|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 805 806 807 808 809 810 811 812 813 814 815 816 817 818 819 820 821 822 823 » »» первая попытка новой русской литературы возбудить интерес к реальному
народному быту, то еще несравненно большую важность имел "Антон
Горемыках, где интерес перешел в самую горячую симпатию и где так
рельефно обрисовано тягостное и бесправное положение крепостного
крестьянина. "По прочтении этой трогательной повести", говорил
Белинский, "в голову читателя поневоле теснятся мысли грустные и
важные". Сколько-нибудь определеннее великий критик и пламенный демократ
не мог выразиться, но в те времена умели читать между строк, и "важные"
мысли о крепостном праве действительно теснились в голове всякого
читателя "Антона Горемыки", хотя прямого протеста в нем нет и быть не
могло по цензурным условиям. Сам автор, правда, закончил повесть тем,
что выведенные из терпения крестьяне поджигают дом ненавистного
управляющего и его самого бросают в огонь. Но просвещеннейший из
цензоров 40-х годов, Никитенко, переделал конец и совершенно несообразно
с общим складом характера главного героя заставил его пристать к
конокрадам и потом каяться миру, перед отправлением в Сибирь. Скомканный
и неестественный конец повести нимало, однако, не ослабил общего смысла
повести, которая производила потрясающее впечатление. Историческое
значение "Антона Горемыки", вообще, не меньше, чем "Записок Охотника".
Уступая им в художественных достоинствах и в глубине народной
психологии, "Антон Горемыка" яснее и непосредственнее обрисовывал ужасы
крепостного права. Если возводить 19-ое февраля к его литературному
генезису, то слезы, пролитые над "Антоном Горемыкой", занимают в нем
такое же почетное место, как чувство глубокого уважения к народу,
которое читателя "Записок Охотника" приводило к убеждению, что народ
достоин свободы.
В "Деревне" и "Антоне Горемыке" Г. сразу достиг кульминационного
пункта своего творчества. Талант, по художественным достоинствам своим,
второстепенный, Г. только потому создал эти две перворазрядные по своему
историческому значению вещи, что в них ему удалось уловить "момент" и
заставить биться, согласно с собственным сердцем, сердца всего что было
в русском обществе хорошего и честного. Но стоило пройти "моменту",
стоило общественному сознанию вступить в дальнейший фазис своего
поступательного движения - и Г., ничуть не утратив основных свойств
своего дарования, уже не мог идти в первых рядах. Все остальные,
многочисленные произведения Г. из народной жизни написаны с не
ослабевшей симпатией к народу; но уже не было надобности возбуждать эту
симпатию в читателе. Семена, брошенные "Антоном Горемыкой", взошли
пышным цветом, и потому "Рыбаки", "Переселенцы" и др. уже мало кого
волновали. Следует прибавить, впрочем, что и в чисто художественном
отношении пространные народные романы Г. уступают первым его повестям.
Правда, язык в них по-прежнему прост и естественен, прекрасные описания
природы соответствуют действительности, фабула интересна, но в общем
романы растянуты и страдают мелодраматизмом и искусственными эффектами.
Упреки в "пейзанстве", т. е. в том, что российским незамысловатым
мужичкам приданы Г. совершенно несвойственные им французскоромантические
качества, в известной степени справедливы по отношению к большим его
народным романам. Идеализации в них действительно не мало. Вне
изображения народной жизни, произведения Г. не представляют собою
литературного интереса. Его "петербургские" повести, в которых
обыкновенно фигурируют мелкие франты и люди, неудачно лезущие в знать,
его натянуто юмористические очерка и даже описание путешествия - все
это, говоря кудреватым выражением Белинского, ничего не прибавило к
"тоталитету" известности Г. Некоторое исключение составляет только
позднейшая повесть Г. "Акробаты благотворительности", где верно схвачены
типичные черты петербургской карьеристской филантропии.
С.Венгеров.
Григорьев (Аполлон Александрович) - один из выдающихся русских
критиков. Род. в 1822 г. в Москве, где отец его был секретарем
городского магистрата. Получив хорошее домашнее воспитание, он окончил
московский университет первым кандидатом юридического факультета и
тотчас же получил место секретаря университетского правления. Не такова,
однако, была натура Г., чтобы прочно осесть где бы то ни было. Потерпев
неудачу в любви, он внезапно уехал в Петербург. пробовал устроиться и в
Управе Благочиния, и в Сенате, но, по вполне артистическому отношению к
службе, быстро терял ее. Около 1845 г. он завязывает сношения с "Отеч.
Зап.", где помещает несколько стихотворений, и с "Репертуаром и
Пантеоном". В последнем журнале он написал ряд мало чем замечательных
статей во всевозможных литературных родах: стихи, критические статьи,
театральные отчеты, переводы и т. д. В 1846 году Г. издал отдельною
книжкою свои стихотворения, встреченные критикою не более как
снисходительно. Впоследствии Г. не много уже писал оригинальных стихов,
но много переводил: из Шекспира ("Сон в летнюю ночь", "Венециан. купца",
"Ромео и Джульету") из Байрона ("Паризину", отрывки из "Чайльд Гарольда"
и др.), Мольера, Делавиня. Образ жизни Г. за все время пребывания в
Петербурге был самый бурный, и злосчастная русская "слабость", привитая
студенческим разгулом, все более и более его захватывала. В 1847 т. он
переселяется обратно в Москву, становится учителем законоведения в 1-й
моск. гимназии, деятельно сотрудничает в "Моск. Город. Листке" и пробует
остепениться. Женитьба на Л. Ф. Корш, сестре известных литераторов, не
надолго сделала его человеком правильного образа жизни. В 1850 г. Г.
устраивается в "Москвитянине" и становится во главе замечательного
кружка, известного под именем "молодой редакции Москвитянина". Без
всяких усилий со стороны представителей "старой редакции" - Погодина и
Шевырева, как-то сам собою вокруг их журнала собрался, по выражению Г.,
"молодой, смелый, пьяный, но честный и блестящий дарованиями" дружеский
кружок, в состав которого входили: Островский, Писемские, Алмазов, А.
Потехин, Печерский-Мельников, Эдельсон, Мей, Ник. Берг, Горбунов и др.
Никто из них не был славянофилом правоверного толка, но всех их
"Москвитянин" привлекал тем, что здесь они могли свободно обосновывать
свое общественно-политическое миросозерцание на фундаменте русской
действительности. Г. был главным теоретиком кружка и знаменосцем его. В
завязавшейся борьбе с петербургскими журналами оружие противников всего
чаще направлялось именно против него. Борьба эта Г. велась на
принципиальной почве, но ему обыкновенно отвечали на почве насмешек, как
потому, что петербургская критика, в промежуток между Белинским и
Чернышевским, не могла выставить людей способных к идейному спору, так и
потому, что Г. своими преувеличениями и странностями сам давал повод к
насмешкам. Особенные глумления вызывали его ни с чем несообразные
восторги Островским, который был для него не простой талантливый
Страницы: «« « 805 806 807 808 809 810 811 812 813 814 815 816 817 818 819 820 821 822 823 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |