|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 » »» сборники права отдельных германских племен, называемые leges barbarorum
в противоположность leges romanae. Некоторые из этих сборников именуются
pactus, ewa, edictus; так, алеманский свод носит часто название Pactus
Alemannorum, свод права франков - хамавов - Ewa Chamavorum,
лонгобардский сборник - Edictus Langobardorum. Эти вторичные названия
очень важны, с полной очевидностью указывая происхождение сборников.
Дело в том, что тем сборникам, которые являются результатом официальной
кодификации, произведенной по инициативе и при непосредственном участии
короля, соответствует наиболее название edictus; те записи обычного
права, которые сделаны по решению народного собрания выборными сведущими
людьми (sapientes, legislatores), всего точнее обозначаются германским
словом ewa; те своды, появление которых есть результат договора,
соглашения между народом и королем, очень удобно могут быть обозначены
термином pactus. Большая часть сохранившихся до нас сборников
"варварских законов" принадлежит, по своему происхождению, к последней
категории.
Временем появления сводов германских законов нужно считать период от
половины V-го до средины IX века. Соприкосновение германцев с
римско-христианской культурой было тем импульсом, который заставил новые
народности облечь свое обычное право в письменные формулы. Косвенным
образом это доказывается следующими фактами: а) тем, что язык всех
сборников - латинский; б) что первые своды права являются у народностей,
ранее других вошедших в тесные отношения с римским миром - именно, у
франков салических и рипуарских, алеманнов, баварцев и т.д.; в) что
позже всего создались сборники у тех германцев, которые далеко стояли от
римской образованности; так, у фризов, саксов, англов и веринов
(турингов) появляются писанные законы лишь в VIII - IX в. Почти во всех
сборниках права первоначальный текст с течением времени подвергался
значительным изменениям и дополнениям, в виду того, что сборники служили
сводами действующего права и постоянно должны были отражать в себе
перемены, вырабатывавшиеся жизнью в юридических отношениях.
По содержанию эти сборники далеко не полно представляют материал
обычного права германских племен; в них мы встречаем только те
положения, в закреплении которых, по-видимому, была настоятельная
необходимость. Главную их часть занимает перечисление преступлений и
наказаний; встречаются также постановления относительно
судопроизводства; изредка попадаются и гражданско-правовые узаконения.
Законоположения государственного права находятся лишь, в небольшом
числе, в рипуарском, алеманском и баварском сводах. Характерной чертою
всего германского племенного права является принцип личности права (ему
противополагается принцип территориальности права); так, по известному
сборнику права, напр. по салическому, мог судиться только тот, кто
принадлежал по крови к данной, т.е. салическо-франкской народности. В
виду господства этого принципа римляне (или галло-римляне) судились по
римским законам, при чем в государствах вестготов и бургундов появились,
в параллель германским сводам, особые сборники под названием: "Lex
Romana Visigothorum", "Lex Romana Burgundionum". Почти все "варварские
законы" можно найти, в хороших изданиях, в отделе "Leges" у Перца в
"Monumenta Germaniae".
С. С.
Варвары. - Этим именем (barbaroi) греки называли всех не
принадлежавших к их народности, придавая ему оттенок пренебрежения.
Римляне в том же смысле употребляли это выражение, называя всех
не-римлян и не-греков barbari; но в конце империи, в виду частых
столкновений с германцами, этот термин преимущественно прилагался к
последним. Он настолько вошел в жизненный оборот, что сами германцы
стали называть себя barbari, как можно видеть из их юридических
памятников. Впоследствии германцы и другие народы Запада, желая
обозначить грубость, жестокость и вообще низкое культурное развитие
восточных народов, называли их тем же именем. В настоящее время это
слово сделалось вполне нарицательным и нередко употребляется в
общежитии; необходимо, однако, иметь в виду, что правильное
словоупотребление не позволяет смешивать это выражение с термином
"дикие, дикари".
С. С.
Варган - металлический народный древнерусский музыкальный инструмент.
В. состоит из железного ободка, величиною с вершок и имеющего форму
лиры. К нижней, широкой части прикреплена медная пластинка, проходящая
вдоль инструмента и между суживающимися его верхними частями. При выходе
своем из ободка, пластинка загнута крючком. В. прикладывается широкой
частью к нижнему ряду зубов и придерживается играющим одной рукой и
верхней губой. Играющий пропускает более сильную или слабую струю
воздуха сквозь В. и в это время приводит пластинку пальцем другой руки в
очень быстрое сотрясение. Инструмент этот встречается и в настоящее
время среди русского народа, в особенности в поволжских губерниях.
Характер звука жужжащий и не особенно приятный. Вероятно вследствие
этого у русского народа существует выражение "варганить", т.е. нестройно
играть на каком-либо музыкальном инструменте. Касательно самого названия
"варган" следует заметить, что оно напоминает латинское слово organum -
орган. В летописях наших упоминается о В., как о военном музыкальном
инструменте; но встречающееся в них слово "варганы" обозначает,
вероятно, другой музыкальный инструмент, более пригодный для военной
музыки, а не тот варган, о котором говорится выше. О В. упоминается в
истории музыки Стаффорда (перевод Воронова, Спб., 1838) и у Фетиса
("Revue musicale", 1832, ј 14).
Н. Соловьев.
Вардзия (замок роз) - знаменитый в Грузии пещерный монастырь,
находящийся в ахалцихском у., Тифлисской губ., в Хертвисском ущелье р.
Куры. Пещеры расположены в несколько этажей; в одной из них имеется
бассейн с ключевою водой; всех пещер около трехсот. Главная церковь,
Успения, была высечена в скале по повелению царицы Тамары и отца ее
Георгия XIII в XII столетии; на стенах церкви сохранились фрески,
изображающие царицу Тамару, ее отца и картину страшного суда. Предание о
погребении в В. царицы Тамары историческими данными не подтверждается.
В. была любимым местопребыванием царицы Тамары. В XIV столетии монастырь
был разорен монголами, а в XVI веке - персидским шахом Тахмасбом,
который разграбил богатства монастыря. В недавнее время часть
Вардзийского монастыря возобновлена на частные средства.
В. М.
Вариация (от латин. слова varius, различный). - Вариацией, т.е.
Страницы: «« « 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |