Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 869   870   871   872   873   874   875   876   877  878   879   880   881   882   883   884   885   886   887  » »»

вначале  приезжие  декораторы-италианцы  -  А.  Перезинноти,   Кваренги,
Канопи, Гонзага, а  потом,  в  царствование  имп.  Николая  I,  немецкие
художники А. Роллер, К. Вагнер и др.;  только  в  последние  десятилетия
декорационная  живопись  вступила  у  нас  на  путь   самостоятельности,
благодаря таким даровитым мастерам, как М. И. Бочаров и М. А. Шишков,  и
учреждению при нашей  акд.  худож.  особого  класса  для  изучения  этой
отрасли искусства.
   А. С-в.
   Де-Костер (Шарль-Теодор-Анри de-Coster) - бельгийский писатель  (1827
- 79). Д. посвятил себя собиранию  материалов  народного  творчества.  В
1857 г. появились "Legendes flamandes", с рисунками  Фелисьена  Ропса  -
сборник  печальных  и  шутливых  преданий.  Затем   следовали:   "Contes
brabanзons" (1861), "Legende de Tyl Uilenspiegel et  de  Lamme  Goedzak"
(1867), "Voyage de noce" (1872) и "Voyage en Zelande (1878).
   Делакруа  (Фердинанд-Виктор-Эжен  Delacroix)  -   знаменитый   франц.
живописец, род. в Шарантоне-Сен-Морисе (Сенск. деп.) 26  апр.  1798  г.;
ум. в Париже, 13 авг. 1863  г.  В  детстве  он  нисколько  не  выказывал
артистических способностей и начал заниматься живописью лишь 17  лет  от
роду, по окончании курса в лицее Людовика Великого. Несмотря на то,  что
его наставником был  последователь  Давида,  Герен,  он  не  примкнул  к
псевдоклассическому направлению давидовской школы, но с первых же  шагов
своих на художественном поприще  явился  решительным  противником  этого
направления, передовым и смелым сторонником нарождавшегося романтизма, и
вскоре стал во главе его представителей. Его творчество было  направлено
к воспроизведению мгновенных и скоропреходящих явлений жизни и  природы,
изображению необычайного, лирически-трогательного, потрясающего, нередко
даже ужасного. Для достижения этой  цели,  Д.  смело  пользовался  всеми
средствами колорита, который  дался  ему  как  немногим,  и  пренебрегал
правильностью и благородством рисунка, заботясь, главным образом, об его
экспрессивности. Новаторское стремление он  ясно  выразил  еще  в  своей
первой значительной картине: "Данте и Виргилий переезжают  на  ладье  по
адскому озеру" (из I ч. Божеств. Комедии), выставленной им в салоне 1822
г. вопреки желанию Герена и встреченной со стороны  одних  восторженными
похвалами, со стороны других - жестокими порицаниями. Еще  более  бурные
споры возбудили "Хиоские убийства" - второе произведение Д.,  с  которым
он  явился  пред  публикою  в  1824  г.  Однако,  в   дальнейшей   своей
деятельности,  он  мало-помалу  завоевал   себе   симпатию   большинства
художественных критиков и громкую известность в публике. Содержание  его
картинам  доставляли  крайне  разнообразные  источники:   библейские   и
евангельские рассказы,  мифология,  древняя,  средневековая  и  новейшая
история, народный быт и природа Алжирии, Марокко и  Испании,  посещенных
им в 1831 г., творения Данте, Шекспира, Гете и Байрона; он брался  также
за  изображение  сражений,  охотничьих  сцен,  животных  и  даже  картин
неодушевленной природы (nature morte). В ряду его многочисленных картин,
следовавших за вышеупомянутыми двумя  (обе  ныне  в  луврской  галерее),
считаются главными:  "Казнь  дожа  Марино-Фальеро"  (1827),  "Христос  в
Гефсиманском саду"  (1827,  в  париж.  церкви  св.  Павла),  "Греция  на
развалинах  Миссолонги"  (1827,  в  бордосском   музее),   "Свобода   на
баррикадах" (1830), "Убийство люттихского епископа" (1831), "Медея  пред
убийством своих детей" (1838, в лильском музее), "Религиозные фанатики в
Танхере" (1838), "Алжирские женщины у себя, дома", "Еврейская свадьба  в
Марокко"  (1841,  наход.  в  Лувре),  "Маргарита   в   церкви"   (1846),
"Расставанье Ромео с Джульеттой" (1846), "Распятие" (1847),  "Снятие  со
креста" (1848), "Смерть Валентина" (1848), "Крушение  ДонЖуана",  "После
мучения св. Севатиана" (1853) и нек. др. Недостаточное знание рисунка  и
небрежное отношение к нему гораздо заметнее в монументальных работах Д.,
чем в его обыкновенных картинах, несмотря на все изящество и роскошь его
колорита. Из таких работ можно указать на  стенную  живопись  в  тронной
зале Бурбонского дворца, в библиотеке Люксанбургского дворца,  плафон  в
Аполлоновой галерее Лувра и роспись одной из капелл в ц. св.  Сульпиция,
в Париже. Д. славился не  только  как  первоклассный,  высокоталантливый
живописец, но также  и  как  отличный  гравер,  литограф  и  рисовальщик
иллюстраций. Им исполнены 23 гравюры крепкой водкой и акватинтой  и  107
литографий, изображающих  портреты  различных  лиц,  костюмы,  животных,
сцены из "Г„ца фон-Берлихингена", "Фауста" и  "Гамлета",  карикатуры,  и
сделано 17  рисунков  для  политипажей.  Подвергаясь  яростным  нападкам
приверженцев старой школы, он был принужден вступать в полемику с ними и
вооружаться пером на защиту своих эстетических воззрений. Его журнальные
статьи и письма прекрасно обрисовывают личность автора и содержат в себе
любопытные данные для оценки современного ему  движения  во  французском
искусстве. Ср. Ern. Chesneau, "Eugene Delacroix" (П. 1861); Piron, "Eug.
Delacroix, sa vie et ses oeuvres" (П. 1865); H. Delaborde,  "Eloge  d'E.
Delacroix" (П. 1876); H. Guet, "Delacroix" (П.  1885)  и  несколько  др.
биографий.
   А. С - в.
   Дели - (правильнее Дили, также Дегли, Дехли; Dehli,  Dihli,  Delhi  у
англ.) - гл. город одноименных отдела и  округа  в  англоинд.  провинции
Пенджаб, на пр. бер. Джамны (или Джумны); некогда величайший город Индии
("азиатский  Рим"),  еще  в  XVII  в.  превосходивший  по   величине   и
народонаселению (свыше  2  миллионов)  Лондон.  Существуя  с  древнейших
времен, Д. много раз разрушался и отстраивался. Нынешний  город,  заново
построенный в XVII в. Шах-Джаханом, окружен на  20  верстном  расстоянии
развалинами прежних Д., свидетельствующих о прошлом величии и  богатстве
города. Современный Д. занимает 7  кв.  км.  и  имеет  форму  полукруга,
диаметр которого идет вдоль высокого запад. бер. Джамны. Над окружающими
город высокими (10 м.) стенами, которые англичане усилили укреплениями и
широким рвом, поднимаются минареты и купола  мечетей,  башни  дворцов  и
между ними многочисленные группы пальм и др.  деревьев.  Д.  состоит  из
туземного города, разделяющегося на 2 квартала - индусов и мусульман,  и
английского  города,  с  дворцом  резидента,  арсеналами,  магазинами  и
казармами; последний отделен от  города  туземцев  каналом  и  обширными
садами и бульварами. Совершенно отдельно, вдоль берега реки,  лежит  так
называемая   "Крепость"   -   дворец   великого   могола    Шах-Джахана,
составляющий, в сущности, особый город. До восстания 1857 г. здесь  жили
великие моголы; в  качестве  англ.  пенсионеров  и  под  англ.  охраной.
Входная зала, дл. более 53 саж.
   -  одна  из  величественнейших  палат  на  всем  свете,  а   обширная
аудиенц-зала, с своими поднимающимися над рекой и ее лесистыми островами
павильонами, вполне  оправдывает  находящуюся  вокруг  потолка  надпись:
"Если есть небо на земле,  то  вот  оно".  Здесь  же  находились  дворцы

Страницы: «« « 869   870   871   872   873   874   875   876   877  878   879   880   881   882   883   884   885   886   887  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь