Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Феофраст - Характеры

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 20
Размер файла: 121 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  » »»

испражнениях при этом была чернее похлебки, что  стоит  на  столе.  (7)  При
домочадцах он способен спросить: "Скажи-ка, мамаша, какой это был  для  тебя
денек, когда ты меня в муках рожала?". И затем сам отвечает за мать, что все
же это было отрадно [...] (8) Потом заявляет, что едва  ли  есть  хоть  один
человек на свете, кто бы не  испытывал  одновременно  и  того  и  другого  -
удовольствия и страдания. (9) В гостях за обедом он рассказывает, что дома у
него в цистерне есть холодная вода, в огороде полно свежих овощей,  а  повар
готовит отличный обед.[2] И дом его что постоялый двор - всегда так и  кишит
гостями; друзья же у него - что бездонная бочка: сколько  ни  старайся,  все
равно   не   наполнить.   (10)   Гостям   он   показывает   таланты   своего
прихлебателя.[3] Угощая гостей вином, приговаривает, что забава для них  уже
приготовлена и стоит  только  попросить,  как  раб  приведет  флейтистку  из
публичного дома, "чтобы она всем нам сыграла и доставила удовольствие".


       XXI. Тщеславие

     (1) Тщеславие  мы  определим  как  низменное  стремление  к  почету,  а
тщеславный [1] вот какой человек. (2) В гостях за обедом он старается занять
место за столом рядом  с  самим  хозяином.[2]  (3)  Сына  своего  отправляет
остричь волосы  в  Дельфы,[3]  (4)  причем  обязательно  позаботится,  чтобы
сопровождающий его слуга был эфиоп.[4] (5)  Возвращая  взятую  в  долг  мину
серебра, он старается отдать целиком новой монетой. (6) Для  галки,  которую
держит в доме, он обязательно купит лесенку и сделает маленький медный  щит,
чтобы она прыгала с ним по этой лесенке.[5]  (7)  Когда  приносит  в  жертву
быка, то уж непременно приколотит у себя перед входной дверью  бычий  лоб  с
рогами, обвитый огромным венком, чтобы входящие  видели,  что  он  принес  в
жертву быка. (8) После торжественного шествия со всадниками  он  велит  рабу
отнести домой все вещи и снаряжение, а сам, накинув гражданский плащ,  но  в
шпорах, красуется, прогуливаясь по рынку. (9) Если у него околеет  мелитская
собачонка,[6] он велит поставить надгробный памятник  и  сделать  столбик  с
надписью: "Чистый отпрыск мелитской породы". (10) Посвятив в  храм  Асклепия
[7] медный  палец,[8]  он  принимается  начищать  его,  украшает  венками  и
ежедневно умащает благовониями. (11) Когда ему случится исполнять  должность
притана,[9] он обязательно потребует от коллегии пританов,  чтобы  ему  дали
объявить народу  исход  жертвоприношения,  и  тогда,  облачившись  в  пышное
одеяние, с венком на голове, выступает с такими словами:  "О  мужи  афиняне!
Мы, пританы, принесли жертвы Матери богов и  справили  Галаксии.[10]  Жертвы
благоприятны. И вы принимайте ее дары!". После этого он возвращается домой и
рассказывает жене о своем удивительном успехе.


     XXII. Скаредность [1]

     (1) Скаредность - это низменная боязнь расходов,[2] а скаред вот  какой
человек. (2) Одержав  победу  с  трагическим  хором,  он  посвящает  Дионису
деревянную диадему и пишет на ней свое имя.[3] (3) Как только зайдет речь  в
народном собрании о добровольных взносах,[4] он встает и втихомолку  уходит.
(4)  Отдавая  замуж  дочь,[5]  продает  жертвенное   мясо,   кроме   частей,
назначенных жрецам, а прислуживать на свадебной  пирушке  нанимает  слуг  на
своих харчах. (5) Во время триерархии  [6]  он  велит  стлать  себе  постель
кормчего на корабельной палубе, а свою бережет.  (6)  Он  также  не  пускает
сыновей в школу в праздник  Муз  [7]  под  предлогом  нездоровья,  чтобы  не
вносить за них доли в складчину.[8] (7) Накупив съестного, он  сам  несет  с
рынка мясо и овощи за пазухой.[9] (8) Когда  приходится  отдавать  в  стирку
плащ, он не выходит  из  дому.[10]  (9)  Завидев  приближающегося  приятеля,
который собирает складчину, скряга, хотя уже договорился  с  ним  о  взносе,
все-таки сворачивает с дороги и кружным путем возвращается домой. (10)  Жене
своей, которая принесла ему большое приданое, не покупает рабыни-служанки, а
нанимает провожать ее с женского рынка девочку. (11) Обувь носит с много раз
наставленными подметками и утверждает, что они не уступают в прочности рогу.
(12) Встав утром, он сам подметает пол в доме и уничтожает клопов в постели.
(13)Когда садится, то отворачивает свой плащ, который постоянно носит.


     XXIII. Бахвальство [1]

     (1) Бахвальство - это  не  что  иное  как  притязание  на  достоинства,
которых нет в действительности, а бахвал вот  какой  человек.  (2)  Стоя  на
молу,[2] он разглагольствует перед иностранцами, как много денег он вложил в
морскую торговлю, и подробно расписывает свои морские ссудные операции,  как
велики они и сколько он успел уже на них заработать и потерять. Плетя  такие
небылицы,[3] он в то же время посылает парнишку в  меняльную  лавку,  где  у
него нет даже драхмы на счету.[4] (3) Дорожному спутнику он готов заморочить
голову рассказами, как он воевал с Александром,[5]  какие  милости  тот  ему
оказывал и  сколько  он  привез  с  собой  кубков,  украшенных  драгоценными
каменьями. И об азиатских мастерах он готов  спорить,  утверждать,  что  они
лучше европейских, и все это, не выехав ни разу в жизни  из  своего  города.
(4) У него есть уже, по его словам, целых три  письма  от  Антипатра  [6]  с
приглашением приехать в Македонию.  И  несмотря  на  разрешение  беспошлинно
вывозить оттуда лес,[7] он все-таки, мол, отказался ехать,  чтобы  никто  не
донес о его слишком больших симпатиях к македонянам. (5) В  голодную  годину
[8] он  будто  бы  потратил  больше  пяти  талантов  на  помощь  нуждающимся
гражданам,  так  как  не  мог  им  отказать.  (6)  Сидя   рядом   с   людьми
незнакомыми,[9] он велит одному из них класть счетные камешки и, подсчитывая
итоги по 600 драхм и по мине [10] и для правдоподобия называя при этом имена
людей, кому он ссудил деньги, получает общий итог в 24  таланта.[11]  Эти-то
деньги, по его  словам,  и  есть  его  добровольные  пожертвования.  Что  до
постройки кораблей, то  это,  а  также  и  другие  общественные  повинности,
которые ему пришлось нести, в счет не идет. (7) Подойдя  к  рядам  продавцов
породистых коней, он делает вид, будто собирается  купить  коня.[12]  (8)  У
прилавка [13] продавцов материй и одежды набирает себе  одежды  почти  на  2
таланта,[14] а затем принимается бранить раба за то, что тот пошел с ним  на
рынок, не взяв с собой золотой монеты.[15] (9) Живя в наемном  доме,  бахвал
уверяет людей, что дом достался ему от отца по наследству, но он желает  его
продать, потому-де, что дом ему слишком мал для приема иностранных гостей.


     XXIV. Высокомерие


Страницы: « 1   2   3   4   5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Феофраст, Характеры