Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 480   481   482   483   484   485   486   487   488  489   490   491   492   493   494   495   496   497   498  » »»

неотчуждаемую  собственность  мусульманского  государства,  но   прежним
обладателям  их  предоставляется   наследственное   право   владения   и
пользования, с тем,  чтобы  они  платили  за  это  известную  повинность
(харадж).Если подобная земля перейдет, впоследствии, по  наследству  или
иным способом в руки мусульманина, то этот переход не освобождает ее  от
обязательной повинности; не отменяется повинность и в том  случае,  если
первоначальные обладатели земли, примут Ислам. Харадж лежит на земле,  а
не на лицах. Изъять свое имущество из гражданского  оборота  и  обратить
его в В. частный  собственник  может  только  под  условием  отдачи  его
навсегда какому-нибудь богоугодному или  благотворительному  учреждению,
незыблемому,  не  способному   к   уничтожению.   Таким   предполагается
существование мечети, школы, общественного колодца, гробницы  святого  и
других учреждений, которые могут быть поддерживаемы доходами  с  вакуфа.
Такой же характер присваивается и бедным данной местности: состав  этого
класса  может  меняться,  но  самое  его  существование   предполагается
неизбежным. Назначение учреждения, в пользу которого устанавливается В.,
должно быть не только  дозволенным,  но  и  богоугодным.  Поэтому  можно
учредить В. в пользу мечети, напр., но никак не  в  пользу  молитвенного
дома евреев или христиан. Поддержание этих последних учреждений не может
служить конечным назначением В., в основании  которого  лежит  почитание
Аллаха; но они могут быть временными получателями дара, лишь бы конечною
целью, в пользу которой создан В.,  являлось  учреждение  богоугодное  с
точки зрения мусульманской религии. Так, христианин может установить  В.
в пользу церкви или другого чисто христианского богоугодного  учреждения
(у болгар это называется задужбина - жертва на помин души) но не  иначе,
как с последующим  переходом  В.  в  пользу  мечети  или  мусульманского
благотворительного учреждения, или же, наконец, в пользу бедных  -  и  в
последнем случае без различия вероисповедания, так  как  Ислам  признает
заслугу за всяким добрым делом в пользу бедных, к какой бы  религии  они
ни принадлежали. Самое  имущество,  которое  обращается  в  В.,  в  свою
очередь должно отличаться тем же характером нетленности и вечности. В В.
может быть обращено все то, что вследствие употребления не  уничтожается
и не уменьшается  значительно  в  ценности.  Одни  мусульманские  юристы
допускают, поэтому, обращение в В. только недвижимых имуществ; другие не
устанавливают такого различия. Обращая свое имущество в В.,  собственник
теряет над  ним  всякое  право;  оно  считается  собственностью  Аллаха,
освобождается  от  всяких  налогов,  не  подлежит  ни  конфискации,   ни
наложению запрещения, секвестра или ареста. Самое  установление  В.,  по
мнению одних, осуществляется путем простого заявления лица, учреждающего
В. (вакифа); по мнению других, для этого требуется фактическая  передача
вещи  лицу  или  учреждению,  в  пользу  которого   учреждается   В.   В
практическом отношении вопрос этот получает значение,  главным  образом,
при обращении в В. части нераздельного имущества, что возможно в первом.
случае и  невозможно  во  втором.  Позднейшие  законоведы  предоставляют
местному кадию (судье) во всяком частном случай решить,  может  ли  быть
обращена часть нераздельного имущества в В. или нет. Учреждение В. может
быть обставлено различными условиями; вакиф может,  напр.,  удержать  за
собою пользование вещью в течение своей жизни, но не дозволяется ставить
учреждение В. в зависимость от возможного рождения кого-либо в  будущем.
В. может быть  установлен  в  пользу  нескольких  учреждений,  следующих
преемственно друг за другом; но если последнее из  них  прекратило  свое
существование, то имущество возвращается к дарителю,  а  за  отсутствием
его - к его  наследникам  (понятие  давности  неизвестно  мусульманскому
праву).  Порядок  управления  В.  обыкновенно  регулируется  при   самом
учреждении его; но если это не было сделано,  кадий,  в  круге  действий
которого находится посвященное имущество, назначает управителя,  или  же
сам управляет им на свой страх. Во всяком случае кадий обязан  наблюдать
за управлением В., хотя бы для этого были назначены  особые  управляющие
(назиры), которые за труды свои  получают  определенное  вознаграждение.
Учение  о  В.  развилось   у   мусульманских   законоведов   в   сложную
казуистическую  систему,  первоначальным  источником  которой   является
предание о действиях и словах Магомета. Наряду с  этой  основной  формой
В., называемой В.  законным,  имеется  еще  так  называемый  В.  обычный
(вакф-адет). Сущность его заключается в том, что  собственник  объявляет
свое имущество В., но пользование им и доходы с него удерживает за собою
и своим потомством, при  чем  различается:  Вакф-эвлод  -  посвящение  в
пользу потомства, и Вакф-ибн - посвящение  в  пользу  одних  сыновей.  К
этому обычному В. применимы все указанный выше положения,  установленные
для В. законного. Заведование и управление им переходит  к  духовенству,
которое  получает  за  это  вознаграждение  и  потому  всегда   поощряло
учреждение  подобных   В.   Вызвана   была   эта   форма   обычного   В.
необеспеченностью личности и имущества в мусульманских странах:  обращая
свое имущество в подобный В.,  собственник  ограждал  его  от  произвола
мусульманских властителей. В Турции свыше  2/3  всех  недвижимых  имений
принадлежат к разряду В. Общее наблюдение за В. сосредоточено  в  особом
управлении, а главным назиром  считается  султан.  Высшим  духовным  или
светским сановникам султан жалует звание назиров тех или других В.,  что
доставляет им большие выгоды, так как они отчисляют в свою пользу до 1/3
всех доходов с посвященных имуществ.
   Русское законодательство  впервые  встретилось  с  В.  в  Крыму,  где
существуют В. обоих родов: законные и обычные  Положение  о  повинностях
татар-поселян 1827 г. впервые упоминает о вакуфах, и то только законных.
Более тщательно вакуфное право было разработано в Высочайше утвержденном
мнении Государственного совета 22 марта  1829  г.,  кот.  вошло  в  Свод
Законов 1857 г. (т. XI, ч. 1 ст. 1203 и прилож. к  ней)  и  должно  быть
признано  действующим  правом.  Вакуфы  были  подразделены  на  духовные
(законные) и частные (обычные). Частные  В.  определены  как  имущества,
состоящие в ведении магометанского духовенства,  но  в  пользовании  тех
частных родов, которым они завещаны, впредь до совершенного  этих  родов
пресечения,  после  чего  они  обращаются  в  казну.  В   сущности   вся
прикосновенность магометанского духовенства к частным  В.  исчерпывалась
обязанностью иметь сведения о переходе их от одного наследника к другому
и  уведомлять  своевременно  гражданское  начальство  о  том,  что  род,
владевший В., пресекся и имущество его подлежит  обращению  в  казну.  В
лице тавричес. магометанского духовного правления  духовенство  являлось
не учреждением,  заинтересованным  в  управлении  частными  В.,  а  лишь
органом  правительственного  контроля.  Представлялось,  поэтому,  более
естественным  сосредоточить  этот  контроль  в   ведомстве,   призванном
охранять казенные интересы, что и было сделано высочайше утвержденным  5
июля 1874 г. положением комитета  министров,  передавшим  наблюдение  за

Страницы: «« « 480   481   482   483   484   485   486   487   488  489   490   491   492   493   494   495   496   497   498  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь