|
Главная - Наука - История
Феофраст - Характеры Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 20 Размер файла: 121 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 » »» испражнениях при этом была чернее похлебки, что стоит на столе. (7) При
домочадцах он способен спросить: "Скажи-ка, мамаша, какой это был для тебя
денек, когда ты меня в муках рожала?". И затем сам отвечает за мать, что все
же это было отрадно [...] (8) Потом заявляет, что едва ли есть хоть один
человек на свете, кто бы не испытывал одновременно и того и другого -
удовольствия и страдания. (9) В гостях за обедом он рассказывает, что дома у
него в цистерне есть холодная вода, в огороде полно свежих овощей, а повар
готовит отличный обед.[2] И дом его что постоялый двор - всегда так и кишит
гостями; друзья же у него - что бездонная бочка: сколько ни старайся, все
равно не наполнить. (10) Гостям он показывает таланты своего
прихлебателя.[3] Угощая гостей вином, приговаривает, что забава для них уже
приготовлена и стоит только попросить, как раб приведет флейтистку из
публичного дома, "чтобы она всем нам сыграла и доставила удовольствие".
XXI. Тщеславие
(1) Тщеславие мы определим как низменное стремление к почету, а
тщеславный [1] вот какой человек. (2) В гостях за обедом он старается занять
место за столом рядом с самим хозяином.[2] (3) Сына своего отправляет
остричь волосы в Дельфы,[3] (4) причем обязательно позаботится, чтобы
сопровождающий его слуга был эфиоп.[4] (5) Возвращая взятую в долг мину
серебра, он старается отдать целиком новой монетой. (6) Для галки, которую
держит в доме, он обязательно купит лесенку и сделает маленький медный щит,
чтобы она прыгала с ним по этой лесенке.[5] (7) Когда приносит в жертву
быка, то уж непременно приколотит у себя перед входной дверью бычий лоб с
рогами, обвитый огромным венком, чтобы входящие видели, что он принес в
жертву быка. (8) После торжественного шествия со всадниками он велит рабу
отнести домой все вещи и снаряжение, а сам, накинув гражданский плащ, но в
шпорах, красуется, прогуливаясь по рынку. (9) Если у него околеет мелитская
собачонка,[6] он велит поставить надгробный памятник и сделать столбик с
надписью: "Чистый отпрыск мелитской породы". (10) Посвятив в храм Асклепия
[7] медный палец,[8] он принимается начищать его, украшает венками и
ежедневно умащает благовониями. (11) Когда ему случится исполнять должность
притана,[9] он обязательно потребует от коллегии пританов, чтобы ему дали
объявить народу исход жертвоприношения, и тогда, облачившись в пышное
одеяние, с венком на голове, выступает с такими словами: "О мужи афиняне!
Мы, пританы, принесли жертвы Матери богов и справили Галаксии.[10] Жертвы
благоприятны. И вы принимайте ее дары!". После этого он возвращается домой и
рассказывает жене о своем удивительном успехе.
XXII. Скаредность [1]
(1) Скаредность - это низменная боязнь расходов,[2] а скаред вот какой
человек. (2) Одержав победу с трагическим хором, он посвящает Дионису
деревянную диадему и пишет на ней свое имя.[3] (3) Как только зайдет речь в
народном собрании о добровольных взносах,[4] он встает и втихомолку уходит.
(4) Отдавая замуж дочь,[5] продает жертвенное мясо, кроме частей,
назначенных жрецам, а прислуживать на свадебной пирушке нанимает слуг на
своих харчах. (5) Во время триерархии [6] он велит стлать себе постель
кормчего на корабельной палубе, а свою бережет. (6) Он также не пускает
сыновей в школу в праздник Муз [7] под предлогом нездоровья, чтобы не
вносить за них доли в складчину.[8] (7) Накупив съестного, он сам несет с
рынка мясо и овощи за пазухой.[9] (8) Когда приходится отдавать в стирку
плащ, он не выходит из дому.[10] (9) Завидев приближающегося приятеля,
который собирает складчину, скряга, хотя уже договорился с ним о взносе,
все-таки сворачивает с дороги и кружным путем возвращается домой. (10) Жене
своей, которая принесла ему большое приданое, не покупает рабыни-служанки, а
нанимает провожать ее с женского рынка девочку. (11) Обувь носит с много раз
наставленными подметками и утверждает, что они не уступают в прочности рогу.
(12) Встав утром, он сам подметает пол в доме и уничтожает клопов в постели.
(13)Когда садится, то отворачивает свой плащ, который постоянно носит.
XXIII. Бахвальство [1]
(1) Бахвальство - это не что иное как притязание на достоинства,
которых нет в действительности, а бахвал вот какой человек. (2) Стоя на
молу,[2] он разглагольствует перед иностранцами, как много денег он вложил в
морскую торговлю, и подробно расписывает свои морские ссудные операции, как
велики они и сколько он успел уже на них заработать и потерять. Плетя такие
небылицы,[3] он в то же время посылает парнишку в меняльную лавку, где у
него нет даже драхмы на счету.[4] (3) Дорожному спутнику он готов заморочить
голову рассказами, как он воевал с Александром,[5] какие милости тот ему
оказывал и сколько он привез с собой кубков, украшенных драгоценными
каменьями. И об азиатских мастерах он готов спорить, утверждать, что они
лучше европейских, и все это, не выехав ни разу в жизни из своего города.
(4) У него есть уже, по его словам, целых три письма от Антипатра [6] с
приглашением приехать в Македонию. И несмотря на разрешение беспошлинно
вывозить оттуда лес,[7] он все-таки, мол, отказался ехать, чтобы никто не
донес о его слишком больших симпатиях к македонянам. (5) В голодную годину
[8] он будто бы потратил больше пяти талантов на помощь нуждающимся
гражданам, так как не мог им отказать. (6) Сидя рядом с людьми
незнакомыми,[9] он велит одному из них класть счетные камешки и, подсчитывая
итоги по 600 драхм и по мине [10] и для правдоподобия называя при этом имена
людей, кому он ссудил деньги, получает общий итог в 24 таланта.[11] Эти-то
деньги, по его словам, и есть его добровольные пожертвования. Что до
постройки кораблей, то это, а также и другие общественные повинности,
которые ему пришлось нести, в счет не идет. (7) Подойдя к рядам продавцов
породистых коней, он делает вид, будто собирается купить коня.[12] (8) У
прилавка [13] продавцов материй и одежды набирает себе одежды почти на 2
таланта,[14] а затем принимается бранить раба за то, что тот пошел с ним на
рынок, не взяв с собой золотой монеты.[15] (9) Живя в наемном доме, бахвал
уверяет людей, что дом достался ему от отца по наследству, но он желает его
продать, потому-де, что дом ему слишком мал для приема иностранных гостей.
XXIV. Высокомерие
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |