|
Главная - Наука - История
Феофраст - Характеры Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 20 Размер файла: 121 Кб Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 » »» Феофраст
Характеры
----------------------------------------------------------------------------
Воспроизведено по изданию: Феофраст. Характеры / Перев., статья и
примеч. Стратановского Г.А. - Л.: Наука, 1974.
Оригинал здесь - http://miriobiblion.narod.ru/
----------------------------------------------------------------------------
I. Ирония
(1) Ирония [1] в широком смысле - это притворство, связанное с
самоумалением в действиях и речах, а ироник - вот какой человек. (2) Придя к
своим недругам, он готов болтать с ними, показывая вид, будто вовсе не
питает к ним неприязни.[2] В глаза он расхваливает тех, на кого исподтишка
нападает, и изъявляет соболезнование, если те проиграли тяжбу. Он даже
оправдывает тех, кто дурно отзывается о нем и обвиняет его. (3) С людьми
обиженными и раздраженными разговаривает спокойно, а если кто настойчиво
добивается встречи с ним, велит прийти позднее. (4) О своих делах ничего не
рассказывает: говорит, что только обдумывает и ничего еще не решил, делает
вид, будто только что пришел, что уже поздно, что ему нездоровится.[3] (5)
Если кто просит у него денег в долг или собирает складчину [4] [...] [5] и
если он несет что-нибудь на рынок, то говорит, что не продает, а если не
продает, то, наоборот, объявляет, что продает; что бы ни услышал,
притворяется, что ничего не слышал, увидел - говорит, что ничего не видал;
договорившись о чем-нибудь, заявляет, что не помнит; то говорит, что еще
поразмыслит, то - что еще не знает; то - что удивлен услышанным, то - что и
сам уже так рассудил. (6) Обычно он выражается в таком роде: "Не могу
поверить", "Этого я не постигаю", "Я поражен". Или же: "Ты говоришь словно о
другом человеке: мне он рассказывал совсем не то", "Это мне странно",
"Рассказывай кому-нибудь другому", "Теряюсь: тебе ли не верить или его
обвинять?", "Подумай все же: не слишком ли ты легковерен?".[6]
II. Льстивость
(1) Лесть можно определить как недостойное обхождение, выгодное
льстецу.[1] А льстец вот какой человек. (2) Идя с кем-либо, он говорит
спутнику: [2] "Обрати внимание, как все глядят на тебя и дивятся. Ни на кого
ведь в нашем городе не смотрят так, как на тебя! Вчера тебя расхваливали под
Портиком.[3] А там ведь сидело больше тридцати человек. И когда речь зашла о
том, кто самый благородный, то все (и я прежде всего) сошлись на твоем
имени". (3) Продолжая в таком духе, льстец снимает пушинки [4] с его плаща и
если тому в бороду от ветра попала соломинка, то вытаскивает ее и со смешком
говорит: "Смотри-ка! Два дня мы с тобой не видались, а уже в бороде у тебя
полно седых волос, хотя для твоих лет у тебя волос черен, как ни у кого
другого". (4) Стоит только спутнику открыть рот, как льстец велит всем
остальным замолчать, и если тот поет, то расхваливает, а по окончании песни
кричит: "Браво!". А если спутник отпустит плоскую шутку, льстец смеется,
затыкая рот плащом, как будто и в самом деле не может удержаться от смеха.
(5) Встречным он велит остановиться и ждать, пока "сам" не пройдет. (6)
Накупив яблок и груш, он угощает детей на глазах отца и целует их со
словами: "Славного отца птенцы".[5] (7) Покупая вместе с ним сапоги,[6]
льстец замечает: "Твоя нога гораздо изящнее этой обуви". (8) Когда тот
отправляется навестить кого-нибудь из друзей, он забегает вперед со словами:
"К тебе идут!", а затем, возвратившись, объявляет: "Я уже известил о твоем
приходе". (9) Мало того, он способен даже, не переводя духа, таскать покупки
с женского рынка.[7] (10) Первым из гостей он расхваливает хозяйское вино и
приговаривает: "Да и в еде ты знаешь толк!". Затем, попробовав что-нибудь со
стола, повторяет: "Что за славный кусочек!". Пристает к хозяину с вопросами:
не холодно ли ему, не накинуть ли на него что-нибудь и - не дожидаясь ответа
- закутывает его. С хозяином льстец шепчется, а во время разговора с другими
оглядывается на него. (11) В театре льстец сам подкладывает ему подушку,
отняв ее у раба. (12). И дом-то его, по словам льстеца, прекрасно построен,
и земельный участок отлично обработан, и портрет похож.[8]
III. Пустословие
(1) Пустословие - это пристрастие к докучливо длинным и необдуманным
речам. Вот какой человек пустослов.[1] (2) Усаживаясь рядом с незнакомцем,
он принимается расхваливать собственную жену. Потом рассказывает, какой сон
приснился ему прошлой ночью, затем подробно перечисляет блюда, которые ел за
обедом. (3) Дальше - больше. Он заводит речь о том, что люди ныне пошли
гораздо хуже прежних, а пшеница на рынке дешева, и как много понаехало
иностранцев, и море уже с Дионисий [2] снова судоходно; а если Зевс пошлет
побольше дождя, то и хлеба поправятся и через год он возделает поле; и как
жизнь-то стала тяжела, и что Дамипп [3] поставил самый большой факел на
мистериях,[4] и сколько колонн в Одеоне,[5] и что "вчера меня стошнило", и
"какой сегодня день", и что в боэдромионе бывают мистерии, в пианепсионе -
Апатурии,[6] а в посидеоне -Сельские Дионисии.[7] (4) И если терпеть его
пустословие, то он так и не оставит в покое.[8]
IV. Неотесанность
(1) Деревенскую неотесанность можно, пожалуй, определить как
невоспитанность, связанную с непристойностью.[1] А неотесанный вот какой
человек. (2) Напившись кикеона,[2] он отправляется в народное собрание и
[...] (З) заявляет, что мирра [3] издает запах не лучше дикой мяты. (4)
Сапоги носит непомерно большие (5) и говорит зычным голосом;[4] (6) друзьям
и родственникам не доверяет, с рабами же, напротив, советуется по самым
важным делам; поденщикам, работающим на его поле, пересказывает все, что
происходило в народном собрании. (7) Садится он, задрав плащ выше колен, так
что видна его нагота. (8) На улицах города ничто его не удивляет и не
поражает, и только когда увидит быка, осла или козла, то останавливается и
внимательно разглядывает. (9) Доставая что-нибудь из кладовой, он тут же
наестся и хлебнет неразбавленного вина. (10) Пекарку он сначала украдкой
притиснет, а затем намелет с ней муку для всех домашних и для себя. (11)
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |