Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 863   864   865   866   867   868   869   870   871  872   873   874   875   876   877   878   879   880   881  » »»

Сибири, Миллера, и  с  недавно  открытыми  Оглоблиным  источниками,  под
"Большим каменным  носом"  Д.  надо  подразумевать  мыс  Чукотский,  как
единственный,  местоположение  которого  подходит  к  описанию  Д.   Это
обстоятельство, вместе с указанием Д. (в челобитной 1662  г.),  что  коч
его был выброшен "за Анадырь реку", утверждает за  Д.  несомненно  честь
первого исследователя пролива, названного Куком проливом Беринга  только
по неведению о подвиге Д.
   Потерпев крушение, Д. десять недель шел с 25 чел. к устью р. Анадырь,
где погибло еще 13 чел., а с остальными он  перезимовал  здесь  и  летом
1649 г., на  вновь  построенных  лодках,  поднялся  по  реке  до  первых
поселений инородцев, которых и объясачил. Тут,  на  среднем  течении  р.
Анадырь, было устроено зимовье, назв. потом Анадырским острогом. В  1650
г. сюда прибыла, сухим путем, партия  русских  из  Нижне-Колымска;  этим
путем, более удобным, нежели морской, воспользовался и  Д.  (1653),  для
отсылки в Якутск собранной им моржовой кости и мягкой рухляди. В 1659 г.
Д. сдал команду над Анадырским острогом и служилыми людьми, но оставался
в крае еще до 1662 г., когда вернулся в Якутск. Оттуда Д., с государевой
казною, был послан в Москву, куда и прибыл, вероятно, к середине 1664 г.
Сохранилась челобитная Д. о выдаче ему жалованья, заслуженного им, но не
полученного, за 19 лет, что и  было  исполнено.  В  1665  г.  Д.  выехал
обратно в Якутск и там служил до 1670  г.,  когда  снова  был  послан  с
государевою казною в Москву, куда явился в 1671 г. См. "Описание морских
путешествий по Ледовитому океану и по  Вост.  морю  с  Российской  стор.
учиненных", Миллера; "Хронол. ист. вс.  путеш.  в  сев.  полярн.  стр.",
Берха; "Истор. обозр. Сибири", Словцова; "Истор.  обозр.  пут.  по  Лед.
ок., между Карск. м. и Беринг. пр. до 1820 г.",  Врангеля;  "Журн.  Мин.
Нар. Пр.", 1890 г. ј 11, "Семен Дежнев", Н. Оглоблина.
   Деизм - термин весьма неопределенный.  Обыкновенно  противуполагается
теизму и обозначает, по определению  Канта,  убеждение  в  существовании
первопричины, имманентной миру  и  определяющей  собою  мировой  порядок
(moralische Weltordnung Фихте  старшего).  Теизм,  напротив,  обозначает
веру в личного Бога и в существование Промысла.  Хотя  Д.,  по-видимому,
явление религиозной жизни, но  в  действительности  это  скорее  течение
мысли, относящееся к общей истории культуры. С точки зрения  философской
Д.  представляет  собой  момент  в  истории  развития  представлений   о
Божестве. Политеизм уступает место монотеизму еще  в  Греции,  благодаря
Ксенофану  и  его  последователям.   Он   же   старается   устранить   и
антропоморфные представления из понятия  Божества;  но  в  идее  личного
Бога,  творца  и  руководителя  мира,  все  же  остается  антропоморфный
элемент, ибо личность немыслима без сознания, сознание же  есть  атрибут
человека. В устранении этого элемента состоит  философский  мотив  Д.  С
другой стороны, причину деистического направления следует искать в общих
условиях умственного состояния XVII века. Научные открытия  должны  были
повлиять на религиозные представления и вызвать критику основ религии  -
откровения  и  догматов,  принимаемых  христианской  церковью.  По  этой
причине  нельзя  согласиться  с  определением  Д.,  данным  Боссюэ:  "un
atheisme deguise". Деистическое движение было естественным и необходимым
результатом общего  положения  знания  в  XVII  в.;  это  было  движение
рационалистическое, с его хорошими и дурными сторонами; к первым следует
отнести защиту свободы  совести,  борьбу  с  суевериями  и  указание  на
нравственный момент, как на наиболее существенный во всякой религии;  ко
вторым  -  то  непонимание  исторических   явлений,   которым   страдало
деистическое направление. Принципом и критерием  деистов  был  разум,  в
форме так называемого "здравого смысла", общего всем  людям:  отсюда  их
псевдо-универсализм, отсутствие исторической точки зрения, борьба против
всего, что превышает понимание  здравого  смысла.  Оттого  и  результаты
деистического движения были отрицательные: деисты не создали  системы  и
представляют  собой  лишь  направление  мысли,  к   которому   примыкали
мыслители весьма различных убеждений, как Гоббс и Шефтсбери,  Гольбах  и
Руссо. Несостоятельность основного принципа деистов была причиною  того,
что историческая школа, с одной стороны, и спекулятивная  философия  XIX
в., с другой, окончательно устранили  деистов.  Осталась  лишь  одна  из
излюбленных мыслей деистов
   - различение естественной и положительной религии,  да  учение  их  о
том, что сущность религии состоит в нравственности.  Это  учение  вошло,
благодаря Канту и Фихте, в общее сознание.
   Д. появился впервые в Англии в начале  XVII  в.,  отсюда  перешел  во
Францию и наконец распространился в Германии; в каждой из этих стран  он
получил окраску, сообразную национальному характеру. В Англии Д. не стал
общим течением мысли образованного класса людей;  он  был  здесь  только
учением  отдельных  писателей,  группировавшихся  около  лорда  Герберта
Шербери и Локка. Английский Д. связан с политикой в  большей  мере,  чем
это было во Франции и в  Германии.  Начав  с  эмпиризма,  английский  Д.
кончил психологическим субъективизмом Юма. Французский Д. весьма  быстро
выродился в атеизм и матерьялизм. Локк и  у  французов  служил  исходным
пунктом движения, но Локк - в  понимании  Вольтера,  весьма  неправильно
считавшего его сенсуалистом. Нем. Д. определяется сочинениями англичан и
французов, переведенными  в  XVIII  в.,  и  философией  Вольфа,  который
различением естественного богословия от  откровенного  подготовил  почву
для большей свободы мысли в протестантской теологии.  Английские  деисты
очень рано начали называть себя freethinker'aми;  у  французов  писатели
этого направления назывались esprits forts или libertins (в  религиозном
отношении); у немцев оно получило  название  "Aufklarung",  просвещения.
Органом просветителей была "Немоцкая библиотека", издаваемая с  1766  г.
Николаи. Кант старался определить понятие просвещения, а Фихте,  который
может считаться истинным представителем просвещения, подверг  Николаи  и
его принципы убийственной и весьма справедливой критике.
   Родоначальник Д., лорд  Герберт  Шербери  (ум.  1648),  говорил,  что
различные религии ссылаются на откровение;  поэтому  необходима  критика
его. Критерием должны быть врожденные или общие идеи, которые могут быть
определены  по  известным  признакам,  перечисленным  в  сочинении   "De
veritate"    (всеобщее    признание,    необходимость,     априорность).
Существование  Бога  очевидно  из  рассмотрения  как  природы,   так   и
человеческого сознания.  Пять  врожденных  идей,  вложенных  в  сознание
человека Богом, касаются религии:  бытие  Бога,  обязанность  поклонения
ему, добродетель и благочестие, как главнейшие  элементы  богопочитания,
раскаяние в грехах и воздаяние  в  этом  и  ином  мире.  Эти  пять  идей
составляют  сущность  естественной  религии  и  должны  быть  принципами
вселенской церкви. Откровение лишь дополняет эти пять положений и  таким
образом создает отдельные церкви. Но истинность откровения  должна  быть

Страницы: «« « 863   864   865   866   867   868   869   870   871  872   873   874   875   876   877   878   879   880   881  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь