Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Чейре Эрнан - Частная система социального обеспечения

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 152
Размер файла: 405 Кб
Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»

Альенде была похожа на социалистическую плановую экономику типа той, что
существовала в СССР и странах Восточной Европы. В начале 70-х годов в Чили
централизованно устанавливались цены на более чем 3 тыс. видов продукции.
Прочие цены регулировались многочисленными налогами, устанавливаемыми для
отраслей, предприятий и отдельных видов продукции. Величины и способы
исчисления налогов постоянно менялись, что усугубляло хаос в экономике. Наряду
с регулированием цен существовала практика прямого прикрепления поставщиков к
потребителям. Так, в 1991 г. чилийский бизнесмен, владелец чаеразвесочной
фабрики, рассказывал российским экономистам, что во времена Альенде
государство директивно определяло ему поставщиков оптовых партий чая, цены и
объемы покупок, покупателей розничных партий чая, цены и объемы продажи.

рынке селитры в 1918 г., в то время составлявшей главную статью чилийского
экспорта, для Чили было характерно постоянное расширение государственного
вмешательства во внешнюю торговлю. К началу экономических реформ имелась
гигантская запутанная система регуляторов внешнеэкономической деятельности,
простиравшаяся от множественности обменных курсов и наличия нетарифных
ограничений на экспортно-импортные операции (лицензирование и квотирование
вывоза и ввоза товаров, применение в расчетах дифференцированных коэффициентов
фискального характера) до уголовного преследования граждан, владеющих
иностранной валютой. Эти усилия материализовались в почти полной утрате
конкурентоспособности чилийских товаров, растущей стагнации экспорта (в
течение десятилетия, предшествовавшего экономической реформе, экспорт
увеличивался в среднем менее чем на 1% в год), фиксации его сырьевой структуры
(более 85% экспортных поступлений приходилось на чилийскую медь).

эволюционировали в суперструктуру Центральной Федерации Профсоюзов (Central
Unica de Trabajadores), руководство которой провозгласило своей главной целью
объединение всех чилийских трудящихся в одну профсоюзную организацию.
Характерна полная поддержка государством этих устремлений. Можно упомянуть в
этой связи, что чилийскими законами предусматривалось обязательное членство в
профсоюзе и, разумеется, обязательная уплата членских взносов.

Давление профсоюзов на государство превратило институт заработной платы из
регулятора экономических пропорций в систему необоснованных привилегий и
дискриминации. Величина заработной платы в отраслях народного хозяйства была
прямо пропорциональна степени политической силы соответствующих отраслевых
профсоюзов. В ряде отраслей (обслуживание морских портов, горнодобывающая
промышленность и др.) зарплата была столь велика, что рабочие места
передавались по наследству как своего рода статусная привилегия. Рабочие этих
отраслей, ставшие "собственниками" своих рабочих мест, часто сдавали их в
аренду на следующих условиях: 50% заработка тому, кто фактически работал, и
50% -- арендодателю (это называлось "полцыпленка").

средствами массовой информациигосударства были национальные телевизионные каналы, 10 общенациональных газет,
27 журналов), так и косвенно, через систему ограничительных законов.
Деятельность средств массовой информации способствовала полной дезориентации
населения и росту социальных требований, которые парадоксальным образом
оборачивались против самого государства.

К началу экономических реформ стало ясно, что каждый очередной шаг
правительства в направлении расширения контроля над экономикой ухудшает
ситуацию, провоцируя дальнейшее продвижение к той грани, за которой необратимо
разрушаются механизмы саморегулирования экономической системы. Промышленное
производство практически не росло, инвестиции снижались (в 1972г. -- на 8%),
снижалась реальная заработная плата. Инфляция, достигшая в 1973 г. 1000% (500%
по официальной оценке правительства), при сохранении централизованного
ценообразования вызвала к жизни гигантский черный рынок. В ответ на это
правительство организовало систему Управлений по снабжению и ценам,
насчитывавшую более 1,5 тыс. местных отделений. На нее возлагалась задача
распределения и рационирования товаров потребительского назначения. Это
означало переход к правительственному контролю над рынком розничных продаж,
утрату последних элементов независимости людей от государственных структур.

Приход к власти военных в сентябре 1973 г. обозначил важный рубеж в жизни
страны. Меры военного правительства по подавлению политического сопротивления,
предпринимавшиеся после переворота, подробно комментировались в нашей печати и
специальной литературе. Политическая история правления военных закончилась
президентскими выборами 1989 г. и выборами в парламент в 1990 г., как это было
предусмотрено конституцией 1980 г. Вместе с тем, без должного внимания остался
переворот экономический, начавшийся в 1973 г. и продолжающийся до сих пор.
Безусловным свидетельством его успеха можно считать неизменность принципов
экономической политики, провозглашенную победившими на первых за 15 лет
свободных выборах христианскими демократами после ухода Пиночета с поста
президента.

Экономическая политика, проводившаяся в Чили на протяжении правления военных,
была одновременно и шагом в неизвестное, и возвращением к принципам
экономического либерализма XIX века. Напомним, что в середине 70-х гг. не
существовало ни рейганомики, ни тэтчеризма, в значительной мере опиравшихся на
ценности либерализма в практической политике в 80-е гг. Начиная с первых мер
по либерализации цен в 1973--1974 гг., от правительственных экономистов
потребовалось немалое мужество, поскольку практически все действия шли вразрез
с господствовавшими тогда в мире взглядами на роль государства и его место в
экономическом развитии. Кроме того, несмотря на поддержку их начинаний со
стороны президента Пиночета, они находились в постоянном конфликте с мощными
промышленными группами, привыкшими к покровительству государственных органов,
а также со многими влиятельными военными.

Последовательно восстанавливая ткань экономической жизни страны, чилийские
экономисты, занимавшие ключевые посты в соответствующих ведомствах
(министерство финансов, Центральный банк, министерство социального обеспечения
и т. п.) продемонстрировали виртуозное владение не только теорией, но и, если
так можно выразиться, техникой либерализма.

Ликвидация системы централизованного ценообразования и реформа внешней

Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Чейре Эрнан, Частная система социального обеспечения