|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 869 870 871 872 873 874 875 876 877 878 879 880 881 882 883 884 885 886 887 » »» вначале приезжие декораторы-италианцы - А. Перезинноти, Кваренги,
Канопи, Гонзага, а потом, в царствование имп. Николая I, немецкие
художники А. Роллер, К. Вагнер и др.; только в последние десятилетия
декорационная живопись вступила у нас на путь самостоятельности,
благодаря таким даровитым мастерам, как М. И. Бочаров и М. А. Шишков, и
учреждению при нашей акд. худож. особого класса для изучения этой
отрасли искусства.
А. С-в.
Де-Костер (Шарль-Теодор-Анри de-Coster) - бельгийский писатель (1827
- 79). Д. посвятил себя собиранию материалов народного творчества. В
1857 г. появились "Legendes flamandes", с рисунками Фелисьена Ропса -
сборник печальных и шутливых преданий. Затем следовали: "Contes
brabanзons" (1861), "Legende de Tyl Uilenspiegel et de Lamme Goedzak"
(1867), "Voyage de noce" (1872) и "Voyage en Zelande (1878).
Делакруа (Фердинанд-Виктор-Эжен Delacroix) - знаменитый франц.
живописец, род. в Шарантоне-Сен-Морисе (Сенск. деп.) 26 апр. 1798 г.;
ум. в Париже, 13 авг. 1863 г. В детстве он нисколько не выказывал
артистических способностей и начал заниматься живописью лишь 17 лет от
роду, по окончании курса в лицее Людовика Великого. Несмотря на то, что
его наставником был последователь Давида, Герен, он не примкнул к
псевдоклассическому направлению давидовской школы, но с первых же шагов
своих на художественном поприще явился решительным противником этого
направления, передовым и смелым сторонником нарождавшегося романтизма, и
вскоре стал во главе его представителей. Его творчество было направлено
к воспроизведению мгновенных и скоропреходящих явлений жизни и природы,
изображению необычайного, лирически-трогательного, потрясающего, нередко
даже ужасного. Для достижения этой цели, Д. смело пользовался всеми
средствами колорита, который дался ему как немногим, и пренебрегал
правильностью и благородством рисунка, заботясь, главным образом, об его
экспрессивности. Новаторское стремление он ясно выразил еще в своей
первой значительной картине: "Данте и Виргилий переезжают на ладье по
адскому озеру" (из I ч. Божеств. Комедии), выставленной им в салоне 1822
г. вопреки желанию Герена и встреченной со стороны одних восторженными
похвалами, со стороны других - жестокими порицаниями. Еще более бурные
споры возбудили "Хиоские убийства" - второе произведение Д., с которым
он явился пред публикою в 1824 г. Однако, в дальнейшей своей
деятельности, он мало-помалу завоевал себе симпатию большинства
художественных критиков и громкую известность в публике. Содержание его
картинам доставляли крайне разнообразные источники: библейские и
евангельские рассказы, мифология, древняя, средневековая и новейшая
история, народный быт и природа Алжирии, Марокко и Испании, посещенных
им в 1831 г., творения Данте, Шекспира, Гете и Байрона; он брался также
за изображение сражений, охотничьих сцен, животных и даже картин
неодушевленной природы (nature morte). В ряду его многочисленных картин,
следовавших за вышеупомянутыми двумя (обе ныне в луврской галерее),
считаются главными: "Казнь дожа Марино-Фальеро" (1827), "Христос в
Гефсиманском саду" (1827, в париж. церкви св. Павла), "Греция на
развалинах Миссолонги" (1827, в бордосском музее), "Свобода на
баррикадах" (1830), "Убийство люттихского епископа" (1831), "Медея пред
убийством своих детей" (1838, в лильском музее), "Религиозные фанатики в
Танхере" (1838), "Алжирские женщины у себя, дома", "Еврейская свадьба в
Марокко" (1841, наход. в Лувре), "Маргарита в церкви" (1846),
"Расставанье Ромео с Джульеттой" (1846), "Распятие" (1847), "Снятие со
креста" (1848), "Смерть Валентина" (1848), "Крушение ДонЖуана", "После
мучения св. Севатиана" (1853) и нек. др. Недостаточное знание рисунка и
небрежное отношение к нему гораздо заметнее в монументальных работах Д.,
чем в его обыкновенных картинах, несмотря на все изящество и роскошь его
колорита. Из таких работ можно указать на стенную живопись в тронной
зале Бурбонского дворца, в библиотеке Люксанбургского дворца, плафон в
Аполлоновой галерее Лувра и роспись одной из капелл в ц. св. Сульпиция,
в Париже. Д. славился не только как первоклассный, высокоталантливый
живописец, но также и как отличный гравер, литограф и рисовальщик
иллюстраций. Им исполнены 23 гравюры крепкой водкой и акватинтой и 107
литографий, изображающих портреты различных лиц, костюмы, животных,
сцены из "Г„ца фон-Берлихингена", "Фауста" и "Гамлета", карикатуры, и
сделано 17 рисунков для политипажей. Подвергаясь яростным нападкам
приверженцев старой школы, он был принужден вступать в полемику с ними и
вооружаться пером на защиту своих эстетических воззрений. Его журнальные
статьи и письма прекрасно обрисовывают личность автора и содержат в себе
любопытные данные для оценки современного ему движения во французском
искусстве. Ср. Ern. Chesneau, "Eugene Delacroix" (П. 1861); Piron, "Eug.
Delacroix, sa vie et ses oeuvres" (П. 1865); H. Delaborde, "Eloge d'E.
Delacroix" (П. 1876); H. Guet, "Delacroix" (П. 1885) и несколько др.
биографий.
А. С - в.
Дели - (правильнее Дили, также Дегли, Дехли; Dehli, Dihli, Delhi у
англ.) - гл. город одноименных отдела и округа в англоинд. провинции
Пенджаб, на пр. бер. Джамны (или Джумны); некогда величайший город Индии
("азиатский Рим"), еще в XVII в. превосходивший по величине и
народонаселению (свыше 2 миллионов) Лондон. Существуя с древнейших
времен, Д. много раз разрушался и отстраивался. Нынешний город, заново
построенный в XVII в. Шах-Джаханом, окружен на 20 верстном расстоянии
развалинами прежних Д., свидетельствующих о прошлом величии и богатстве
города. Современный Д. занимает 7 кв. км. и имеет форму полукруга,
диаметр которого идет вдоль высокого запад. бер. Джамны. Над окружающими
город высокими (10 м.) стенами, которые англичане усилили укреплениями и
широким рвом, поднимаются минареты и купола мечетей, башни дворцов и
между ними многочисленные группы пальм и др. деревьев. Д. состоит из
туземного города, разделяющегося на 2 квартала - индусов и мусульман, и
английского города, с дворцом резидента, арсеналами, магазинами и
казармами; последний отделен от города туземцев каналом и обширными
садами и бульварами. Совершенно отдельно, вдоль берега реки, лежит так
называемая "Крепость" - дворец великого могола Шах-Джахана,
составляющий, в сущности, особый город. До восстания 1857 г. здесь жили
великие моголы; в качестве англ. пенсионеров и под англ. охраной.
Входная зала, дл. более 53 саж.
- одна из величественнейших палат на всем свете, а обширная
аудиенц-зала, с своими поднимающимися над рекой и ее лесистыми островами
павильонами, вполне оправдывает находящуюся вокруг потолка надпись:
"Если есть небо на земле, то вот оно". Здесь же находились дворцы
Страницы: «« « 869 870 871 872 873 874 875 876 877 878 879 880 881 882 883 884 885 886 887 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |