Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 867   868   869   870   871   872   873   874   875  876   877   878   879   880   881   882   883   884   885  » »»

видов окрашивания.  Если  произнесение  символически  отражает  сущность
самого понятия, с этим словом соединенного, то  такое  окрашиванье  есть
объективное; при нем лицо говорящего ничем не проявляется и  остается  в
стороне. Если  в  произнесении  слова  отражается  настроение,  чувство,
аффект, вообще отношение говорящего, то окрашиванье будет  субъективным.
Если же, кроме всего этого, будут отражены личные, характерные  свойства
и особенности  говорящего,  то  окрашивание  будет  индивидуальным.  Все
бесконечное разнообразие таких окрашиваний подходит под несколько  видов
общих или основных окрашиваний. Их насчитывается  шесть  пар:  темное  и
светлое,  сжатое  и  открытое,  тяжелое  и  легкое,  твердое  и  мягкое,
спокойное и живое, холодное и горячее. Способ произнесения слов с  целью
какого бы ни было окрашиванья приводится,  в  техническом  отношении,  к
применению все тех же рычагов тона, которые  служат  и  для  образования
всех   остальных   приемов   художественного    тонирования.    Чувством
символического соответствия руководится человек и при выборе подходящих,
по его мнению, темпа, т. е. скорости движения речи, лада,  т.  е.  строя
голосовых звуков, и тембра, т. е. характера самих звуков (Tonfarbe). Что
касается до степени тонирования, которою связуются  и  объединяются  все
художественные приемы в  одно  гармоничное  целое,  то  ею  должны  быть
уловлены все подробности содержания путем соответственных увеличений или
уменьшений тонирования, т. е. применением в большей или меньшей  степени
известных  комбинаций  все  тех  же  рычагов  тона.  Как  в   логическом
тонировании  степени  его  следовали  законам   логической   перспективы
содержания, так в художественном тонировании степени его  должны  строго
соответствовать большей или меньшей важности тонируемой  части  в  общем
плане авторского намерения, большей  или  меньшей  близости  к  конечным
художественным целям. Все оттенки художественного намерения  могут  быть
переданы  только  известными  увеличениями  или   уменьшениями   приемов
художественной   выразительности.   Таким   образом   все    бесконечное
разнообразие человеческих интонаций, подчиняясь тем или другим этическим
акцентам,  представляется  не  чем  иным,  как  известными   сочетаниями
изменений относительного тона - как  единственного  доступного  человеку
средства выразительности.
   Д. Коровяков.
   Декларация прав человека и  гражданина  (declaration  des  droits  de
l'homme et du citoyen). Уже в наказах  1789  г.  встречается  требование
чтобы во Франции была издана Д. прав, причем,  конечно,  имелся  в  виду
пример Америки. В самом национальном собрании первая мысль о такой Д.  и
первый ее проект (12 июля 1789  г.)  принадлежали  Лафайету,  а  за  ним
представил свой проект и Сиейс (20 июля). Национальное собрание решило 4
авг., перед знаменитым ночным заседанием, поставить во главе конституции
торжественное объявление о правах  человека  и  гражданина,  а  12  авг.
поручило выработку ее текста особой комиссии. По докладу Мирабо, 26 авг.
собрание приняло Д., которая потом и была поставлена впереди конституции
1791 г. Ее текст состоит из краткого введения, в котором заявляется, что
единственными  причинами  общественных  бедствий  и  порчи  правительств
являются незнание, забвение  или  презрение  естественных,  священных  и
неотчуждаемых прав человека, и из 17 статей, заключающих в себе, главным
образом, две основные идеи политической философии естественного права  -
идею индивидуальной свободы и идею народовластия. Все  люди  свободны  и
равны в правах. Цель  общества  -  сохранение  прав  личности  (свободы,
собственности, безопасности и сопротивления угнетению). Верховная власть
принадлежит нации.  Закон  есть  выражение  общей  воли;  участвовать  в
издании  законов   имеют   право   все   граждане,   лично   или   через
представителей. Все граждане равны перед законом. Особые статьи (7 - 12)
обеспечивали  личную  неприкосновенность,  судебные  гарантии  личности,
свободу  совести  и  мысли,  свободу  слова  и  печати.  Публичная  сила
существует для счастья всех, а  не  для  личной  выгоды  тех,  кому  она
вверена. Налоги, необходимые для ее содержания, должны быть распределены
равномерно;  граждане  имеют  право  сами,  чрез  своих  представителей,
определять их размер и способ взимания. Общество имеет  право  требовать
отчета у своих агентов. "Общество, в котором не обеспечена гарантия прав
и не установлено разделения властей, не  имеет  конституции".  Никто  не
может быть лишаем собственности, кроме случаев общественной  надобности,
законно  засвидетельствованной,  и  лишь  под  условием  вознаграждения.
Таково, вкратце, содержание Д., принципы которой легли в  основу  целого
ряда постановлений публичного и частного права,  созданного  французской
революцией. В свое время Д. прав была предметом как восторженных  похвал
и резких нападок, так и более спокойной критики; и теперь  она  обращает
на себя большое внимание историков (см.  статью  М.  М.  Ковалевского  в
"Юрид. Вестнике" за 1889 г.). Когда, после  падения  монархии  и  отмены
конституции 1791 г., национальный конвент озаботился составлением новой,
республиканской конституции, то Д. прав составила существенную  часть  и
жирондистского проекта конституции, и якобинской конституции 1793 г.,  и
так наз. конституции III (1795) года. И жирондисты, и якобинцы внесли  в
свои Д. новую черту, которой не было в Д. учредительного собрания. Это -
принцип, которым на общество возлагается  обязанность  помощи  неимущим,
посредством   доставления   работы   или   пропитания,   и   обязанность
содействовать образованию всех своих членов. В остальном обе Д. мало чем
отличались от первой; в  них  только  сильнее  подчеркнуты  безграничное
верховенство нации и право сопротивления угнетению, которое превращалось
здесь прямо в  право  возмущения  (insurrection).  Когда  после  падения
Робеспьера  началась  реакция,  она  сказалась  и  на   содержании   Д.,
предпосланной конституции III года. Из новой  Д.  было  выключено  право
сопротивления, и к Д. прав прибавлена была Д.  обязанностей  (decl.  des
devoirs). Прибавлено было еще, что  верховная  власть  принадлежит  всей
совокупности  граждан  и  что  частные  их  соединения  не  имеют  права
присваивать  себе  всей  верховной  власти.  Мысль  о  Д.   обязанностей
высказывалась еще в авг. 1789 г.; но тогда вопрос об этом  был  отложен.
Обязанности, изложенные в Д. III г.,  имеют  чисто  моральный  характер;
особенно выдвигается вперед требование  подчинения  законам  и  законным
властям и поддержания  собственности,  как  основы  всего  общественного
порядка. В общем и Д. III г. сохранила принципы индивидуальной свободы и
народовластия.  В  конституции  VIII  (1799)  года,  передавшей   власть
Наполеону Бонапарте, нет уже  попытки  формулировать  права  человека  и
гражданина в том смысле, как это делалось в конституциях  1791,  1793  и
1795 гг. Историческое значение этих Д.  заключается  в  стремлении  дать
законодательную санкцию самым важным  принципам  политической  философии
естественного права, произведшей такой крупный переворот в  политических
взглядах и отношениях новейшего времени. Тексты Д. можно найти  в  любом

Страницы: «« « 867   868   869   870   871   872   873   874   875  876   877   878   879   880   881   882   883   884   885  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь