss),  санкция  главы  государства
(landesherliche Sanction) и обнародование (Publication des  Budgets  als
Staatsvirthschaftsgesetz). Во время парламентских  вакаций  сверхсметные
кредиты разрешаются советом министров, палатам же, согласно закону  1872
г., сообщается об этом в  течение  следующего  года  уже  после  отпуска
кредитов.
   В Италии, Австрии  в  Соед.  Штатах  тот  же  порядок,  с  небольшими
изменениями. В  Австрии  новая  система  введена  с  1866  г.,  при  чем
составляются два самостоятельных бюджета для Австрии и для Венгрии.
   В России до 1862 г. не было систематического,  планомерного  бюджета;
государственная  смета   представляла   механическое   соединение   смет
отдельных ведомств; при ней не было данных, достаточных для проверки, да
и вообще не  было  единого  законченного  плана  финансового  хозяйства:
многие доходы  получались  и  многие  расходы  производились  отдельными
ведомствами самостоятельно, без ведома министерства  финансов,  так  что
нельзя   было   построить   никакого   общего   вывода   о   направлении
государственного  хозяйства  в  ближайшем  будущем.  С  1862  г.   стали
составляться правильные бюджеты, главным образом благодаря  упорядочению
государственной отчетности при Татаринове (см. в  т.  I,  ч.  II,  Свода
Законов, прилож. к ст.  221  -  "Правила  о  составлении,  рассмотрении,
утверждении и  исполнении  государственной  росписи  и  финансовых  смет
министерств и главных  управлений").  В  настоящую  свою  форму  русский
бюджет вылился с 1873 г.; в нем показываются  валовые  суммы  доходов  и
расходов, при чем нельзя выделить издержки взимания и определить  чистые
поступления. Финансовая смета каждого министерства и главного управления
составляется на основании "расписаний доходов и расходов",  доставляемых
подчиненными ведомствами по каждой губернии отдельно. Смета эта  состоит
из: а)  перечня  доходов  и  расходов,  b)  подробной  сметы  доходов  и
расходов, с) приложений  и  d)  объяснительной  записки.  Против  каждой
статьи излагаются объяснения  или  данные,  оправдывающие  испрашиваемое
назначение, как то: законы, Высочайшие повеления и штаты,  на  основании
коих поступают  доходы  и  назначаются  расходы.  Сверхсметные  кредиты,
испрашиваемые по предметам, уже занесенным в финансовые сметы, именуются
дополнительными,   а   по   расходам,   в   смете   непредвиденным,    -
экстраординарными.  Доходы  и  расходы  земств,  городов,   сословий   и
благотворительных учреждений в смету не вносятся; но о  тех  специальных
средствах, которые расходуются  под  контролем  правительства,  делаются
особые приложения; если же средства эти идут на потребности,  однородные
с внесенными в министерские сметы, то их переносят в смету  доходов  под
наименованием  "пособий  государственному  казначейству".   Составленные
таким образом сметы  рассматриваются  сперва  в  советах  министерств  и
главных  управлений;  затем  препровождаются,  в  печатных  экземплярах,
министру финансов  и  в  государственный  контроль  к  назначенному  для
каждого ведомства сроку (между 1 августа  и  15  октября).  Министерство
финансов проверяет эти сметы и составляет из них  общую  государственную
роспись, которую к 1 ноября и представляет в  государственный  совет,  с
прибавлением, в случаях надобности, своих замечаний, а также соображений
о сокращении некоторых расходных смет,  об  изыскании  новых  источников
дохода, об усилении существующих, etc. С своей стороны,  государственный
контроль проверяет представленные ему сметы и к 1  октября  представляет
государственному совету особый отчет по исполнению  финансовых  смет  за
истекший  период.  Как  этот   отчет,   так   и   роспись   подвергаются
предварительному обсуждению  в  департаменте  государственной  экономии,
который вносит и смету, и  свое  по  ней  заключение  в  общее  собрание
государственного совета, откуда бюджет, не позже 15  декабря,  поступает
на Высочайшее утверждение и,  наконец,  публикуется  (с  1862  г.  )  во
всеобщее сведение.
   Воплощенный  в  бюджете  финансовый   закон   действует   в   течение
определенного  срока,  при  чем  различают  периоды:  1)  бюджетный  или
финансовый, и 2) счетный. Под первым разумеется то время,  на  какое  Б.
утвержден, совпадающее обыкновенно с гражданским годом; в  Англии  же  и
Пруссии считают его с 1 апреля по  31  марта  следующего  года.  Счетный
период есть, так сказать, продолженный или отстроченный  бюджетный;  при
невозможности  выполнить  все  сметные  назначения  к  концу  бюджетного
периода оказалось необходимым отстрочить действие бюджета на  некоторое,
льготное, время сверх финансового года. Таких льготных месяцев дается во
Франции восемь, в Австрии три,  в  Бельгии  десять,  а  в  Пруссии  даже
двенадцать; в России  для  окончательных  расчетов,  после  31  декабря,
оставляются еще  четыре  месяца,  а  для  военного  ведомства  пять.  По
истечении льготных сроков кредиты закрываются и на открывающиеся затем в
счет  той  же  сметы   расходы   должны   испрашиваться   дополнительные
ассигнования; в России суммы, оставшиеся свободными  ко  дню  заключения
сметы, возвращаются в распоряжение министерства  финансов.  По  закрытии
кредитов следует последняя стадия заключение бюджета и  свод  итогов  по
выполнению  сметы;  это  служит  для  выяснения  финансовых  результатов

Страницы: «« « 466   467   468   469   470   471   472   473   474  475   476   477   478   479   480   481   482   483   484  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь