Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 516   517   518   519   520   521   522   523   524  525   526   527   528   529   530   531   532   533   534  » »»

сведениям имеющимся о назв. обезьянах, они питаются  в  диком  состоянии
исключительно растительною  пищею,  преимущественно  плодами.  Поборники
вегетарианства называют его часто учением о согласной с  природою  жизни
(Naturgemasses Leben), проповедуя  не  только  воздержание  от  животной
пищи, но и всякую трезвость. Они указывают  на  слабую  болезненность  в
своей среде, на опасное возбуждение страстей, вызываемое животною пищею,
наркотиками, алкоголическими напитками и т.д. С этической точки  зрения,
говорят они, самое убиение животных для употребления  в  пищу  их  мяса,
представляет нечто несогласное с природою человека.
   Общества покровительства животным доказывают, что  культурные  народы
давно   признают   необходимость   убиения   животных    за    печальную
необходимость. Общества эти стремятся сколь  возможно  более  уменьшить,
даже совершенно устранить страдания убиваемых или обреченных  на  работу
животных. Вегетарианцы  доходят  в  указанном  отношении  до  крайности,
осуществление которой  в  настоящее  время  не  мыслимо;  но  в  будущем
человечество, силою вещей, все более и более будет приближаться к  идеям
вегетарианцев  даже  и  относительно  убиения  животных,  так  как   оно
постепенно  превратится  из   некрофагов   -   потребителей   мертвечины
(выражение   вегетарианцев)   в   потребителей    плодов    и    овощей.
Антивегетарианцы, обсуждая  вопрос  о  печальной  необходимости  убивать
животных, доходят до другой крайности. Призывая на помощь учение  о  так
называемой "борьбе за существование", они утверждают, что в этой борьбе,
и только в ней, заключается залог прогресса,  залог  усовершенствования.
Видя повсюду непрерывную битву всех против всех они готовы считать,  что
именно борьба поддерживает в  природе  здоровую,  свежую  жизнь,  а  мир
производит болезненность и гниль.  Правильная  точка  зрения,  очевидно,
лежит  между  приведенными  крайностями,   ибо   человечество   очевидно
стремится к упразднению всякой борьбы в своей среде, усиливая  в  то  же
время  свою  борьбу  с  окружающими,  общефизическими  условиями.  Итак,
вегетарианцы не правы только в том отношении, что они полагают возможным
осуществить свое учение в наше  время,  когда  условия  для  этого  мало
благоприятны, что, впрочем, не только не вредно,  но  в  высшей  степени
полезно, ибо они разрабатывают способы питания и вообще образа жизни,  к
которому человечество должно будет примкнуть неминуемо в более или менее
далеком будущем.
   Первое и самое знаменитое вегетарианское общество основано в Англии в
1847 году в Манчестере - это именно "The vegeterian society". Оно  имеет
разветвления по всей Великобритании и Северной Америке. Издает множество
книг ради пропаганды своего учения и в том числе журнал:  "The  dietetic
reformer and vegetarian messenger, the monthly Journal of the vagetarian
Society". В Германии  и  Швейцарии  также  имеются  свои  вегетарианские
общества. Они менее распространены в  странах  более  южных:  в  Италии,
Испании, где мясная пища вообще в гораздо меньшем  употреблении,  чем  в
Северной Европе. Во  Франции,  где  собственно  началась  вегетарианская
проповедь, оно стало распространяться сравнительно недавно,  так  как  и
там мясная пища далеко не  так  распространена,  как  в  более  северных
странах. В России хотя и имеются  вегетарианцы,  но  общества  еще  нет.
Учение это, однако же, все более и более распространяется, и  число  его
адептов, не считая народные массы, которые повсюду держатся растительной
пищи, должно считать десятками тысяч.  В  Англии,  Германии,  Австрии  и
Швейцарии имеются специально для вегетарианцев приспособленные гостиницы
(отели); в одном Лондоне до 30 и ресторанов в Англии  до  60.  Такие  же
учреждения находятся и в  остальных  среднеевропейских  странах.  Усилия
вегетарианской кухни направлены к тому, чтобы придать растительной  пище
возможно большую питательность  и  удобоваримость.  Обращается  внимание
также на вкусность и разнообразие. В гостиницах стараются  удовлетворить
и  остальным  требованиям   вегетарианцев:   обилию   чистого   воздуха,
приспособлениям  к   физическим   упражнениям   и   т.   д.   Литература
вегетарианства весьма обширна. Одно манчестерское общество имеет  в  год
до 50000 франков, употребляемых  им  преимущественно  на  издание  книг.
Приводим заглавия некоторых из этих изданий: Gleises,  "Thalysia  ou  la
nouvelle existence" (Париж, 1821, изд. 2, 1842, 3 части);  Bonnegoy  (du
Vexin), "Le vegetarianisme ou le regime  vegetarian  rationnel"  (Париж,
1891);  "The  vegetarian  Society's  Annual"  (Манчест.);  "Vegetarische
Rundschau" (с 1881); Carlotta Schulz, "Vegetarisches Kochbuch"  (Берлин,
1891); A. H. Бекетов, "Питание человека в настоящем  и  будущем"  (Спб.,
1879); A. Kingsford, "Die Pflanzennahrung bei  den  Menschen"  (Лейпциг,
1891, перевод с английского доктора Адергольдта).
   А. Бекетов.
   Вегетация. - Слово, взятое с латинского, употребляется иногда  вместо
слова растительность или вместо слова прозябание и даже рост.
   Веданта - одна из  шести  главных  школ  индийской  философии.  Слово
ved-anta значит конец  вед.  Первоначально  это  название  относилось  к
трактатам философского и мистического содержания, помещавшимся  в  конце
Вед, в числе так называемых брахман. Большая  часть  этих  теософических
трактатов обозначалась также как тайное учение - упанишад.  Впоследствии
эта  древняя  ведийская  теософия  послужила  основанием   и   священным
авторитетом для ортодоксальной школы индийской метафизики, к  которой  и
перешло название  веданта.  Иначе  она  называется  uttaramimansa,  т.е.
вторая  миманза,  в  отличие  от   первой,   purva-mimansa,   содержащей
религиозно-практическую часть ортодоксального брахманизма (слово mimansa
значит усидчивое исследование). Время возникновения веданты  или  второй
миманзы, как систематического учения, неизвестно, но  во  всяком  случае
принадлежит  к  эпохе  послебуддийской,  так  как   уже   в   древнейшем
ведантийском сочинении - Брахма-Сутре
   - встречается, между прочим,  полемика  с  буддистами  по  вопросу  о
реальности внешнего мира. Названное  классическое  сочинение  ведантизма
написал, по  преданию,  мудрец  Бадараяна  (по  некоторым  -  Вьяса),  а
комментарием снабдил Санкара (или Санкарачарья). О времени жизни первого
совершенно ничего неизвестно, Санкара же, по общепринятому  мнению,  жил
около VIII в. по Р. X.
   По учению веданты (как оно излагается в  Брахма-Сутре  и  комментарии
Санкары), источник истинного ведения (vidyа)  есть  откровение  (сruti).
Откровением признается  здесь  все  содержание  вед,  которые  произошли
раньше мира, из дыхания верховного существа (Брахмы),  и  лишь  записаны
впоследствии древними  святыми  мудрецами  (rishi).  Как  действительным
источником  и  авторитетом,  ведантийские   философы   пользуются   лишь
позднейшею, теософическою частью вед, т.е. упанишадами. Для пояснения  и
дополнения того, что дано в откровении, служит предание  (smriti),  куда
относятся, между прочим, книги Ману и Багавадгита (теософический  эпизод

Страницы: «« « 516   517   518   519   520   521   522   523   524  525   526   527   528   529   530   531   532   533   534  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь