Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 875   876   877   878   879   880   881   882   883  884   885   886   887   888   889   890   891   892   893  » »»

известного тогда мира. Уже в VIII - VII вв. Д. оракул знаменит в дальних
странах.  Этруски  имеют  свою  сокровищницу  в  Д.;  Мидас  фригийский,
Тарквиний Гордый,  лидийские  цари  династии  Мермнадов  спрашивают  его
совета и приносят ему дары. Получив такое значение и  разбогатев,  город
Д., выросший вокруг святыни Аполлона, не желал находиться в  зависимости
от Крисы, в области которой находилось святилище.  Между  ними  начались
недоразумения, разрешившиеся  в  начале  VI  в.  так  называемой  первой
священной войною амфиктионов.  Криса  была  разрушена  и  территория  ее
посвящена богу. В память этого были учреждены пифийские игры (около  590
г. до Р. X.). В 548 г. древний храм сгорел. Возобновление его, с помощью
стекавшихся  отовсюду  пожертвований,  принял  на  себя   афинский   род
Алкмеонидов.  Строил   его   коринфский   зодчий   Спинфар.   Во   время
грекоперсидских войн Д. святилище было, по преданию, спасено  от  отряда
варваров  самим  богом.  В  эту  эпоху  Д.  политически  принадлежали  к
Фокейскому  союзу.  В  448  г.  они  отделились  от  союза,  при  помощи
спартанцев, но тотчас же были насильно возвращены в его среду фокейцами,
которым помогли афиняне. Лишь по Никиеву миру (421 г.) афиняне  признали
независимость Д. и неприкосновенность направлявшихся  туда  богомольцев.
Во время священной войны IV в. (355 - 346), Д. были захвачены и  впервые
укреплены фокейцами, а сокровища храмовые разграблены и  употреблены  на
военные  издержки.  В  македонскую  эпоху  значение  Д.  упало,  но  они
продолжали быть центром амфиктионии,  так  что  даже  этолийцы  в  эпоху
своего наибольшего преобладания (III в.) действовали именем Д. В 279  г.
Д. подверглись нападению диких орд  галлов,  но  были  спасены,  главным
образом, этолийцами. Оракул продолжал существовать во всю римскую эпоху,
вплоть до Феодосия В., который приказал закрыть его (около 390 г. по  Р.
X.). Предсказания еще в эпоху Плутарха давно уже  перестали  даваться  в
метрической форме.
   Подробное описание святилища дает Павзаний в Х книге своего "Описания
Эллады". При входе с В в город Д. находилось несколько храмов; важнейший
из них был посвящен Афине  Предхрамной  (A.  Pronaia).  Далее  следовало
святилище "Героя Стража"  и  гимназия.  Между  этими  зданиями  и  самым
святилищем, окруженным стеною, протекал ручей Касталия,  берущий  начало
из  ущелья  между  двумя  скалами  -  Фэдриадами,  у  подножья   которых
находилось святилище. Дар вдохновения стал приписываться  Касталии  лишь
римскими поэтами. Священный округ был наполнен  статуями,  всякого  рода
посвятительными  сооружениями,  доходившими  иногда  до  размеров  целых
зданий и т. п. Самый храм был построен в дорическом стиле и имел богатый
скульптурный убор. Весь архитрав был увешан щитами, добытыми от персов и
галлов. В пронаосе  были  начертаны  изречения  семи  мудрецов  ("Познай
самого себя", "Ничего чрез меру" и т. д.) и находилось загадочное  Е,  в
трех экземплярах: деревянном, посвященном  7-ю  мудрецами,  бронзовом  -
афинянами и золотом - императрицей Ливией. В самом святилище, куда никто
кроме пифии и жрецов не допускался, находилась  знаменитая  расселина  в
скале, из которой выходили одуряющие пары. Над ней стоял  треножник,  на
который садилась пифия, для  приведения  себя  в  экстаз,  под  влиянием
паров. Первоначально пифия выбиралась из молодых девушек, но после того,
как одна из них не соблюла невинности, выбирали пожилую девушку. На краю
расселины находился ключ  Кассотида,  воду  которого  пила  пифия  перед
гаданием, и лавровое дерево, листья  которого  она  жевала.  Дерево  это
каким-то  неизвестным  способом  приводилось  в  содрогание.  Здесь   же
находился так наз. "пуп земли" - конусообразное возвышение  из  мрамора,
обвитое  священными  повязками.  Из  бесчисленного   количества   всяких
посвящений (после массового вывоза произведений  искусства  в  Рим,  при
Нероне, оставалось еще до 3000 статуй)  заслуживает  особого  упоминания
колоссальный золотой треножник, посвященный греками из варварской добычи
после Платейской битвы. Золотая чаша его подперта была  снизу  бронзовой
колонной, в виде трех свившихся змей. Все золотые  части  стали  добычей
фокийцев, бронзовая же колонна, на которой написаны имена всех греческих
государств, сражавшихся с персами, перевезена  была  Константином  В.  в
Константинополь, где она и теперь находится. На  стенах  так  называемой
"Лесхи  Книдийцев"  находились   знаменитейшие   композиции   Полигнота,
изображавшие падение Трои  и  подземное  царство.  Близ  Д.,  в  отрогах
Парнаса, сталактитовый грот, посвященный в древности нимфам и Пану.
   До последнего времени в Д.  производились  раскопки  франц.  афинской
археологической школой в весьма скромных размерах. Найдены фундаменты  и
некоторые архитектурные части  храма,  причем  в  стене,  облицовывающей
фундамент, оказалось  более  600  надписей,  большею  частью  касающихся
отпущения  на  свободу  рабов.  Главной   помехой   к   систематическому
исследованию Д. служило то,  что  на  самом  месте  святилища  находится
деревушка  Кастри,  дома  которой  почти  целиком  состоят  из   древних
обломков. В последнее время франц. правительству удалось преодолеть  это
затруднение.  Оно  заключило  с  греческим  правительством  договор,  по
которому последнее берет на себя  экспроприацию  Кастри,  а  французское
правительство производит  за  свой  счет  раскопки.  Найденные  предметы
составляют достояние Греции. Франц. правительство  имеет  исключительное
право на воспроизведение и издание всех найденных предметов в течение  5
лет. Конвенция имеет силу в течение 10 лет со дня  подписания  (13  апр.
1891 г.). См. P. Foucart, "Memoire  sur  les  ruines  et  l'histoire  de
Delphes"  ("Archives  des  Missions  Scientif.",  1865);   A.   Mommsen,
"Delphica"; Pomtow, "Beitrage zur Topographie von D." (Б., 1890).
   А. Щукарев.
   Деметра (Dhmhthr) - дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса,  занимала,  как
богиня земледелия, гражданского устройства и брака, видное место в греч.
мифологии. Миф о ней и о дочери ее Персефоне подробно изложен в одном из
так  назыв.  гомеровских  гимнов.  Аид,  с  согласия   Зевса,   похищает
Персефону; Д., после  тщетных  поисков,  узнает  об  этом  от  Аполлона.
Разгневанная, она покидает  Олимп;  земля  становится  неплодородной,  и
Зевс, чтобы успокоить Д., посылает Гермеса в преисподнюю за  Персефоной,
которая отныне могла лето проводить  у  матери,  зимой  же  должна  была
оставаться в подземном царстве у  Аида.  Тогда  Д.  делает  землю  снова
плодородной и возвращается на Олимп, предварительно  научив  елевзинских
правителей, Триптолема, Диокла, Евмолпа  и  Келея,  приношению  жертв  и
елевзинским таинствам. В особенности Триптолем, ее любимец, был назначен
ею для распространения земледелия  и  ее  культа.  Елевзин  был  главным
местом  культа  Д.  Миф  о  Д.   и   Персефоне,   представляющий   собою
произрастание и умирание полевых растений, посев и жатву, был  предметом
распространившихся затем во всей Греции елевзинских таинств. В культе Д.
было и другое символическое  значение:  женское  плодородие,  рожание  и
воспитание детей, и Д., как богиня  брака  и  семейной  жизни,  особенно

Страницы: «« « 875   876   877   878   879   880   881   882   883  884   885   886   887   888   889   890   891   892   893  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь