|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 865 866 867 868 869 870 871 872 873 874 875 876 877 878 879 880 881 882 883 » »» место, ограничиваясь однако же, в течение долгого времени, лишь сферою
театра. Условные приемы театральной Д. XVII и XVIII ст., с ее чуждым
реальной естественности пафосом и ложной преувеличенной
выразительностью, послужили причиною, что даже до сих пор слово Д. часто
понимается как напыщенное, ложно-чувствительное чтение или произнесение.
Знаменитый французский трагик начала XIX века, Тальма, явился первым
поборником естественной, правдивой выразительности в Д., и с тех пор
реальное направление постоянно борется со следами ложно-классической
эпохи. Наряду с настояниями о включении выразительного чтения в число
предметов, преподаваемых в первоначальном семейном и школьном обучении,
в средних и высших школах, начала создаваться литература о теоретических
основах искусства чтения, зиждущихся на началах физиологии, психологии,
акустики и фонетики: во Франции труды Легуве ("L'art de la lecture" и
"La lecture en action") и Арсена Пти ("La grammaire de la lecture а
haute voix"); в Германии соч. P. Бенедикса ("Der mundliche Vortrag" и
др.), Паллеске ("Die Kunst des Vortrags"), Л. Девриента, Таузинга,
Брюкке, Дистервега, Эйертмана, Оппеля и проч.; у нас труды академика Я
.Грота, П. Д. Боборыкина, В. П. Острогорского, М. Бродовского, Д.
Коровякова и др. В Северной Америке и в Париже выразительное чтение
включено в число обязательных предметов первоначального обучения.
Некоторые отдельные попытки распространения обучения этому предмету
обнаружились и у нас, и сознание значения Д. в последнее время делает
постепенные успехи.
Наиболее распространено мнение, что читать следует так, как говорят,
но, вопервых, не следует смешивать понятия: разговаривать и говорить, а
во-вторых говорят, обыкновенно, допуская такие неправильности, которые в
художественном чтении неуместны. Чтобы научиться правильно говорить,
единственный способ - выучиться правильно читать. Объект искусства
чтения с трудом поддается наименованию на русском языке. По-немецки он
называется Vortrag, по-франц. debit. Употребляемое в русск. языке слово
"дикция" (diction) выражает лишь ту часть задачи, которая касается
технических и логических условий искусства. Наиболее полно и правильно
было бы наименование "декламация", если бы это слово не давало повода к
вышеупомянутому превратному толкованию его значения; тем не менее его
можно употреблять, наравне с русским наименованием искусства
выразительного чтения.
Слушая чтение какого-либо произведения изящной словесности, мы
отличаем три стадии восприятия читаемого: а) органами слуха мы слышим
речь, б) органами мышления понимаем логический смысл ее содержания, и в)
с помощью воображения, фантазии сочувствуем художественным красотам,
переиспытываем изображенные в произведении настроения и чувства.
Сообразно этим трем стадиям располагаются и три группы средств, иначе
говоря, три группы условий искусства выраз. чтения: 1) технические, 2)
логические и 3) художественные условия. Согласно этому объект иск.
выраз. чтения есть устное, правильное и приятное для слуха
воспроизведение читаемого в полном объеме его логического и
художественного содержания, согласно намерениям автора или же от его
лица. А) Технические условия. 1. Голос представляет собою не только
материальную сторону звуков речи, но и главное средство выразительности
ее содержания. Разнообразие звуковых изменений голоса неисчерпаемо. Не
только голос одного человека различается от голоса другого, но и у
одного и того же обнаруживаются различные виды звуков - тембр в тесном
смысле. Разнообразие и выразительность звуковых изменений голоса так
велики, что даже междометиями могут быть переданы весьма многие понятия,
настроения и ощущения. Голос, обладая известным регистром звуков низких,
средних и высоких, должен быть воспитан и настроен, как всякий
инструмент, чтобы отвечать требованиям виртуоза. Для художественной речи
голос должен удовлетворять требованиям: благозвучности, объема, силы,
выдержанности и подвижности. Благозвучность, помимо прирожденной
человеку красоты звука, достигается правильной постановкой голоса,
полнотою и чистотою его. Постановка голоса должна определить количество
наиболее приятных и сильных звуков в среднем регистре, служащем главным
материалом чтеца, так как низкие и высокие ноты употребляются реже и в
исключительных случаях. Полнота голоса (металл) и его чистота зависят от
свойства голосовых связок, но также могут быть развиваемы упражнением в
громком чтении грудными нотами. Объем голоса зависит от количества
находящихся в нем нот или относительных тонов. Упражнения могут
увеличить до некоторой степени объем голоса, прибавляя несколько новых
нот, особенно в нижнем регистре. Чем обширнее диапазон, тем богаче
средства чтеца. Сила голоса определяется тем пространством, которое звук
должен наполнить, и вырабатывается упражнениями, как и выдержанность, т.
е. способность долго и не утомляясь говорить или читать полными, чистыми
звуками. Выдержанностью называется также способность говорить на
известном относительном тоне, не опуская и вообще не изменяя его.
Подвижность голоса есть способность произвольно, легко и свободно
изменять относительный тон по трем его измерениям (см. ниже), а равно
изменять строй или лад последовательных голосовых звуков и тембр, т. е.
характер самых звуков. 2) Дыхание. Правильное и свободное изменение
голосовых звуков возможно лишь под условием уменья дышать,
приобретаемого упражнением. Искусство дыхания состоит в уменье
поддерживать постоянно равномерный воздушный запас в легких и в уменье
равномерного и экономного расходования этого запаса. Запас воздуха
никогда не должен быть доводим до конца, что непременно отразилось бы на
изменении звука голоса. Вдыхания должны быть производимы намеренно, в
благоприятные для того моменты, незаметно для зрения и слуха слушателя.
Полное вдыхание производится при более крупных перерывах речи; в
остальное время запас поддерживается малым или нижним дыханием, т. е.
движениями диафрагмы. 3) Относительный тон и его изменения. Каждый звук
человеческой речи, чтобы быть доступным слуху, должен быть известной
высоты, продолжительности и силы, или, иначе говоря, звук может
изменяться только по этим трем измерениям, т. е. повышаться или
понижаться, ускоряться или замедляться или усиливаться и ослабляться. В
этих шести видах изменений относительного тона, справедливо называемых
"рычагами Д.", заключаются все без исключения способы выразительности
человеческой речи, начиная от членораздельных звуков, слогов, слов,
предложений, периодов и кончая самыми крупными частями изложения.
Большую важность имеют, поэтому, упражнения способности свободно, без
усилий и по произволу, изменять высоту, продолжительность и силу речи;
наиболее удобный для них материал - строки гекзаметра. Путем таких
упражнений достигаются 4) общие технические качества речи: гибкость,
Страницы: «« « 865 866 867 868 869 870 871 872 873 874 875 876 877 878 879 880 881 882 883 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |