Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 878   879   880   881   882   883   884   885   886  887   888   889   890   891   892   893   894   895   896  » »»

(главнейшим социальным условием  последнего  является  брачность),  и  в
перемещении масс населения из одних местностей  в  другие  (механическое
движение населения).
   А.Я.
   Демократия. - Слово Д. происходит  от  греческих  dhmoV  и  kratia  -
буквально народовластие. Им обозначаются: 1) государственное устройство,
где власть принадлежит народу, или где интересы народа стоят  на  первом
плане, и 2) самые народные массы, раз они сознанием  общности  интересов
или другими условиями объединены в класс, ведущий борьбу за преобладание
или за реформы в свою пользу. Аристотель (в "Политике")  классифицировал
государства по двум признакам: 1) субъекту власти и 2)  направлению  его
деятельности.  В   монархиях   власть   принадлежит   одному   лицу,   в
аристократиях - нескольким, просто в политейях -  многим.  Когда  власть
перестает действовать в общих  интересах  и  начинает  руководствоваться
своекорыстными побуждениями, правильные формы  правления  вырождаются  в
неправильные (parekbaseiV) - тиранию, олигархию  и  Д.  или  охлократию.
Впоследствии название Д.  установилось  за  Аристотелевой  политейей,  а
охлократии - за ее неправильной формой, и в таком виде классификация,  в
древности вполне соответствовавшая действительности, вошла в  древнюю  и
средневековую литературу. Только у  Полибия  и  Цицерона  появилась  еще
смешанная форма госуд. устройства, образец которой  видели  в  Риме.  На
рубеже новой истории (у  Макиавелли,  напр.)  принцип  классификации  по
целям, преследуемым  правительством,  подвергся  строгой  критике,  а  с
развитием представительных форм госуд. устройства и с  новым  пониманием
демократического принципа - и вовсе был оставлен.
   В демократиях древней Греции (наиболее типичною из  них  были  Афины)
каждый свободный гражданин, по достижении  совершеннолетия,  имел  право
принимать активное участие в обсуждении  общественных  дел;  каждый  мог
быть   избран   для   отправления    любой    общественной    должности,
административной, судебной или  военной;  суд  производился  всенародно.
Моментом, определяющим понятие Д.  в  древности,  было,  таким  образом,
участие  каждого  свободного  гражданина  в  управлении,  но  не  личная
свобода; напротив, власть государства  над  личностью  и  собственностью
даже  свободных  граждан  была  весьма  велика,  а  личная  свобода   (в
современном  смысле)  весьма  ограничена.  Еще  менее  определялась   Д.
равенством, оно совершенно нарушалось рабством, да и в  среде  свободных
граждан существовали очень важные сословные  деления  (напр.,  в  Афинах
различались эвпатриды, феты и др.). Позже эти деления, правда, исчезают,
но  заменяются  разделением  по  богатству,  которое  имело  не   только
экономический, но и юридический  характер  (в  законодательстве  Солона,
напр.) и вело за собою различие в государственных правах и обязанностях.
Борьбою низшего класса против  высшего  нередко  пользовались  отдельные
лица, которым, при поддержке низших,  удавалось  добиваться  единоличной
власти. Таким образом уже в древней Греции  мы  видим  примеры  монархии
демократической по своему происхождению и по своим стремлениям, если  не
по организации. История Д. в  Риме  довольно  похожа  на  ее  историю  в
Греции. В начале мы видим, как и  в  Греции,  царскую  власть,  рядом  с
которой стоят, во-первых, сенат,  во-вторых  -  народ,  собирающийся  по
куриям. Но это не была еще Д. ни в  древнем,  ни  в  современном  смысле
слова; в древнем - потому что власть все-таки принадлежала одному  лицу,
в современном - потому что в куриатских комициях участвовали лишь  главы
патрицианских семей. Цари, стремясь к  расширены  власти,  опирались  на
плебс:  но  борьба  кончилась  их  поражением  и   установлением   чисто
аристократической республики. Однако, плебс мало-помалу отвоевывал  себе
право за правом, как в области гражданского и уголовного права, так и  в
области  политической.  С  получением  плебеями  доступа   к   жреческим
должностям исчезло сословное различие, и Рим стал Д.  в  древнем  смысле
слова. На  смену  сословной  розни  является  рознь  экономическая;  она
приводит  к  победе  цезаризма,   опирающегося   на   пролетариат,   над
республикой демократической (или смешанной, по терминологии Полибия)  по
своим политическим формам, но  решительно  враждебной  интересам  бедных
классов населения.
   В средние века на первый  план  истории  выступают  новые  народы.  У
славянских  племен  общественные  дела  решаются  на  вече.  Всего  ярче
выразилось  и  всего  дольше  у  русских  славян   сохранилось   вечевое
устройство  в  Новгороде.  Демократическое  начало  было   проведено   в
организации государственной власти в Новгороде довольно  последовательно
- быть может последовательнее, чем в греческих демократиях,  потому  что
невольничество и разделение сословий, хотя и существовали, но не  играли
такой роли. У германских племен демократическое  начало  было  проведено
слабее. Германские государства (civitates) сами решали все касавшиеся их
вопросы на собраниях полноправных граждан;  там  же  выбирались  герцоги
(военачальники) и короли,  власть  которых  сперва  была  весьма  слаба.
Первоначально    демократические,    народные    собрания    мало-помалу
превратились  в  собрания  исключительно  аристократические,   что   шло
параллельно с феодализацией политического быта. Очагом  нового  развития
демократических принципов (в современном  смысле  слова)  во  всей  зап.
Европе явились города, с своим промышленным и торговым населением,  хотя
и тут весьма рано настоящая Д. (popolo minuto в Италии и т.  п.  )  была
отодвинута на задний план патрициатом (popolo grasso в Италии и т.  п.).
На горожан опирались короли в  своей  борьбе  с  феодализмом;  но  когда
политическое значение  дворянства  было  сломлено,  королевская  власть,
мало-помалу  сделавшаяся  абсолютной,  отказалась  от  своего  союза   с
демократическими элементами общества  и  стала  поддерживать  социальные
привилегии духовенства и знати. В  это  именно  время  в  юридических  и
политических   науках    оставляется    аристотелевская    классификация
государственных форм, как совершенно несоответствующая  обстоятельствам.
На смену ей появляется деление по источнику власти и правам правящих лиц
- на монархии неограниченные, монархии  ограниченные  и  республики.  На
смену понятия о Д.,  как  форме  государственного  устройства,  является
понятие о демократических (в противоположность аристократическим)  идеях
или началах, на которых  может  быть  построена  всякая  государственная
форма; можно с таким же правом говорить об аристократической  республике
или демократической монархии, как и обратно.
   Несмотря на торжество аристократической  и  неограниченной  монархии,
демократические идеи не  заглохли.  В  течение  XVIII  века  они  сильно
распространились и сделались  более  сознательными  в  среде  городского
населения  или  так  называемого  третьего  сословия.  Наиболее   смелым
выразителем  этих  идей  был  Ж.  Ж.  Руссо,  который  клал   в   основу
желательного государственного строя полное равенство  всех  граждан.  Он

Страницы: «« « 878   879   880   881   882   883   884   885   886  887   888   889   890   891   892   893   894   895   896  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь