Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 807   808   809   810   811   812   813   814   815  816   817   818   819   820   821   822   823   824   825  » »»

"органической" теории, последователями которой он считал  также  Ренава,
Эмерсона и Карлейля. А "исходная, громадная руда"  органической  теории,
по Григорьеву, - "соч. Шеллинга во всех  фазисах  его  развития".  Г.  с
гордостью называл себя учеником этого "великого учителя". Из преклонения
перед органической силой жизни в ее разнообразных  проявлениях  вытекает
убеждение Г., что  абстрактная,  голая  истина,  в  чистом  своем  виде,
недоступна нам, что мы можем усваивать только истину цветную, выражением
которой может быть только национальное искусство. Пушкин велик отнюдь не
одним размером своего художественного  таланта:  он  велик  потому,  что
претворим  в  себе  целый  ряд  иноземных   влияний   в   нечто   вполне
самостоятельное. В Пушкине в первый раз обособилась и ясно  обозначилась
"наша  русская  физиономия,  истинная  мера  всех  наших   общественных,
нравственных и художественных  сочувствий,  полный  очерк  типа  русской
души". С особенною  любовью  останавливался,  поэтому,  Г.  на  личности
Белкина, совсем почти не  комментированной  Белинским,  на  "Капитанской
дочке" и "Дубровском". С такою же любовью останавливался он  на  Максиме
Максимовиче из "Героя нашего времени" и  с  особенною  ненавистью  -  на
Печорине, как одном из "хищных" типов, которые совершенно чужды русскому
духу.
   Искусство, по самому существу своему, не  только  национально  -  оно
даже местно. Всякий талантливый писатель есть неизбежно "голос известной
почвы, местности, имеющей право на свое гражданство,  на  свой  отзыв  и
голос в общенародной жизни, как тип,  как  цвет,  как  отлив,  оттенок".
Сводя таким образом искусство к почти бессознательному творчеству, Г. не
любил даже употреблять слово: влияние, как нечто чересчур абстрактное  и
мало стихийное, а вводил новый термин "веяние".  Вместе  с  Тютчевым  Г.
восклицал, что природа  "не  слепок,  не  бездушный  лик,  что  прямо  и
непосредственно

   В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь,  в  ней  есть
язык.

   Таланты  истинные  охватываются  этими  органическими  "веяниями"   и
созвучно вторят им в своих произведениях.  Но  раз  истинно  талантливый
писатель есть стихийный отзвук органических сил,  он  должен  непременно
отразить какую-нибудь неизвестную еще сторону  национально  органической
жизни данного народа, он должен сказать "новое слово". Каждого писателя,
поэтому, Г. рассматривал прежде всего по отношению к тому, сказал ли  он
"новое слово".  Самое  могущественное  "новое  слово"  в  новейшей  рус.
литературе сказал Островский;  он  открыл  новый,  неизведанный  мир,  к
которому  относился  отнюдь  не  отрицательно,  а  с  глубокою  любовью.
Истинное значение Г. - в красоте его собственной  духовной  личности,  в
глубоко искреннем стремлении к безграничному в светлому идеалу.  Сильнее
всех  путанных  и  туманных  рассуждений  Г.   действует   обаяние   его
нравственного существа,  представляющего  собою  истинно  "органическое"
проникновение лучшими  началами  высокого  и  возвышенного.  Ср.  о  нем
"Эпоху" (1864 ј8 и 1865 ј2).
   С. Венгеров.
   Гризайль (Grisaille) - живопись, исполненная  исключительно  белою  и
черною красками и сырыми тонами, происходящими от их смешения.  Название
Г. одинаково применимо  и  к  одноцветным  картинам,  писанным  масляною
краской, и к рисункам, сделанным  акварелью,  напр.  китайскою  тушью  с
белилами или без оных; но название это присвоено  преимущественно  таким
произведениям  кисти,  которые  составляют  подражание  барельефам   или
горельефам. Хотя в гризайлях подобного рода  довольствуются  по  большей
части передачею эффекта совершенно белых скульптурных работ, однако, при
их исполнении  необходимо  принимать  в  расчет,  что  в  натуре  всегда
встречаются оттенки различных тонов, зависящие от  источника  освещения,
от рефлексов, от вещества, из которого сделан рельеф и т. п.,  а  потому
иметь на палитре, сверх белой и черной красок, еще и другие  -  голубую,
коричневую, красную, желтую и даже малиновую.
   А. С - в.
   Гризингер (Wilhelm Griesinger, 1817 - 1868) - основатель  современной
школы научной психиатрии в Германии. Одаренный редкими способностями, он
уже после двухлетней службы в заведении  для  умалишенных,  в  1845  г.,
написал руководство по душевным болезням "Die  Pathologie  und  Therapie
der psychischen Krankheiten", которое обратило на  себя  общее  внимание
врачебного мира  и  вскоре  было  переведено  на  несколько  иностранных
языков, в том числе и на  русский.  В  Германии  оно  при  жизни  автора
выдержало три издания, затем по смерти его  вышло  вновь  в  1871  г.  и
недавно (1892 г.) опять издано в переработанном виде. Гризингер  внес  в
психиатрию рационально-психологическую точку зрения, и его  учебник  был
настольной книгой  психиатров  в  различных  странах  Европы  в  течение
нескольких  десятилетий.  Кроме  того,  он  опубликовал  в   специальных
журналах различные мелкие статьи по невропатологии и психиатрии, а также
большое сочинение об инфекционных болезнях. В течение двух лет  (1849  -
51) он состоял лейб-медиком египетского хедива и  заведующим  санитарной
частью в Египте. С  1854  по  1865  г.  Г.  занимал  кафедру  внутренних
болезней в Тюбингене и Цюрихе, а с 1865 г. сделался проф.  психиатрии  в
Берлине. Хотя уже спустя три года он умер вследствие  острого  кишечного
страдания, но и в течение столь короткого времени он  чрезвычайно  много
сделал для развития преподавания нервных и душевных болезней в Германии.
Г. первый учредил психиатрическую клинику на строго  научных  началах  и
установил неразрывную связь  между  нервными  и  душевными  болезнями  в
преподавательском  отношении.  Он  основал  существующие  до   сих   пор
медико-психологическое  общество  в  Берлине  и  журнал  -  "Archiv  fur
Psychiatrie and Nervenkrankheiten".
   П. Розенбах.
   Гризли  (Ursus  cinereus  Desm.,  Grizzly-bear  американцев)  -   вид
медведей, водящийся в Северной Америке. По внешнему виду похож на нашего
медведя, но крупнее его;  тогда  как  европейский  бурый  медведь  редко
достигает длины в 2,2 м.,  длина  Г.  обыкновенно  доходит  до  2,3  м.,
нередко даже до 2,5 м.; вес тела бывает до 450  кгр.  (более  25  пуд.).
Тело покрыто длинным, густым, косматым мехом; на голове коротко  волосы.
Окраска   волос   представляет    переходы    от    железно-серого    до
светло-красно-бурого цвета. От европейского медведя Г. отличается  также
более коротким черепом, выпуклостью  носовых  костей,  широким,  плоским
лбом, короткими ушами и хвостом, а в особенности огромными, до  13  стм.
длины,   сильно   изогнутыми,   беловатыми    когтями.    Область    его
распространения занимает западную часть Северной Америки, в южных штатах

Страницы: «« « 807   808   809   810   811   812   813   814   815  816   817   818   819   820   821   822   823   824   825  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь