Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 510   511   512   513   514   515   516   517   518  519   520   521   522   523   524   525   526   527   528  » »»

употребляют  В.  с  горизонтальной  стеклянной   трубочкой,   содержащей
жидкость и пузырек воздуха,  как  уровни  астрономических  приборов,  но
менее последних чувствительные. Такой уровень вделывается  в  деревянную
линейку или в одну ветвь наугольника; иногда он  укрепляется  в  средине
легкой металлической четырехугольной рамки, позволяющей прикладывать  В.
как сверху, так и снизу исследуемой поверхности.
   В. Лермантов.
   Помощью В.  можно  измерить  возвышение  одной  точки  местности  над
другой, находящейся в расстоянии не более 2 сажень от первой;  для  этой
цели употребляются В. длиною в  2  сажени.  Вместе  с  В.  устанавливают
рейку. В. кладут одним концом на начальную точку местности, а  другой  с
приставленной к нему рейкою, упирающеюся в землю, двигают то  вверх,  то
вниз до  тех  пор,  пока  шнурок  с  гирькой  не  покроет  черты,  тогда
прочитывают номер  деления  рейки,  приходящегося  против  нижнего  края
ватерпасного бруса: на столько вторая точка местности ниже первой.  Если
нужно определить разность высот двух, более  отдаленных  точек,  то  под
второй конец В. забивают кол настолько, чтобы В., лежа  этим  концом  на
нем, имел горизонтальное положение, а потом, возле этого кола,  забивают
маленький колышек вровень с землею, кладут В. одним концом  на  него,  а
под  другой  забивают  надлежащей  длины  новый  кол,  чтоб   В.   снова
установился горизонтально. Продолжая таким образом работу  по  заданному
направлению, можно измерить высоту одних  точек  над  другими  и  вообще
определить профиль местности.
   Э. Фрик.
   Ватикан - папская резиденция в Риме; дворец расположен на Ватиканском
холме (Mons Vaticanus) к северо-западу от  Тибра,  у  самого  храма  св.
Петра. О начале постройки В. нет точных сведений:  одни  приписывают  ее
Константину В., другие относят первоначальную постройку ко времени  папы
Симмаха (VI в.). Достоверно, только то, что во время приезда Карла В.  в
Рим  для  коронования,  резиденциею  папы  Льва  III  служил  дворец  на
Ватиканском холме;  но  затем  дворец  был  запущен  и  резиденция  папы
перенесена в Латеранский дворец. Только со времени возвращения  папы  из
Авиньона  (1377)  В.  становится  постоянной   папской   резиденцией   и
расширяется целым рядом грандиозных  пристроек.  При  Сиксте  IV  (1471)
построена знаменитая Сикстинская капелла.  При  Иннокентии  VIII  (1490)
воздвигнут вблизи  от  В.  Бельведерский  дворец,  который  архитектором
Браманте был соединен с В. двумя великолепными галереями,  по  поручению
папы Юлия II (1503). Браманте были  также  начаты  окружавшие  двор  св.
Дамаза  ложи,  которые  позже  закончены  и  расписаны  Рафаэлем  и  его
учениками. Папою Павлом III построены капелла Паулинская и рядом  с  ней
т.н. Sala regia (царская зала). При Пии IV  и  Григории  XIII  появились
северное и восточное крыла лож, а Сикст V построил поперечную галерею, в
которой помещается В. библиотека. Климент  XIV  и  Пий  VI  основ.  т.н.
Пиo-клементинский музей, а Пий VII - музей Kиармонтский и провел  вторую
поперечную галерею, т.н. Браччио Нуово (1817 - 22). Григорий XVI основал
музеи Этрусский и Египетский и наконец папа  Пий  IX  покрыл  стеклянной
крышей Ложи Рафаэля и построил четвертую стену двора св.  Дамаза.  Таким
образом В. не представляет собою однородного архитектурного целого;  это
- собрание дворцов, зал, галерей, капелл, по стилю и  времени  постройки
принадлежащих к разным эпохам и заключающих в себе беспримерное собрание
сокровищ архитектуры, живописи и скульптуры.  В  В.  насчитывают  до  20
дворов,  более  200  лестниц  и  12000  комнат.  По  внешнему  виду  это
неправильный  четырехугольник,  тянущийся  с  юга  на  север   в   косом
направлении от храма св. Петра. Продольные - восточный и западный фасады
образованы  двумя  галереями,  соединяющими  старый  В.  с  Бельведером.
Пространство  между  этими   галереями   разделено   двумя   поперечными
галереями: Библиотечной и Браччио Нуово на 3 двора, 1-й, ближайший к В.,
назыв. Бельведерским. В 3-ем дворе разбит сад  т.  наз.  Giardino  dеlla
Pigna. Другой большой сад (Girardino Pontifico) расположен на  запад  от
дворца, на склоне холма, откуда открывается чудный вид на храм св. Петра
и где находится прелестная villa Pia, построенная Пиццо Лигорио для папы
Пия IV, ныне несколько запущенная.
   Главный вход находится со стороны правого крыла колоннады св.  Петра,
близ конной статуи Константина  В.  Главная  лестница,  scala  Regia,  с
великолепной ионической колоннадой (построена при Урбане VIII), ведет  в
царскую  залу(Sala  Regia)  -  служащую  вестибюлем  для  Сикстинской  и
Паудинской капелл. Sala  Regia  украшена  прекрасными  фресками  Вазари,
Саммакини, брат. Цуккеро, Сальвиати и  Сиккиоланте.  Паудинская  капелла
замечательна двумя фресками Микель-Анджело: "Обращение апостола Павла" и
"Распятие ап.  Петра",  значительно  пострадавшими  от  копоти  восковых
свечей. Во время Пасхи здесь совершается богослужение. Во  втором  этаже
находятся знаменитые ложи Рафаэля и 4 залы, так назыв.  Stanze,  которые
Рафаэль с своими учениками расписал по поручению пап Юлия II  и  Льва  Х
(1508 - 20): 1) Stanza de Incendio - с фреской "Пожар г. Борго" - работа
самого Рафаэля; 2) Stanza  della  Segnatura,  с  фресками  "Disputa  del
sacramento", "Парнас" и "Афинская школа";  3)  Stanza  dell'Eliodoro,  с
фресками: "Изгнание Элиодора", "Больсенская обедня", "Встреча  Аттилы  с
папой Львом" и "Освобождение ап.  Петра";  4)  Sala  di  Constantino,  с
фреской "Победа  Константина  В.  над  Максенцием  (работа  учеников  по
картону Рафаэля). Зала Константина ведет в так назыв. Sala de Chiroscuri
(зала светотеней), откуда выходят с одной стороны в капеллу San Lorenzo,
с фресками Фра-Ангелико, а с другой - в галерею Лож. Но главный  путь  в
Ложи идет из двора св. Дамаза по великолепной лестнице из 118  ступеней,
построенной при папе Пие IX.
   Северная часть В.  (Бельведерский  дворец)  занята  Пио-клементинским
музеем, который своим богатством обязан, кроме основателей, папам:  Юлию
II, Льву X, Клименту VII, Павлу III и в особенности Пию  VI  .  В  музей
ведут два вестибюля: четырехугольный, с знаменитым бельведерским  торсом
Геркулеса, и круглый, откуда открывается чудный вид на  панораму  города
Рима. Рядом с круглым вестибюлем - зала Мелеагра, где выставлена  статуя
этого   мифического   охотника.   Из   круглого   вестибюля   входят   в
восьмиугольный бельведерский двор, окруженный  портиком,  поддерживаемым
16 гранитными колоннами. Под  портиком  расставлены  саркофаги,  алтари,
купели,  барельефы  -  все  почти  замечательной  античной   работы.   В
четырехугольных  нишах  красуются  всемирно  известные  статуи:  Аполлон
бельведерский, Лаокоон, Меркурий  или  Антиной  бельведерский  и  Персей
Кановы. Из Бельведерского двора вступают в  галерею  Статуй,  где  между
другими  произведениями  находятся  Аполлон  савроктонский   и   Купидон
Праксителя, Спящая  Ариадна.  Отсюда  чрез  залу  Зверей  (т.  назв.  по
коллекции замечательно исполненных скульптурных фигур животных) вступают

Страницы: «« « 510   511   512   513   514   515   516   517   518  519   520   521   522   523   524   525   526   527   528  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь