Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 498   499   500   501   502   503   504   505   506  507   508   509   510   511   512   513   514   515   516  » »»

   Варяги,   поздн.   вареги,   визант.   варанги,   скандин.    вэринги
(vaeringjar), арабск.грузинск. варанг, латинск, varingi. -  Этим  именем
обозначались первоначально выходцы из Скандинавии,  отчасти  дружинники,
поступавшие в русскую и византийскую военную службу, отчасти  купеческие
гости.  Мало  помалу  это  название  стало   служить   для   обозначения
католической веры (варяжская вера, варяжский поп) и скандинавов  вообще.
В Poccии под этим именем по преимуществу разумелись шведы  (еще  в  XVII
в.). Вопрос о варягах тесно связан с вопросом о  происхождении  Русского
государства.
   Ф. Браун.
   Васил„к (Centaurea Cyanus L.) - растение  из  подсемейства  Cynareae,
семейства   сложноцветных   (Compositae),    с    паутинисто-шерстистыми
линейно-ланцетными листьями и синими цветами. Встречается почти всюду  в
Европе   среди   посевов,   особенно   во   ржи.   Василек,    вероятно,
южно-европейского происхождения. Кроме В., к роду Centaurea  принадлежит
около 300 - 400 видов,  распространенных,  главным  образом,  в  Европе,
Северной Африке, Западной Азии. Немногие виды, встречаются в Северной  и
Южной Америке, один вид в Австралии.  Головки  у  них  с  покрывалом  из
черепичато расположенных листочков, снабженных перепончатым или  колючим
придатком. Краевые цветки более крупны, бесплодны; срединные - обоеполы.
Венчик розового, желтого или синего цвета. Наиболее  распространены:  С.
Jacea L., С. Phrygia L., С. Scabiosa L. с розовыми  и  С.  Cyanus  L.  с
синими цветами.
   В. Т-ль.
   Василек посевной, как сорное растение, встречается преимущественно  в
озимых хлебах,  особенно  на  песчаной  и  суглинистой  почвах,  и,  как
однолетнее растение, размножается семенами, часто высеваемыми  вместе  с
хлебными,  при  плохой  очистке  последних,  а  также   находящимися   с
соцветиями этого растения в соломе, вывозимой на поле вместе с  навозом.
Меры для истребления его состоят в известковании почв, содержащих  много
перегноя, хорошей очистки посевных семян, боронования всходов  посеянных
растений и выпалывании их до созревания василька.
   С.
   Василий Дмитриевич - вел.  кн.  владимирский  и  московский  (1389  -
1425).  Хотя  В.  Д.,  сын  Димитрия  Донского,  и   возведен   был   на
великокняжеский  престол  послом  хана,  но,  с  его  княжения,  великое
княжество сделалось окончательно достоянием московских  князей.  Перевес
его над другими князьями и над старыми родовыми притязаниями сказался  в
самый год его вступления на престол. Князь Владимир Андреевич, его дядя,
поссорился с Василием, но должен был, однако,  уступить  племяннику.  Он
признал последнего старейшим себя, обязался ходить на  войну,  сидеть  в
осаде, где В. прикажет. Вел. князь находил  сильную  опору  в  боярстве.
Боярские роды начали оседать в Московском княжестве  со  времен  второго
сына Калиты, Ивана  Ивановича.  Эта  оседлость  дружины  породила  связь
осевших боярских родов с домом Калиты, вследствие которой им не  выгодно
было, чтобы Моск. княжеством завладела какая-либо другая линия дома  св.
Владимира; точно также в выгодах боярства была передача престола от отца
к сыну, при  которой  им  было  удобнее  проводить  свою  наследственную
политику. Возвышая значение  московского  князя  над  другими  князьями,
московское  боярство  возвысило  себя  над  боярством  других  княжеств.
Боярство в других княжествах, видя усиление Москвы,  стремилось  служить
сильному  и  богатому  московскому  князю.  Таким   положением   дел   и
настроением       боярства       объясняется       легкое        падение
Нижегородско-суздальского   княжества.   В.    Д.,    зная    настроение
нижегородского боярства,  купил  в  Орде  ярлык  на  Нижний  Новгород  и
Суздаль.  Борис,  кн.  нижегородский,  созвав  своих  бояр,  сказал  им:
"Господа мои и братия, милая дружина! Вспомните крестное  целование,  не
выдайте меня врагам моим". Бояре клялись и во  главе  их  клялся  боярин
Румянец, который, между тем, уже давно завел переговоры с Москвою. Когда
в Нижний Новгород явились московские бояре с татарскими послами, то  тот
же боярин Румянец сказал Борису: "Господин князь! Не надейся на нас  (на
бояр), мы уже теперь не твои и не  с  тобою,  а  на  тебя".  Борись  был
схвачен, с женою и детьми; его немногие доброхоты  разосланы  по  разным
городам. В. таким образом приобрел, кроме  Нижнего  Новгорода,  Городец,
Мещеру, Муром, Тарусу, а через несколько лет и  Суздаль.  -  В  1395  г.
Восточной России грозила страшная  беда.  Тамерлан,  победив  Тохтамыша,
перешел Волгу и овладел Ельцом. Москва была в ужасе; но  еще  живы  были
сподвижники Димитрия Донского на Куликовом  поле.  Московские  бояре  не
пришли  в  отчаяние,  собрали  полки  и  уговорили  В.  стать  во  главе
ополчения,  чтобы  с  оружием  в  руках  встретить  грозного  врага.  Но
Тамерлан, простояв недели две в земле Рязанской  и  опустошив  страну  в
верховьях  Дона,  отступил.  Причину  отступления   восточные   историки
приписывают  приближению  осени   (отступление   начато   26   августа).
Благочестивое предание повествует, что отступление Тамерлана произошло в
тот день,  когда  в  Москву  принесли  икону  Богоматери  из  Владимира.
Костомаров весьма метко указал значение этого перенесения:  В.  приказал
перенести икону, которую Андрей Боголюбский тайком увез из Киева в  свой
любимый город Владимир; теперь эта икона служила освящением первенства и
величия Москвы над другими русскими городами. Но подчинить вполне  своей
воле  Великий  Новгород,  к  чему  стремились   в.   князья   с   Андрея
Боголюбского, Василию не удалось, хотя и  ему,  как  и  его  преемникам,
весьма много облегчал борьбу раздор Новгорода с бывшим  его  пригородом,
Псковом. В. Д. в борьбе с  старым  вечником  оперся  на  митрополита,  с
выгодами которого уже  его  предшественники,  начиная  с  Калиты,  умели
соединить судьбу Москвы и своего дома.  В  1392  г.  в  Новгород  прибыл
митрополит Киприян; он требовал, чтобы Новгородцы по старому  относились
к нему  в  делах  судных,  ибо  незадолго  до  этого  новгородское  вече
постановило  на  суд  к  митрополиту  не  ездить.   Вечевым   приговором
митрополиту было отказано. В. кн. вступился за  митрополита,  новгородцы
отказали и ему. Дело дошло до кровавых расправ. В 1393 г. в Торжке убили
московского  доброхота;  великий  князь,   захватив   Торжок,   приказал
разыскать виновных, и 70 человек преданы были в Москве мучительной казни
четвертования. Новгородцы, опасаясь за свою двинскую торговлю,  уступили
и прислали митрополиту судную грамоту. В  1396  г.  враждебные  действия
возобновились. В. князь хотел захватить Двинскую землю; сначала он успел
в том, но в 1398 г. должен был отказаться от Двинской земли,  Вологды  и
других новгородских владений. В 1404  г.  опять  возникли  неприязненные
отношения. Новг. архиепископ  Иоанн  три  года  содержался  в  Москве  в
заточении, но В. князь, помирившись с  Новгородом,  освободил  Иоанна  и
захваченных  в  этом  году  новгородских  бояр.   Ускорению   примирения

Страницы: «« « 498   499   500   501   502   503   504   505   506  507   508   509   510   511   512   513   514   515   516  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь