Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 503   504   505   506   507   508   509   510   511  512   513   514   515   516   517   518   519   520   521  » »»

думали,  до  избрания  законным  порядком  царя,  поставить   во   главе
временного правительства. Но этого то и боялся Шуйский; его  приверженцы
19 мая кричали на Красной площади, что  царь  нужнее  патриарха,  в  чем
никто не сомневался; думали только, что  нужен  царь  законно  избранный
Земским собором. Приверженцы Шуйского перекричали, и он  был  избран  на
Престол. В записи, данной боярам, В. И. говорил, что он целовал крест на
том, чтобы без суда с боярами - бояр, гостей и торговых людей смертию не
казнить и у семейств их имений не отнимать. О земском строе в записи нет
ни слова, зато велеречиво выставлено  происхождение  Шуйских  от  Кесаря
Августа через Рюрика до прародителя их Александра  Ярославича  Невского.
Это происхождение от  Невского  давало  Шуйскому  перевес  над  Василием
Васильевичем  Голицыным,  происхождение  которого  от  дочери   Донского
забыли, а происхождение его от Гедимина для русских не  имело  значения.
Басня же о происхождении от Августа, сочиненная книжниками, по тщеславию
была усвоена всеми потомками  св.  Владимира.  -  Все  хитрости  Василия
Шуйского не могли  укрыться  от  москвичей,  и  потому  их  должна  была
поразить окружная грамота царя, в которой он уверял, что его просили  на
престол митрополиты, архиепископы, епископы  и  весь  освященный  собор,
также  бояре,  дворяне,  дети  боярские  и   всякие   люди   Московского
государства (С. Г. Г. и договоров, ј149). Здесь В. И. явно играл словами
Московское государство, под которыми часто разумелась только  Москва.  -
Вслед за грамотою царя послана была грамота от московских бояр, дворян и
детей боярских, которая объясняла переворот в ночь на 17 мая и говорила,
что царевич Димитрий подлинно умер и  погребен  в  Угличе,  ссылаясь  на
свидетельство матери и дядей царевича; на престол же сел Гришка Отрепьев
(С. Г. Г. и Д., т. 2, ј142). Мать  царевича,  инокиня  Марфа,  в  особой
грамоте каялась, что она из страха признала самозванца за сына (С. Г. Г.
и Д., т. 2, ј146). По городам и всюду, куда проникали эти  грамоты,  умы
волновались; все в  недоумении  спрашивали:  как  могло  случиться,  что
Гришка  Отрепьев  прельстил  чернокнижеством  и  мать  царевича  и  всех
московских  правителей?  Каким  образом  Москва,  недавно   радовавшаяся
спасению царевича Димитрия,  теперь  извещает,  что  на  престоле  сидел
чернокнижник, вор и самозванец, а не царевич? - "Так настало  для  всего
государства", говорит Соловьев,  "омрачение,  произведенное  духом  лжи,
произведенное делом темным и нечистым,  тайком  от  земли  совершенным",
Вдобавок пошли немедленно слухи о спасении царя Димитрия в  ночь  на  17
мая. Царь В., чтобы отклонить грозившую беду, велел с большим торжеством
перенести тело царевича Димитрия из Углича в Москву,  где  и  причислили
царевича к лику святых. Но и  это  не  подействовало:  опасные  слухи  о
спасении царя не только не прекратились, но еще усилились.  Уже  17  мая
Михаил Молчанов, один из убийц Федора  Годунова,  скрылся  из  Москвы  в
Литву, и на пути, близ Москвы, распускал слух,  что  царь  спасся,  а  в
отдаленных местах - что он сам царь  Димитрий,  спасающийся  из  Москвы;
москвичи же, вместо него, убили другого человека. В то  же  время  князь
Шаховской похитил государственную печать, чтобы произвести новую  смуту.
Царь В., против воли своей, конечно, помог  его  намерению,  сослав  его
воеводою  в  Путивль  за  преданность  названному  Димитрию.   Шаховской
взволновал  Северскую  область,  объявив,  что  царь  Димитрий  жив;   в
Чернигове то же сделал князь Телятевский. В Москве на домах богатых бояр
и иностранцев  появились  надписи,  что  царь  отдает  народу  эти  дома
изменников. Рознь в среде боярства усиливалась с  каждым  часом.  Боярин
Петр Никитич Шереметев составлял заговор с целью  свергнуть  царя  В.  в
пользу князя Мстиславского, за что  и  сослан  был  воеводою  во  Псков.
Опасаясь  излишних  толков  и  волнений  по  поводу   мнимого   спасения
названного Димитрия, царь В. выслал из Москвы  в  города  большую  часть
поляков, а некоторых и совсем освободил. При  таких  обстоятельствах,  в
Новгород-Северской Украйне, при князе Шаховском, явился Болотников,  как
посланный царем Димитрием. Этот бывалый человек,  одаренный  недюжинными
военными  способностями,  умом,  смелостью  и  отвагою,  познакомился  в
Самборе с Молчановым, который разыграл перед ним  роль  спасенного  царя
Димитрия и отправил с письмом к князю Шаховскому,  назначив  Болотникова
воеводою. Болотников призвал к оружию холопов, обещая им волю и  почести
под знаменами Димитрия. -  Горючего  материала  была  такая  масса,  что
громадный пожар не замедлил вспыхнуть: крестьяне поднялись на помещиков,
подчиненные  против  начальников,  бедные  на  богатых.  "Все",  говорит
Костомаров "делалось именем Димитрия". В городах заволновались посадские
люди, в уездах крестьяне; поднялись стрельцы, казаки. У дворян  и  детей
боярских зашевелилась зависть к высшим чинам -  стольникам,  окольничим,
боярам; у мелких промышленников и торговцев - к богатым гостям. Воевод и
дьяков вязали и отправляли  в  Путивль;  холопы  разоряли  дома  господ,
убивали мужчин, насиловали женщин и девиц. В Москве умножились подметные
письма, призывающие народ восстать на царя В.  за  истинного,  законного
государя Димитрия Ивановича. - Царь В. счел эти письма  делом  дьяков  и
велел сличать руки; но виновных не нашли, а дьяков напугали и оскорбили.
Царь Василий выслал против Болотникова князя Трубецкого, который  и  был
разбит на голову под Кромами. Мятеж, после  победы  Болотникова,  принял
огромные размеры. Дворянин Истома Пашков возмутил Тулу, Венев и  Каширу;
воевода Сунбулов и дворянин Прокофий Ляпунов  подняли  Рязанскую  землю.
Прокофий Ляпунов был  истый  рязанец,  отважный,  с  огромной  энергией,
которая  искала  выхода.  В  его  лице  выступает,  в  противоположность
Болотникову, типическая личность другой партии: насколько Болотников был
представителем простонародья, настолько же  Ляпунов  был  представителем
дворян, детей боярских и вообще людей зажиточных.  В  пределах  нынешних
губерний Орловской,  Калужской,  Смоленской  двадцать  городов  восстали
против царя Василия; в Нижегородской области поднялась мордва: в Вятской
области чиновника, посланного царем  В.  для  набора  войска,  встретили
бранью;  в  Астрахани  отложился  воевода  князь   Хворостин.   Как   ни
противоположны были  стремления  Болотникова,  Ляпунова  и  Пашкова,  но
сначала они  действовали  вместе.  Болотников  еще  раз  разбил  царские
войска, уже под начальством князя Мстиславского, при селе Троицком, в 70
верстах от Москвы, и стал в селе Коломенском; но далее Ляпунов, Пашков и
Болотников не могли действовать вместе.  Ляпунов  и  Сунбулов,  опасаясь
торжества Болотникова, а следовательно простонародья, перешли на сторону
царя В. Царь В. пытался склонить  на  свою  сторону  и  Болотникова,  но
последний не прельстился обещаниями и ответил: "Я даль  душу  свою  царю
Димитрию и сдержу клятву; буду в Москве не изменником, а победителем". -
Против Болотникова  выступил  князь  Михаил  Васильевич  Скопин-Шуйский,
племянник царя, и при  деревне  Котлах  разбил  Болотникова,  благодаря,
однако, только переходу Пашкова, во время самого боя,  на  сторону  царя
Василия. После того Болотников засел в Калуге, а затем перешел  в  Тулу.

Страницы: «« « 503   504   505   506   507   508   509   510   511  512   513   514   515   516   517   518   519   520   521  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь