Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 473   474   475   476   477   478   479   480   481  482   483   484   485   486   487   488   489   490   491  » »»

настоящее время БирсНимруд представляет собою обнаженный  холм,  имеющий
235 футов вышины.  На  первый  взгляд  это  простой  земляной  холм,  но
раскопки показали, что это остаток построенного из  кирпича  здания.  На
вершине холма, в виде обветшалого замка,  стоит  остаток  башни,  на  40
футов выдающийся над общей массой развалин.  По  описанию  Геродота  (I,
181) Бирс-Нимруд (храм Бела) имел в своей основе стадию в ширину и длину
(более 600 футов), а по свидетельству Страбона - столько же в высоту. По
приблизительному  расчету  Роулинсона,  такая  постройка   должна   была
потребовать не менее 35  милл.  кирпичей  самого  большого  размера.  Об
огромности развалин можно судить по тому, что Александр Великий, с целью
восстановить здание, в течение двух месяцев употреблял 10000 человек для
удаления только мусора, который обрушился с нее в его время.
   По библейскому воззрению, сначала все люди говорили одним  и  тем  же
языком. Это  было  великое  благо,  так  как  делало  беспрепятственными
взаимные сношения между ними; но они  злоупотребили  этим  благом,  и  в
наказание Бог смешал их языки, так что они перестали понимать друг друга
и из их разных  говоров  образовались  впоследствии  разнородные  языки.
Разноязычие, по библейскому воззрению,  есть,  следовательно,  наказание
Божие, наложенное на людей с целью затруднить сношения их  между  собою,
так как, в силу греховной наклонности  сердца  человеческого,  подобными
сношениями люди по преимуществу пользуются ко злу. В связи с  библейским
воззрением находится новозаветное сказание о том, что,  когда,  с  целью
распространения   христианства,   требовалось   устранить   препятствие,
представляемое  разноязычием  для  проповеди   различным   народам,   то
апостолам дан был дар языков, т. е. восстановлена была некогда отнятая у
людей способность понимать общечеловеческий язык (Деян. II, 2 - 11).
   Сказание  о  вавилонском  столпотворении,   с   сопровождавшими   его
последствиями, сохранилось и в преданиях других народов - и прежде всего
у самих вавилонян. Об этом уже можно было судить по  свидетельству  двух
греческих писателей, черпавших свои сведения  о  Вавилонии  из  туземных
источников  -  Полигистора  и  Абидена,  из  которых   первый   передает
вавилонское предание в форме весьма близкой к библейскому сказанию. Но в
недавнее время открыты подлинные вавилонские плиты, находящиеся теперь в
Британск. музее. Хотя плиты  эти  сильно  повреждены,  однако  клинопись
сохранилась настолько, что можно воспроизвести общий смысл текста. В нем
говорится, что Вавилон  склонился  ко  греху,  большие  и  малые  в  нем
приступили к построению какой-то твердыни, но Бог в гневе своем  порешил
навести на них страх, сделал странным их язык и тем затруднил дальнейший
успех дела ("Records of the Past", VII, 131 и 132).  Отголоски  того  же
предания сохранились у египтян, которые  рассеяние  народов  приписывали
возмущению нечестивых людей против богов; у греков, сохранявших предание
об аккадах, возымевших некогда гордую мысль при посредстве великой башни
проникнуть в жилище богов, и даже в Новом свете - у мексиканцев и разных
индейских племен.

   Литература. Ср.  Lucken,  "Traditionen  des  Menschengeschlechts"  (.
1869); Lenormant, "Origines de l'histoire";  в  русской  литературе:  А.
Лопухин, "Библейская история при свете новейших исследований и открытий"
(т. I, 214 - 230); Н. Астафьев, "Вавилоно-Ассирийские  древности"  (стр.
57).
   А. Лопухин.
   Вагнер (Рихард Wagner). - В истории музыки этот германский композитор
занимает весьма крупное место.  Он  один  из  тех  немногих  музыкальных
деятелей  XIX  столетия,  которые  произвели  своими   операми   сильное
музыкальное движение во всех цивилизованных странах. В  настоящее  время
подражание В. стало почти всеобщим, при чем  последователей,  т.е.  тех,
которые приняли принципы  Вагнера,  стараясь  при  этом  сохранить  свой
собственный музыкальный облик, гораздо менее, чем  слепых  подражателей.
Из  первых  следует  указать  на  Верди  ("Отелло"),  Массенэ,   Серова.
Вагнеризм в настоящее время вошел в такую моду; что у профанов это слово
стало  синонимом  всего  сложного  и  трудно  понимаемого  в  музыке.  В
сущности, оперные принципы В. не представляют явления совершенно нового.
В продолжение более трех столетий у оперных композиторов то музыка брала
верх над драмою, то драма  над  музыкою.  Вагнер,  в  продолжение  своей
многолетней художественной деятельности, постоянно стремился к  созданию
идеальней  оперы,  в  которой  целью  выражения  должна  быть  драма,  а
средством - музыка. Разумеется, к такому идеалу стремились композиторы и
до Вагнера, но он довел это стремление до крайних пределов. Его  оперная
форма сильнее охватывает драму,  имея  с  нею  неразрывную  органическую
связь, представляя из себя нечто цельное, закругленное, не распадающееся
на арии, дуэты, хоры, ансамбли. В., считая либретто одним из  главнейших
факторов оперы и обладая стихотворным даром, сам писал тексты для  своих
произведений,  которые  и  давали   желаемую   форму   его   музыкальной
иллюстрации.  Некоторые   из   его   текстов,   как   напр.,   к   опере
"Моряк-скиталец", представляют законченные поэтические произведения. Дав
своим образам в тексте характерные  очертания;  он  всегда  стремился  к
тому, чтобы эти образы, благодаря музыке, получили еще более  типичности
и  рельефности.  Идея  возвращаться  в  опере  к  мелодии,  связанной  с
характеристикой лица или драматического момента - идея  реминисценций  -
ни в каком случае не может быть  приписана  только  В.  Она  применялась
многими композиторами ранее, применялась и современниками В., еще  в  то
время, когда этот композитор не заставил о себе говорить. Но у В.  прием
тематизма  получил  небывалое  до  него   широкое   применение.   Каждое
действующее лицо, в особенности в последних произведениях В., имеет свой
мотив,  который  сопровождает  это  лицо  в  продолжение   всей   оперы,
подвергаясь видоизменениям, сообразно характеру драматических  ситуаций.
Таким образом музыкальная драма В.  покрывалась  тематическою  сетью.  В
первых своих  операх  В.  прибегал  к  реминисценциям,  не  разрабатывая
характеризующих мотивов. В операх среднего  периода  деятельности,  как,
например,   в   "Лоэнгрине",   даже   "Тристане",   руководящие   мотивы
(Leitmotive) применяются  уже  с  большим  разнообразием.  В  тетралогии
"Кольцо нибелунга" и в "Парсивале" тематизм применен В.  с  чрезвычайной
последовательностью. К  сожалению,  благодаря  этой  последовательности,
музыка нередко производит  впечатление  чего-то  механического.  Обладая
широким мелодическим даром, В. во всех своих произведениях, несмотря  па
отсутствие округленных форм,  производит  впечатление  обаятельное.  Его
мелодия выразительна,  разнообразна  и  своеобразна.  Стараясь  в  своей
музыке приблизиться к характеру речи, он преимущественно  придерживается
певучего речитатива или так называемого ариозного пения. Его мелодии,  в
особенности в последних произведениях, находятся в прямой зависимости от

Страницы: «« « 473   474   475   476   477   478   479   480   481  482   483   484   485   486   487   488   489   490   491  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь