Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 519   520   521   522   523   524   525   526   527  528   529   530   531   532   533   534   535   536   537  » »»

так  называем.   классическим   санскритом,   языком   стилизованным   и
канонизованным,  а  потому  и  более  неподвижным.  Изучение   ведийской
литературы ведет свое начало собственно с половины сороковых годов этого
столетия и началось именно с Ригведы.  Первое  сообщение  о  Ведах  было
сделано Кольбруком (Соlebrooke) в 1805 г. ("Asiatic Researches",  VIII),
первая попытка ее издания - Фридр. Розеном, в 1838 г. Особенная  заслуга
в возбуждении интереса к изучению В.  принадлежит  французскому  ученому
Бюрнуфу, который в начале сороковых годов был единственным знатоком В. и
ведийского санскрита. К его  ученикам  принадлежат  Рудольф  Рот  (проф.
тюбингенского унив. ), издавший в 1846 году свою книгу:  "Zur  Literatur
und Geschichte des Veda", составившую эпоху в  данной  области,  и  Макс
Мюллер, начавший в 1849 г. свое большое издание Ригведы, с  комментарием
Саяны (Sayana), в шести томах (Лондон, 1849 - 1874). За ним  последовали
издания: Теод. Ауфрехта (1861 - 1863, VI и VII томы  "Indische  studien"
Вебера, 2-е изд. 1877) в  латинской  транскрипции,  Макса  Мюллера  (без
комментария, в 2-х  томах,  Лондон,  1873,  2-е  изд.,  1877).  Переводы
Ригведы:  первый  -  французский  Langlois   (1848   -   1851),   весьма
произвольный и некритичный; Гроссмана (Лейпциг, 1876  -  1877);  Лудвига
(1876 - 1883, Прага); Гельднера и Кэги: "Siebenzig Lieder  des  Rigveda"
(Тюбинг.,  1875).  Превосходный  словарь  к  Ригведе  издан   Гроссманом
(Лейпциг, 1873). Грамматические работы вообще по ведийскому санскриту: о
глаголе и синтаксисе - Дельбрюка ("Altindisches  Verbum",  Галле,  1874;
"Altindische Syntax", Галле, 1890),  по  именному  склонению  -  Лэнмена
(Lanman, "Noun inflection in the Veda", New-Haven,  1880)  и  др.  Общие
историко-литературный  работы:  Макса  Мюллера,  "History   of   Ancient
Sanskrit Literature" (Лондон, 1859); I. Muir, "Original Sanskrit  Texts"
(Vol. V, Лондон,  1872);  Бергеня  (Bergaigne),  "La  Religion  vedique"
(Париж, 1878 - 1883);  Гейнр.  Циммера,  "Altindisches  Leben"  (Берлин,
1879); Адольфа Кэги, "Der Rigveda" (2 изд., Лейпциг, 1881); Ольденберга,
"Die Hymnen des  Rigveda"  (Bd.  I.  "Metrische  und  textgeschichtliche
Prolegomena", (Берлин, 1888); Пишеля  и  Гельднера,  "Vedische  Studien"
(Stuttgart, 1889) и др.
   Следующим  по  значению  ведийским   сборником   является   Яджурведа
(Yajurveda) или Веда жертвенных формул (yajus -  жертв.  изречение).  Ко
времени возникновения этого памятника индусы уже  вышли  из  Пенджаба  и
заняли  земли  на  востоке  по  Гангу,  Сарасвати  и  др.  рекам;  в  их
государственной и общественной  жизни  наступает  переворот;  из  народа
пастушеского они превращаются в оседлый и  земледельческий.  Развиваются
касты, учение о переселении душ, аскетизм; фантазия  принимает  характер
необузданный и пылкий, граничащий с чудовищностью. Яджурведа,  вместе  с
примыкающими  к  ней  прозаическими  Брахманами,  является  литературным
памятником этого периода, относимого к 1000 - 800  года  до  Р.  Х.  Она
содержит в себе те изречения или стихи, которые должен  был  произносить
жрец, совершавший жертву - Адхварью  (Adhvaryu).  К  ним  присоединяются
примечания,  объясняющие  ритуал,  подчас  весьма  сложный,   и   разные
рассуждения о существе и значении  отдельных  обрядов,  символистические
толкования, легенды и указания  для  жрецов.  Эти  объяснения,  писанные
прозой,  представляют  собой  древнейшую  индийскую,   а   вероятно,   и
индоевропейскую  прозу,  с  которой  могут  мериться  древностью  только
прозаические  места  Авесты.  Яджурведа  сохранилась  в  пяти  различных
редакциях. Древнейшие из  них;  1)  Катхака  (Kathakam,  редакция  школы
Katha),   до   сих   пор   неизданная;    2)    Капиштхала-Катха-Самгита
(Kapishthala-Katha-Samhita, редакция школы Kapishthala
   -   Katha),   имеющаяся   только   в   испорченных    отрывках;    3)
Майтраяни-Самгита  (Matrayani-Samhita,  редакция  школы   Maitrayaniya),
изданная проф. дeрптского университета Леоп. фон-Шредером (Лейпциг, 1881
- 86). К этим редакциям примыкает более  поздняя:  4)  Тайттирия-Самгита
(Taittiriya-Samhita,  в  редакции  школы  Taittiriya),  изданная  Альбр.
Вебером (в лат. транскрипции; 11 и 12 томы "Indische  Studien",  Лейпц.,
1871  -  72).  Эти  четыре  редакции  близки  друг  к  другу   и   носят
собирательное  название  "Черной  Яджурведы".  От  них  отличается:   5)
Ваджасанеи-Самгита (Vajasaneyi-Samhita), самая поздняя и  известная  под
именем "Белой Яджурведы". Она издана также  Вебером  (Берлин  и  Лондон,
1852, 1855, 1859). Прозаическая часть этого сборника выделена  в  особую
книгу - Шатапатха-Брахмана (СatapathaBrahmana, 2-й том издания  Вебера).
Язык Яджурведы - тот же ведийский санскрит,  но  менее  древний,  чем  в
Ригведе;  хотя  и  очень  еще  далекий   от   классического.   Мифология
приблизительно та же, но замечаются уже  некоторые  уклонения:  Вишну  и
Шива более выступают на передний план, чем  в  Ригведе;  нимфы  Апсарасы
получают также больше значения, равно как и бог всех творений Праджапати
(Prajapati: praja = потомство,  pati=  господин,  владыка).  Отличие  от
Ригведы в религиозном отношении  всего  резче  проявляется  в  характере
богопочитания  и  ритуала,  в  теологических  спекуляциях,   проникнутых
символизмом, и в том значении, которое приписывают себе  жрецы-брахманы,
Здесь мы имеем дело уже с крепко  сплотившимся  жреческим  сословием,  с
необыкновенно сложным и богатым ритуалом, чего в Ригведе еще нет. Весьма
важную  роль  играют  в   Яджурведе   легенды,   часто   поэтические   и
глубокомысленные  (Сatapatha-Brahmana),  впоследствии   измельчавшая   и
расплывшаяся в объемистых Пуранах.
   Третьим ведийским сборником является Самаведа  (Samaveda)  или  "Веда
песнопений" (Saman = песня). Это - собрание священных песен, певшихся во
время жертвоприношения Соме: нечто в роде молитвенника. В этом отношении
Самаведа близка к Яджурведе, составленной также для потребностей культа.
В смысле содержания Самаведа близка к Ригведе и совсем  несамостоятельна
так как почти все стихи ее взяты из  Ригведы.  В  двух  ее  книгах  1549
стихов, из которых только 78 не встречаются в Ригведе. Издана она была в
1842 г., с переводом, Стефенсоном и Теодором  Бенжеем  (текст,  перевод,
словарь - Лейпциг, 1848).
   Совсем   иной   характер   носит   четвертый   сборник,   Атхарваведа
(Atharvaveda) или Веда жрецов атхарвов. (20 книг, 160 гимнов, около 6000
стихов). Только небольшая часть  стихов  оказывается  заимствованной  из
Ригведы. Содержание Атхарваведы  составляют  преимущественно  заклинания
против вредоносных божеств, болезней, диких зверей, вражеских  козней  и
т. д., а также заговоры целебного  свойства.  К  ритуалу  она  не  имеет
отношения. Все это  позволяет  думать,  что  Атхарваведа  получила  свое
начало не у жрецов,  а  в  народе.  Язык  новее,  чем  в  Ригведе,  хотя
содержание  часто  свидетельствует   о   глубокой   древности.   Поэтому
Атхарваведа гораздо интереснее и важнее, чем  Я.  и  С.  веды.  Из  всех
четырех Вед она всего дольше не была признаваема канонической книгой,  а
в Южной Индии и до сих пор не считается таковой. Издана Ротом и  Витнеем

Страницы: «« « 519   520   521   522   523   524   525   526   527  528   529   530   531   532   533   534   535   536   537  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь