Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 865   866   867   868   869   870   871   872   873  874   875   876   877   878   879   880   881   882   883  » »»

место, ограничиваясь однако же, в течение долгого времени,  лишь  сферою
театра. Условные приемы театральной Д. XVII и XVIII  ст.,  с  ее  чуждым
реальной    естественности    пафосом    и     ложной     преувеличенной
выразительностью, послужили причиною, что даже до сих пор слово Д. часто
понимается как напыщенное, ложно-чувствительное чтение или произнесение.
Знаменитый французский трагик начала XIX  века,  Тальма,  явился  первым
поборником естественной, правдивой выразительности в Д.,  и  с  тех  пор
реальное направление постоянно  борется  со  следами  ложно-классической
эпохи. Наряду с настояниями о включении выразительного  чтения  в  число
предметов, преподаваемых в первоначальном семейном и школьном  обучении,
в средних и высших школах, начала создаваться литература о теоретических
основах искусства чтения, зиждущихся на началах физиологии,  психологии,
акустики и фонетики: во Франции труды Легуве ("L'art de  la  lecture"  и
"La lecture en action") и Арсена Пти ("La  grammaire  de  la  lecture  а
haute voix"); в Германии соч. P. Бенедикса ("Der  mundliche  Vortrag"  и
др.), Паллеске ("Die  Kunst  des  Vortrags"),  Л.  Девриента,  Таузинга,
Брюкке, Дистервега, Эйертмана, Оппеля и проч.; у нас труды  академика  Я
.Грота, П. Д.  Боборыкина,  В.  П.  Острогорского,  М.  Бродовского,  Д.
Коровякова и др. В Северной Америке  и  в  Париже  выразительное  чтение
включено  в  число  обязательных  предметов  первоначального   обучения.
Некоторые отдельные  попытки  распространения  обучения  этому  предмету
обнаружились и у нас, и сознание значения Д. в  последнее  время  делает
постепенные успехи.
   Наиболее распространено мнение, что читать следует так, как  говорят,
но, вопервых, не следует смешивать понятия: разговаривать и говорить,  а
во-вторых говорят, обыкновенно, допуская такие неправильности, которые в
художественном чтении неуместны.  Чтобы  научиться  правильно  говорить,
единственный способ  -  выучиться  правильно  читать.  Объект  искусства
чтения с трудом поддается наименованию на русском языке.  По-немецки  он
называется Vortrag, по-франц. debit. Употребляемое в русск. языке  слово
"дикция" (diction) выражает  лишь  ту  часть  задачи,  которая  касается
технических и логических условий искусства. Наиболее полно  и  правильно
было бы наименование "декламация", если бы это слово не давало повода  к
вышеупомянутому превратному толкованию его значения; тем  не  менее  его
можно   употреблять,   наравне   с   русским   наименованием   искусства
выразительного чтения.
   Слушая  чтение  какого-либо  произведения  изящной  словесности,   мы
отличаем три стадии восприятия читаемого: а) органами  слуха  мы  слышим
речь, б) органами мышления понимаем логический смысл ее содержания, и в)
с помощью воображения,  фантазии  сочувствуем  художественным  красотам,
переиспытываем  изображенные  в  произведении  настроения   и   чувства.
Сообразно этим трем стадиям располагаются и три  группы  средств,  иначе
говоря, три группы условий искусства выраз. чтения: 1)  технические,  2)
логические и 3)  художественные  условия.  Согласно  этому  объект  иск.
выраз.  чтения  есть   устное,   правильное   и   приятное   для   слуха
воспроизведение  читаемого   в   полном   объеме   его   логического   и
художественного содержания, согласно намерениям автора  или  же  от  его
лица. А) Технические условия. 1.  Голос  представляет  собою  не  только
материальную сторону звуков речи, но и главное средство  выразительности
ее содержания. Разнообразие звуковых изменений голоса  неисчерпаемо.  Не
только голос одного человека различается  от  голоса  другого,  но  и  у
одного и того же обнаруживаются различные виды звуков - тембр  в  тесном
смысле. Разнообразие и выразительность  звуковых  изменений  голоса  так
велики, что даже междометиями могут быть переданы весьма многие понятия,
настроения и ощущения. Голос, обладая известным регистром звуков низких,
средних  и  высоких,  должен  быть  воспитан  и  настроен,  как   всякий
инструмент, чтобы отвечать требованиям виртуоза. Для художественной речи
голос должен удовлетворять требованиям:  благозвучности,  объема,  силы,
выдержанности  и  подвижности.   Благозвучность,   помимо   прирожденной
человеку  красоты  звука,  достигается  правильной  постановкой  голоса,
полнотою и чистотою его. Постановка голоса должна определить  количество
наиболее приятных и сильных звуков в среднем регистре, служащем  главным
материалом чтеца, так как низкие и высокие ноты употребляются реже  и  в
исключительных случаях. Полнота голоса (металл) и его чистота зависят от
свойства голосовых связок, но также могут быть развиваемы упражнением  в
громком чтении грудными  нотами.  Объем  голоса  зависит  от  количества
находящихся  в  нем  нот  или  относительных  тонов.  Упражнения   могут
увеличить до некоторой степени объем голоса, прибавляя  несколько  новых
нот, особенно в нижнем  регистре.  Чем  обширнее  диапазон,  тем  богаче
средства чтеца. Сила голоса определяется тем пространством, которое звук
должен наполнить, и вырабатывается упражнениями, как и выдержанность, т.
е. способность долго и не утомляясь говорить или читать полными, чистыми
звуками.  Выдержанностью  называется  также  способность   говорить   на
известном относительном тоне,  не  опуская  и  вообще  не  изменяя  его.
Подвижность  голоса  есть  способность  произвольно,  легко  и  свободно
изменять относительный тон по трем его измерениям (см.  ниже),  а  равно
изменять строй или лад последовательных голосовых звуков и тембр, т.  е.
характер самых звуков. 2)  Дыхание.  Правильное  и  свободное  изменение
голосовых   звуков   возможно   лишь   под   условием   уменья   дышать,
приобретаемого  упражнением.  Искусство   дыхания   состоит   в   уменье
поддерживать постоянно равномерный воздушный запас в легких и  в  уменье
равномерного и  экономного  расходования  этого  запаса.  Запас  воздуха
никогда не должен быть доводим до конца, что непременно отразилось бы на
изменении звука голоса. Вдыхания должны быть  производимы  намеренно,  в
благоприятные для того моменты, незаметно для зрения и слуха  слушателя.
Полное  вдыхание  производится  при  более  крупных  перерывах  речи;  в
остальное время запас поддерживается малым или нижним  дыханием,  т.  е.
движениями диафрагмы. 3) Относительный тон и его изменения. Каждый  звук
человеческой речи, чтобы быть доступным  слуху,  должен  быть  известной
высоты,  продолжительности  и  силы,  или,  иначе  говоря,  звук   может
изменяться  только  по  этим  трем  измерениям,  т.  е.  повышаться  или
понижаться, ускоряться или замедляться или усиливаться и ослабляться.  В
этих шести видах изменений относительного тона,  справедливо  называемых
"рычагами Д.", заключаются все без  исключения  способы  выразительности
человеческой речи, начиная  от  членораздельных  звуков,  слогов,  слов,
предложений,  периодов  и  кончая  самыми  крупными  частями  изложения.
Большую важность имеют, поэтому, упражнения  способности  свободно,  без
усилий и по произволу, изменять высоту, продолжительность и  силу  речи;
наиболее удобный для них  материал  -  строки  гекзаметра.  Путем  таких
упражнений достигаются 4) общие  технические  качества  речи:  гибкость,

Страницы: «« « 865   866   867   868   869   870   871   872   873  874   875   876   877   878   879   880   881   882   883  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь