Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 495   496   497   498   499   500   501   502   503  504   505   506   507   508   509   510   511   512   513  » »»

сборники права отдельных германских племен, называемые leges  barbarorum
в противоположность leges romanae. Некоторые из этих сборников именуются
pactus, ewa, edictus; так, алеманский свод носит часто  название  Pactus
Alemannorum,  свод  права  франков   -   хамавов   -   Ewa   Chamavorum,
лонгобардский сборник - Edictus Langobardorum.  Эти  вторичные  названия
очень важны, с полной  очевидностью  указывая  происхождение  сборников.
Дело в том, что тем сборникам, которые являются результатом  официальной
кодификации, произведенной по инициативе и при непосредственном  участии
короля, соответствует наиболее  название  edictus;  те  записи  обычного
права, которые сделаны по решению народного собрания выборными сведущими
людьми (sapientes, legislatores), всего точнее  обозначаются  германским
словом  ewa;  те  своды,  появление  которых  есть  результат  договора,
соглашения между народом и королем, очень удобно могут  быть  обозначены
термином  pactus.  Большая  часть   сохранившихся   до   нас   сборников
"варварских законов" принадлежит, по своему происхождению,  к  последней
категории.
   Временем появления сводов германских законов нужно считать период  от
половины  V-го  до  средины  IX  века.   Соприкосновение   германцев   с
римско-христианской культурой было тем импульсом, который заставил новые
народности облечь свое обычное право  в  письменные  формулы.  Косвенным
образом это доказывается следующими  фактами:  а)  тем,  что  язык  всех
сборников - латинский; б) что первые своды права являются у народностей,
ранее других вошедших в тесные отношения с римским  миром  -  именно,  у
франков салических и рипуарских, алеманнов,  баварцев  и  т.д.;  в)  что
позже всего создались сборники у тех германцев, которые далеко стояли от
римской  образованности;  так,  у  фризов,  саксов,  англов  и   веринов
(турингов) появляются писанные законы лишь в VIII - IX в. Почти во  всех
сборниках права первоначальный  текст  с  течением  времени  подвергался
значительным изменениям и дополнениям, в виду того, что сборники служили
сводами действующего права и  постоянно  должны  были  отражать  в  себе
перемены, вырабатывавшиеся жизнью в юридических отношениях.
   По содержанию эти сборники  далеко  не  полно  представляют  материал
обычного  права  германских  племен;  в  них  мы  встречаем  только   те
положения,  в  закреплении  которых,  по-видимому,  была   настоятельная
необходимость. Главную их часть  занимает  перечисление  преступлений  и
наказаний;     встречаются     также     постановления      относительно
судопроизводства; изредка попадаются и  гражданско-правовые  узаконения.
Законоположения  государственного  права  находятся  лишь,  в  небольшом
числе, в рипуарском, алеманском и баварском сводах.  Характерной  чертою
всего германского племенного права является принцип личности права  (ему
противополагается принцип территориальности права); так,  по  известному
сборнику права, напр. по  салическому,  мог  судиться  только  тот,  кто
принадлежал по крови к данной, т.е.  салическо-франкской  народности.  В
виду господства этого принципа римляне (или галло-римляне)  судились  по
римским законам, при чем в государствах вестготов и бургундов появились,
в параллель германским  сводам,  особые  сборники  под  названием:  "Lex
Romana Visigothorum", "Lex Romana Burgundionum". Почти  все  "варварские
законы" можно найти, в хороших изданиях, в  отделе  "Leges"  у  Перца  в
"Monumenta Germaniae".
   С. С.
   Варвары.  -  Этим  именем   (barbaroi)   греки   называли   всех   не
принадлежавших к их  народности,  придавая  ему  оттенок  пренебрежения.
Римляне  в  том  же  смысле  употребляли  это  выражение,  называя  всех
не-римлян и не-греков  barbari;  но  в  конце  империи,  в  виду  частых
столкновений с германцами,  этот  термин  преимущественно  прилагался  к
последним. Он настолько вошел в  жизненный  оборот,  что  сами  германцы
стали  называть  себя  barbari,  как  можно  видеть  из  их  юридических
памятников.  Впоследствии  германцы  и  другие  народы   Запада,   желая
обозначить грубость, жестокость  и  вообще  низкое  культурное  развитие
восточных народов, называли их тем же  именем.  В  настоящее  время  это
слово  сделалось  вполне  нарицательным  и   нередко   употребляется   в
общежитии;  необходимо,   однако,   иметь   в   виду,   что   правильное
словоупотребление  не  позволяет  смешивать  это  выражение  с  термином
"дикие, дикари".
   С. С.
   Варган - металлический народный древнерусский музыкальный инструмент.
В. состоит из железного ободка, величиною  с  вершок  и  имеющего  форму
лиры. К нижней, широкой части прикреплена медная  пластинка,  проходящая
вдоль инструмента и между суживающимися его верхними частями. При выходе
своем из ободка, пластинка загнута крючком.  В.  прикладывается  широкой
частью к нижнему ряду зубов и  придерживается  играющим  одной  рукой  и
верхней губой.  Играющий  пропускает  более  сильную  или  слабую  струю
воздуха сквозь В. и в это время приводит пластинку пальцем другой руки в
очень быстрое сотрясение. Инструмент  этот  встречается  и  в  настоящее
время среди русского  народа,  в  особенности  в  поволжских  губерниях.
Характер звука жужжащий и  не  особенно  приятный.  Вероятно  вследствие
этого у русского народа существует выражение "варганить", т.е. нестройно
играть на каком-либо музыкальном инструменте. Касательно самого названия
"варган" следует заметить, что оно напоминает латинское слово organum  -
орган. В летописях наших упоминается о В.,  как  о  военном  музыкальном
инструменте;  но  встречающееся  в  них  слово   "варганы"   обозначает,
вероятно, другой музыкальный инструмент,  более  пригодный  для  военной
музыки, а не тот варган, о котором говорится выше. О  В.  упоминается  в
истории музыки Стаффорда (перевод  Воронова,  Спб.,  1838)  и  у  Фетиса
("Revue musicale", 1832, ј 14).
   Н. Соловьев.
   Вардзия  (замок  роз)  -  знаменитый  в  Грузии  пещерный  монастырь,
находящийся в ахалцихском у., Тифлисской губ., в Хертвисском  ущелье  р.
Куры. Пещеры расположены в несколько этажей;  в  одной  из  них  имеется
бассейн с ключевою водой; всех пещер  около  трехсот.  Главная  церковь,
Успения, была высечена в скале по повелению  царицы  Тамары  и  отца  ее
Георгия XIII в  XII  столетии;  на  стенах  церкви  сохранились  фрески,
изображающие царицу Тамару, ее отца и картину страшного суда. Предание о
погребении в В. царицы Тамары историческими данными  не  подтверждается.
В. была любимым местопребыванием царицы Тамары. В XIV столетии монастырь
был разорен монголами, а  в  XVI  веке  -  персидским  шахом  Тахмасбом,
который  разграбил  богатства  монастыря.   В   недавнее   время   часть
Вардзийского монастыря возобновлена на частные средства.
   В. М.
   Вариация (от латин.  слова  varius,  различный).  -  Вариацией,  т.е.

Страницы: «« « 495   496   497   498   499   500   501   502   503  504   505   506   507   508   509   510   511   512   513  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь