Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 496   497   498   499   500   501   502   503   504  505   506   507   508   509   510   511   512   513   514  » »»

изменением или уклонением, считается в музыке прием, вследствие которого
мелодия видоизменяется, не теряя, при этом, своих характерных очертаний.
В., по отношению к мелодии, можно сравнить с мимикой, благодаря  которой
лицо, прежде находившееся в спокойном состоянии,  получает  всевозможные
выражения. Приемы В. встречаются в очень многих музыкальных  сочинениях,
как средство украшения или видоизменены мелодии, ради  разнообразия  при
ее повторении.  Нет  композитора,  который  бы  в  своих  сочинениях  не
прибегал  к  этому  приему.  Форма  В.,  имеющая  более  самостоятельный
характер, состоит в том, что за мелодией - или так  называемой  темой  -
следует целый ряд вариаций. Их к теме пишется от трех (напр., соната ор.
14, ј 2, Бетховена) до 30 и более (32 В. на тему  в  C-moll  Бетховена).
Тема не должна быть обширна; форма ее - период или  двухколенный  склад.
При  этом  необходимо  характерное  и  ясное   мелодическое   очертание;
сопровождение темы должно быть несложно. Тему следует писать так,  чтобы
слушатель мог ее легко запомнить. Чем меньше тема, тем вариаций  больше.
Средства В. следующие: гармоническая фигурация, мелодическая  фигурация,
перемена гармонизации, перемена наклонения, перемена ритма,  темпа.  В.,
следующие за темой, которая  в  них  сохраняет  свою  форму,  называются
формальными вариациями.  Ряд  В.  заканчивается  кодою  или  же  пьесою,
как-то: маршем, полонезом, фугою, в основе которых лежит вся тема или ее
мотив. Такая пьеса называется  характерною  вариацией.  В.  пишутся  для
отдельного  инструмента,  для  голоса,  для  оркестра.  В  произведениях
русских композиторов  вариационный  прием  встречается  очень  часто,  в
особенности у Глинки, Рубинштейна, Чайковского.
   Н. Соловьев.
   Варламов   (Александр   Егорович)   -   весьма   талантливый    автор
многочисленных русских романсов и песен,  из  которых  многие  приобрели
чрезвычайную   популярность,   благодаря   искренности,    мелодичности,
доступности и нередко русскому народному пошибу. В. родился в  1801  г.,
умер  в  1851  г.  Воспитывался  в  придворной  певческой  капелле,  под
руководством  знаменитого  Бортнянского.  Готовился  сначала  к  карьере
певца, но вследствие ослабления голоса ему пришлось отказаться  от  этой
мысли. Получив место псаломщика в Нидерландах, он пробыл некоторое время
заграницей, где продолжал изучать музыкальное  искусство.  Вернувшись  в
Россию, он с 1832 г. был капельмейстером при  московских  театрах,  а  с
1835 г. поселился в Петербурге  и  преподавал  пение  в  разных  учебных
заведениях. Начало композиторской деятельности В. относится к концу 30-х
годов. Первые девять романсов В. были напечатаны в Москве в 1839 году  у
музыкального издателя Грессера. Из них особенную популярность  получили:
"Не шей ты мне, матушка, красный сарафан" и  "Что  отуманилась  зоренька
ясная". К этой серии романсов относятся еще:  "Пойми  меня",  "Вот  идут
полки родные", "Не  шумите",  "Ох  болит",  "Молодая  молодка",  "Ах  ты
молодость". Много романсов было  написано  В.  в  сороковых  годах;  они
напечатаны у разных издателей  Петербурга  и  Москвы.  Весьма  известная
"Песнь Офелии", петая В. В. Самойловой в  трагедии  "Гамлет",  издана  в
1842 г. у Грессера  в  Москве;  "Испанская  серенада"  -  в  1845  г.  у
Бернарда, "Разлюби меня" - в том же году у Миллера,  "Волшебница"  (1844
г., издание магазина "Музыкальное Эхо"), "Белеет  парус  одинокий"  -  в
1848 г. у Грессера  и  пр.  Позднее  все  романсы,  счетом  223,  изданы
Стелловским в Петербурге. в 12 тетрадях.  В.  пробовал  свои  силы  и  в
области духовной музыки. Ему принадлежит "Херувимская" на  восемь  и  на
четыре голоса (издание  Грессера,  1844).  Но  автор  скоро  понял,  что
величественный, требующий строгой выдержки церковный стиль не подходит к
характеру его  дарования  и  к  его  музыкальной  технике,  не  особенно
развитой; он вновь перешел к любимым  им  формам  песни  и  романса.  В.
заявил о себе, как о педагоге, в своей  "Полной  школе  пения",  в  трех
частях, изданной у Грессера в Москвы в 1840 г. Эта школа является у  нас
первым и для своего времени замечательным вокальным руководством. Теперь
это издание Грессера  составляет  библиографическую  редкость.  Из  трех
частей слабее обработана  первая,  теоретическая  часть,  представляющая
переработку "Nouvelle methode de chant et  de  vocalisation"  парижского
профессора Андраде. Но зато  вторая,  практическая,  сделана  совершенно
самостоятельно,   изобилует   многими   драгоценными   замечаниями,   не
утратившими своего значения и в настоящее время и изобличающими в авторе
большого знатока человеческого голоса. Третья  часть  заключает  в  себе
десять упражнений  для  голоса,  с  аккомпанементом  фортепиано,  и  две
русские песни: "Ах не одна то во поле  дороженька"  и  "Не  будите  меня
молоду", переложенные на три голоса. Ни один композитор  не  выдержал  у
нас столько изданий, как В. В 1886 году  начало  выходить  в  Москве,  у
Гутхейля,  новое  полное   собрание   сочинений   В.,   издаваемое   его
наследниками.
   Н. Соловьев.
   Варламов (Константин Александрович) - комик, родился в 1851  г.,  сын
известного композитора. Впервые В. появился на  сцене  в  Кронштадте,  в
труппе А. М. Читау. На петербургской сцене В. дебютировал в 1875  г.  Со
смертью Виноградова (1877) роли покойного перешли к В. и  выдвинули  его
на первый план. Сначала впадая в шарж, В. постоянным трудом избавился от
этого недостатка, и ныне это один из любимейших артистов александринской
сцены. Число сыгранных им ролей превышает 200. Не только в жанровом.  но
и в классическом репертуаре у В. есть превосходные роли, каковы:  Клюков
("Много  шуму  из  пустяков"),  Скалозуб  и  Горичев  ("Горе  от  ума"),
Земляника и Осип ("Ревизор"), Сганарель ("Дон-Жуан"), Большинцов ("Месяц
в деревне") и др.
   А. Ум.
   Варна   -   древний   Одессус   (также   Тибеpиополь),   составлявший
самостоятельную эллинскую колонию. Во время владычества римлян,  история
только в начале V в. упоминает  об  Одессусе.  Точно  неизвестно,  когда
именно  древний  Одессус  стал  называться  В.;  но  летописец   Феофан,
повествуя о занятии города болгарами после одержанной  ими  победы  (679
г.) над армией императора Константина Погоната, называет его уже Варной.
В  настоящее  время  В.   -   разоруженная   крепость   и   пристань   у
северо-восточной покатости Балкан,  на  берегу  Черного  моря,  с  25250
жителями, главный город округа того же названия. К северу от крепости  -
порт,  безопасный  от  северных  и  северо-восточных  ветров,   наиболее
господствующих в Черном море. Место, где удобнее всего, по безопасности,
бросить якорь, находится к В.  от  крепости,  против  мыса  Галата,  где
всегда останавливаются военные суда. Глубина воды в этом месте  8  -  15
саж. Близ самой крепости и у пристани вода мелка. Варненский  порт  или,
скорее, рейд совершенно незащищен от восточных и юговосточных  ветров  и
при сильном напоре  последних  судам  угрожает  большая  опасность  быть

Страницы: «« « 496   497   498   499   500   501   502   503   504  505   506   507   508   509   510   511   512   513   514  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь